Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.

Работа содержит 1 файл

ответы по анатомии.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Психическое развитие — последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики детей и подростков.

Развитие психики совершается  в ходе ее онтогенеза. Ребенок рождается  с природными возможностями человеческого  психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются   в процессе взаимодействия человека   с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включением в жизнь общества и его созидательную  деятельность. Постепенно ребенок становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

В целом психическое развитие совершается  постепенно, но в нем наблюдаются  в некоторые периоды, скачки развития. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в психическом развитии.

Основные отличительные особенности  психического развития в раннем возрасте: его зависимость от наглядной  ситуации; функционирование в неразрывной  связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Дошкольное детство называют возрастом игры, именно в игре развиваются речевые формы общения, формируется моральное сознание, многие способности и качества.

 

10. Гетерохронность и гармоничность развития

 

Рост и развитие всех органов и физиологических систем в организме детей происходит не одновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно. Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо. Например, у младших школьников крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости.

Изменения биологических  предпосылок психического развития обусловлены процессами созревания, которые составляют определенную последовательность возрастных изменений в центральной  нервной системе и других системах организма, значимых для возникновения и реализации психических функций. Процессы созревания охватывают длительный период онтогенеза и имеют гетерохронный характер, т.е. отдельные структуры и функции в организме ребенка созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Таким образом, до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую физиологическую и психологическую ''архитектуру'', в значительной степени определяющую возможности данного возраста.

Последовательность процессов  созревания отражает как общее, так  и индивидуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается в первую очередь темпа созревания или  скорости возрастных преобразований, которая может входе онтогенеза меняться. Таким образом, ребенок в ходе развития может переживать периоды ускорения или замедления биологического созревания. Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание функциональных систем в организме ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное, т.е. гармоничное взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

 

 

 

11. Критические периоды развития  в постотальном онтогинезе.

 

В постотальном онтогенезе выделяют три критических периода.

Первый наблюдается  с 2 до 3 лет, в период, когда ребенок начинает двигаться активно, особенно ранимой оказывается нервная система и ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению психических заболеваний.

Второй  период совпадает с началом школьного обучения и приходится на 6-8 лет. Резко меняется образ жизни ребенка, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. В этом возрасте происходят существенные изменения в органах и тканях тела, формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. Крепнут мышцы и связки. (см. воп. 10)

Третий период (пубертатный) связан с изменениями в организме  ребенка гормонального баланса; созреванием; перестройкой эндокринной  системы. Он приходится на 12-15 лет. Характеризуется ранимой нервной системой, возникновением нервных расстройств. В это время в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.(см. воп. 39)

 

Рассмотрим, как происходит развитие психики. В целом развитие совершается  постепенно, но в нем наблюдаются  скачки развития. Количественные изменения  подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция – к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности.

Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и др.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая  при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Поведенческие критерии критических периодов – трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др.

 

12. Реактивность и резистентность  организма детей и подростков

 

Реактивность – способность организма отвечать на воздействия адекватной реакцией. Она определяется особенностями его функционального процесса, поэтому на одно и то же воздействие орган не сможет отвечать противоположными реакциями.

Резистентность – устойчивость организма к действиям вредных факторов внешней среды. Она обеспечивается специальными биологическими механизмами, выработанными в процессе эволюции. Резистентность характеризуется устойчивостью ребенка к действию инфекционных факторов, переохлаждению и факторов, травмирующих психику. Такая устойчивость имеет большое значение и связана с гомеостазом – состоянием, относительным динамическим постоянством внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (например, обеспечение постоянства температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови и др.), которое поддерживается благодаря сложным координационным и регуляторным взаимоотношениям, осуществляемым как на уровне целостного организма, так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях.

В этом механизме отчетливо проявляется  свойство адаптации организма к  изменениям условий внешней среды, в которой он существует. Можно  говорить о нервно-психическом гомеостазе, обеспечивающем сохранение и поддержание оптимальных условий для функционирования мозга, нервной системы в целом в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

 

13. Адаптация

Адаптация – свойство организма  приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Понятие физиологической адаптации было впервые сформулировано Кеноном как совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятность влияния окружающей среды, направленное на сохранение гомеостаза.

Показано, что любые приспособления реакций в организме осуществляется под контролем центральной нервной системы благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, включающих корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринной системы. Особое значение формированию защитных реакций организма в условиях стресса отводится и гипофизу и надпочечникам, синтезирующим адаптивные гормоны (адреналин). 

Под действием ''стресс'' (напряжение) понимают неспецифические психофизиологические проявления адаптационной активности при действии любых, значимых для организма факторов. Различают положительные формы стресса – эустресс (например, сильная радость) и отрицательные – дистресс. Выделяют три стадии стресса. Через 6 часов после стрессорного воздействия развивается первая стадия – ''реакция тревоги'' – мобилизация защитных сил, которая длится 24-28 часов. Ни один организм не может длительное время находиться в состоянии тревоги, и если он выживет, то возникает стадия резистентности, или устойчивости, приспособления к трудной ситуации. Эта стадия приводит к поддержанию нормального существования организма в новых для него условиях. Если же стрессор (стрессорный агент, оказывающий сильное, отрицательно влияющее на организм воздействие) продолжает действовать, то может наступить третья стадия – стадия истощения. В этом случае характер деятельности эндокринных желез близок к реакции на стадию тревоги. В отличие от первой стадии, когда это реакция ведет к стимуляции организма, в третьей стадии она – призыв о помощи или устранении стрессора. При сильном и длительном стрессе такое воздействие может привести к болезни или к смерти.

Речь, конечно, идет о сильном стрессе, наиболее тяжелая форма которого – шок. При действии раздражителей  средней силы происходит развитие ''реакции  активности'' – активации защитных систем организма, которая не носит патологический характер, не приводит к истощению. Адаптация организма к слабым по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается постепенное или быстрое повышение резистентности организма.

Рассмотрим  адаптацию детей к новым условиям жизни, с которыми сталкиваются практически  все дети – это первый приход их в детский сад, в школу. Адаптация  детей и подростков не является пассивной приспособительной реакцией организма. Она представляет собой акт высшей нервной и психической деятельности к соответствующим условиям коллектива. Обнаружено, что степень напряженности физиологической системы ребенка при резкой смене условий жизни определяется состоянием его нервной системы, его возрастом и адекватным воспитанием.

Дети  с сильной нервной системой обладают большими адаптационными свойствами. Оказалось, что наиболее тяжело идет адаптация детей при их поступлении  в ясли в возрасте от 10 мес. до 1 г 3 мес. Более легко идет адаптация детей до 6 мес. и старше 1,5 лет. Резко снижаются адаптационные возможности в критические периоды развития.

Необычные факторы окружающей среды, оказывающие  неблагоприятное влияние на общее  состояние ребенка, его самочувствие, здоровье называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем ребенка, иногда даже неблагоприятной для здоровья.

 

14. Акселерация и ретардация  развития детей и подростков

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — отмечаемое за последние 100—150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Этот термин был введен в литературу в 30-е гг. нашего столетия немецким ученым Э. В. Кохом, хотя первые сведения об ускорении соматического развития публиковались уже в прошлом веке. Ретардация развития – замедление развития. В настоящее время термин акселерация употребляется в двух значениях: 1) эпохальная акселерация; 2) внутригрупповая акселерация.

Эпохальная акселерация характеризуется  сложным комплексом взаимосвязанных явлений, в том числе некоторыми изменениями в психическом развитии. Длина тела детей при рождении увеличилась за последние 100—150 лет в среднем на 0,5—1 см, а вес — на 100— 300 г. За это время увеличился и вес плаценты у матерей. Вес тела ребенка, зафиксированный при рождении, удваивается к 4 мес. (вместо прежних 6). Одним из критериев оценки физического развития грудных детей является соотношение обхватов груди и головы. Отмечено более раннее выравнивание величин этих признаков. В начале XX в. оно наблюдалось в конце первого года жизни, в 1937 г. — на 6-м месяце, в 1949 г. — на" 5-м, в настоящее же время—между 2-м и 3-м месяцем жизни; после этого обхват груди обгоняет обхват головы.

Ускорение развития коснулось и  двигательной функции. Современные подростки по сравнению с их ровесниками, жившими несколько десятилетий назад, быстрее бегают, дальше прыгают в длину с места, большее число раз подтягиваются. Подобные сдвиги наблюдаются в силе сжатия кисти и других показателях.

Существует много гипотез о причинах акселерации и эпохального сдвига в целом. Предполагаемые причины можно разбить на две группы: внешнесредовые (экзогенные), действующие на каждое новое поколение в течение индивидуальной жизни человека, и эндогенные, связанные с изменением наследственности.

Информация о работе Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками