Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.

Работа содержит 1 файл

ответы по анатомии.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Большинство авторов не без оснований  объясняют акселерацию коренным улучшением условий жизни: повышением материального и культурного  уровня, включая улучшение питания, успехами медицины (в том числе  борьбой с болезнями, широким  распространением санитарно-гигиенических мероприятий, профилактических прививок) и т. д. Акселерацию связывают, в частности, с возросшим потреблением белков и жиров животного происхождения, а также молока, сахара и витаминов.

Есть попытки объяснить акселерацию  влиянием на организм через нервную систему условий жизни в современном городе (ускоренный темп жизни, потоки света, скорость транспорта, шум, повседневное влияние радио, телевидения и т. п.). Считают, что «наэлектризованная» этими возбуждающими факторами нервная система по принципу обратной связи вызывает более раннее соматическое развитие детей. Другие многочисленные гипотезы объясняют ускорение соматического развития изменением климатических условий, влиянием радиоволн и др.

Пока ни одна из гипотез не может целиком удовлетворительно объяснить феномен акселерации. На человека действует большой комплекс биологических и социальных причин в их сложном взаимодействии. Скорее всего, причины акселерации лежат в самом образе жизни, изменившемся в связи с развитием промышленности. На образ жизни человека все большее влияние оказывает урбанизация, ставшая характерной чертой общественного строя любой страны. В условиях свойственных большому городу и проникающих в малые города и сельскую местность, на человека действуют многие экзогенные и эндогенные факторы. Совокупность этих факторов (включая питание), вероятно, и приводит к более раннему созреванию организма у подрастающего поколения, к более позднему старению лиц пожилого возраста к большей продолжительности жизни.

Акселерация не имеет отношения  к видовой биологической эволюции человека. Ее проявления не следует рассматривать как что-то исключительное в соматическом развитии человека современного типа. На протяжении последних нескольких тысячелетий у него были периоды повышения и понижения размеров тела.

Внутригрупповая акселерация означает ускоренное физическое развитие отдельных  детей и подростков в определенных возрастных группах. Такие дети составляют 13-20 % от общего числа детей данного  возраста. Дети с замедленным развитием также составляют 13-20 %. Биологический механизмы ретардации мало изучены. Важное значение здесь имеют наследственные, врожденные и приобретенные биологические нарушения, различные факторы социального характера.

 

15. Морфофункционаные особенности опорно-двигательного аппарата детей и подростков

Опорно-двигательная система  представлена скелетом и мускулатурой. Она является одной из важнейших систем организма. Опорно-двигательный аппарат - это единая функциональная система костей, их соединений и мышц. Различают активную и пассивную части двигательного аппарата. К активной относятся мышцы, к пассивной — кости и их соединения, образующие вместе скелет человека. В теле человека насчитывается более 200 костей. Масса костного вещества составляет у новорожденного около 11 % веса тела, у детей разного возраста — от 9 до 18%. У взрослых отношение массы костного вещества к весу тела до определенного возраста сохраняется на уровне 20%, затем наблюдается прогрессирующая убыль костного вещества (остеопороз).

Очень велика в росте  и развитии опорно-двигательного  аппарата роль гормональных факторов, причем разные гормоны оказывают  преимущественное влияние на различные  стороны морфогенеза. Например, соматотропин влияет главным образом на периостальный рост скелета, половые гормоны – на рост, созревание скелета и др.

На морфогенез скелета  и метаболизм костной ткани значительное влияние оказывает питание, через  которое частично опосредуются социально-экономические  факторы (например, белковое голодание) и частично – геохимические особенности природной среды.

Возрастные изменения  затрагивают как макро-, так и  микроструктуру опорно-двигательного  аппарата, а также его минерализацию, окончательный уровень которой  определяется примерно в 20 лет с  последующей стабилизацией. С возрастом меняется объем полостей по отношению ко всему объему компакты. Так, для середины диафиза бедренной кости это отношение составляет у новорожденных 38,2%, у грудных детей – 41,5%, у взрослых людей – 24,5%. Возрастной остеопороз неравномерно отражается на различных отделах скелета: спонгиоза затрагивается больше, чем компакта. Меняются с возрастом и механические свойства кости, что связывается с ультраструктурными изменениями.

 

16. Значение опорно-двигательного  аппарата

 

Опорно-двигательный аппарат имеет важное значение, обусловленное его функциями. Скелет выполняет несколько функций: опорную, защитную (защищает внутренние органы от повреждения), кроветворную, а также запасающую (является депо для некоторых солей). Скелет является пассивной частью аппарата движения. Мышцы — это активная часть опорно-двигательной системы, их сокращения обусловливают движение тела и сокращение стенок внутренних органов. Мышцы как часть опорно-двигательной системы выполняют функцию движения. Они удерживают тело в равновесии и перемещают его в пространстве, осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков.

Вместе с мышцами  скелет образует вместилище для жизненно важных органов (головного и спинного мозга, органов грудной полости и малого таза). Кости функционируют как рычаги, приводимые в движение мышечной силой. Они представляют собой хранилище минеральных соединений, участвуют в регуляции постоянства минерального состава внутренней среды организма.

Разнообразие функций  костей соответствует различию их формы. У человека кости бывают длинные, короткие, плоские, смешанные в воздухоносные. Длинные кости образуют основу конечностей. Они имеют форму трубки с расширенными концами. Центральная часть — диафиз — построена из компактного вещества и содержит внутри костномозговой канал. Концевые расширения — эпифизы — образуют подвижные сочленения со смежными костями. Они построены из губчатого вещества.

Короткие кости располагаются  в тех частях скелета, где надо обеспечить большую подвижность при малой смещаемости относительно друг друга двух сопредельных костей (позвоночник) или где необходимо амортизировать высокие механические нагрузки (запястье, предплюсна). Они построены из губчатого вещества, перекладины которого ориентированы в направлении действующих сил. Плоские кости образуют стенки черепа, полости малого таза. С поверхности они покрыты компактным веществом, а в центральной части содержат губчатое вещество. Типичный пример — кости свода черепа, в составе которых выделяют наружную и внутреннюю компактные пластинки и губчатый слой между ними — диплоэ.

Запас механической прочности  кости велик и значительно  превышает нагрузки, испытываемые в обычных жизненных условиях. В разных участках скелета он неодинаков и зависит от характера нагрузок и направления действующей на кость силы. Так, прочность теменной кости на растяжение в направлении ее продольной оси равна 900 г/см2, средняя прочность на сжатие в том же направлении составляет 1800 г/см2, на сжатие в поперечном направлении — 2100 г/см2 Губчатое вещество этой кости имеет меньшую прочность на сжатие — 320 г/см2 Прочность на сжатие компактного вещества бедренной кости — 15—30 кг/мм2, губчатого вещества головки — 0,7—1,5 кг/мм2 Для бедренной и малоберцовой костей показано, что при большей нагрузке они состоят из относительно малого числа крупных остеонов и их фрагментов и наоборот. Механические свойства костей определяются содержанием минеральных веществ и воды, соотношением остеонированного и неостеонированного костного вещества, ходом коллагеновых волокон и другими факторами. В пределах одного остеона микротвердость варьирует от 29,7 до 51,4 кг/мм2 соответственно содержанию кальция, наивысшему по периферии канала.

 

 

17. Роль движений в развитии (в физиологии и психологии детей и подростков)

 

Систематическая интенсивная работа мышц приводит к усилению кровоснабжения мышц и костей, к которым они прикрепляются. В результате увеличивается масса мышечной ткани, что влечет за собой усиленный рост кости. Слабые мышцы плохо поддерживают туловище в нужном положении, появляются сутулость, искривление позвоночника, которые нарушают нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения. При хорошем развитии мышц прочнее становится скелет и крепче здоровье. Для предупреждения развития плоскостопия (уплощение свода стопы) в период роста организма нельзя носить тесную обувь, а также длительно носить обувь на высоком каблуке. Высокие каблуки способствуют развитию патологических отклонений в строении стопы, функции нижней конечности, так как центр тяжести переносится на более слабую переднюю часть стопы. В этих условиях расслабляются связки стопы и передние мышцы голени, возможны растяжения и разрывы связок, вывихи. При плоскостопии у людей во время ходьбы и при длительном стоянии возникает боль в своде стопы. Таким образом, физические упражнения и соблюдение гигиенических требований к ношению обуви способствуют правильному формированию скелета, гармоничному развитию человека, помогают сохранить здоровье.

При гиподинамии, если ребенок мало двигается, ухудшается способность  мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани  вымывается кальций и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжело сказывается  обездвиживание на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. Такие дети страдают и психически, т.е. их сопровождают насмешки, обидные клички. Они не участвуют в детских шалостях, подвижных играх. Установлено, что при переходе ребенка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50%.

Чтобы избежать последствий гиподинамии, детям необходимо не просто больше двигаться, а заниматься бегом, кататься на велосипеде, на лыжах, заниматься плаванием, ходить в походы и т.д. Очень полезно в любом возрасте посещать спортивную секцию.

В летнее время хорошую разминку дает велосипедная прогулка и плавание. В зимнее время – прогулка на лыжах, катание на коньках. В работу вовлекается при этом вся группа мышц, легко дозировать нагрузку, укрепляется сердечно-сосудистая и нервная система.

Вместе с тем, детям необходимо соизмерять свои возможности с физической нагрузкой. Физическую нагрузку необходимо наращивать постепенно.

Исследования показывают, что только 26% старшеклассников уделяют достаточно вниманию движению (делают зарядку, либо занимаются спортом, либо просто ведут здоровый образ жизни). 48% признались, что уделяют время движению, но нерегулярно, 26% - вообще не уделяют движению никакого внимания, т.е. ведут малоподвижный образ жизни, часто пропускают занятия физкультуры. Даже дорогу из дома до школы многие предпочитают преодолеть на транспорте.

 

18. Строение костей и функций  костной системы. Соединение костей.

 

Костное вещество отличается большой плотностью, состоит из органической и неорганической фракций. Первая обеспечивает гибкость кости, вторая — прочность. В состав органического вещества входит белок, образующий основу — матрицу кости, неорганический компонент включает фосфор и кальций, а также ряд микроэлементов (медь, железо и др.).

Компактное вещество состоит сплошь из костных элементов; полости в виде лакун, каналов и канальцев имеют малую протяженность. На распиле кости под увеличением видно, что снаружи компактное вещество покрыто слоем наружных окружающих пластинок. Со стороны костномозговой полости аналогичные образования (внутренние окружающие пластинки) могут присутствовать, но не на всем протяжении. Промежуток между наружными и внутренними окружающими пластинками заполнен костными трубочками, вставленными одна в другую и образующими футляры для проходящих здесь нервов, кровеносных и лимфатических сосудов. Эти образования называются Остеонами, или гаверсовыми системами (названы по имени анатома, описавшего устройство этих образований). Между Остеонами, ориентированными, как правило, вдоль продольной оси кости, располагаются остатки разрушенных остеонов и вставочные пластинки. Наряду с пластинчатой костью, имеющей наибольшую степень морфологического совершенства, в костях детей встречаются участки менее зрелой грубоволокнистой кости, лишенные остеонированных систем.

Губчатое костное вещество имеет  более пористое строение, чем компактное. Между его перекладинами располагается  красный костный мозг, продуцирующий элементы красной крови.

Соединения костей. В скелете  человека выделяют три типа соединений костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (см. рис.). Неподвижное соединение костей осуществляется двумя способами: швами (соединение костей черепа) или срастанием костей (кости таза с крестцом, крестцовые позвонки). Полуподвижное соединение — это соединение при помощи хрящей (соединение позвонков, ребер с грудиной). Подвижное соединение костей — сустав — является у человека преобладающим.

Каждый сустав состоит из трех основных элементов: суставных поверхностей, суставной сумки и суставной полости. Суставные поверхности костей покрыты гладким суставным хрящом, что облегчает движение костей в суставе. Суставная поверхность одной из костей, образующих сустав, выпуклая, она называется головкой; суставная поверхность другой — вогнутая, поэтому называется впадиной. Это обеспечивает плотное прилегание друг к другу соединяющихся костей. Суставная сумка охватывает суставные поверхности сочленяющихся костей, образуя замкнутую полость сустава, в которой находится суставная жидкость. Суставы укрепляются связками, которые располагаются вне суставной сумки или внутри нее. По форме суставных поверхностей суставы делят на 4 типа: плоские (сочленение между костями запястья и пястья), цилиндрические (сочленение между локтевой и лучевой костями), эллиптические (сочленение между костями предплечья и кисти) и шаровидные (плечевой сустав). Плоские суставы малоподвижны. В шаровидных суставах движения могут осуществляться вокруг трех осей.

Информация о работе Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками