Заболевания нервной системы у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:39, реферат

Описание работы

Гипоксия плода и новорожденного является одной из наиболее частых причин перинатальной смертности. Кислородная недостаточность приводит к нарушению обмена веществ, накоплению кислых продуктов обмена, расстройству мозгового кровообращения и повреждению нервных клеток, степень которого зависит от продолжительности и выраженности кислородной недостаточности.

Работа содержит 1 файл

нервная система.docx

— 106.29 Кб (Скачать)

Рассеянный  склероз - заболевание белого вещества мозга, при котором происходит разрушение миелиновых оболочек нервных волокон. Природа до конца не изучена, наиболее распространенной теорией возникновения рассеянного склероза является инфекционно-аллергическая: вирусная инфекция (предположительно вирус, подобный возбудителю кори) провоцирует аутоиммунный процесс, приводящий к распаду миелина. Заболевание чаще всего начинается в возрасте 20-40 лет, но могут болеть дети и подростки. Течение длительное, с обострениями и ремиссиями, проявляется разнообразными нестойкими симптомами, вызванными нарушениями проведения нервных импульсов в разных структурах мозга: изменение безусловных рефлексов, расстройство чувствительности, преходящие параплегии, головокружение, нарушения зрения (двоение, кратковременная слепота), нарушение функций тазовых органов. Новые симптомы появляются обычно после действия провоцирующих факторов -инфекций, переохлаждения, физических и психических травм. При прогресси-ровании присоединяются речевые нарушения (скандированная речь), нистагм, тремор (дрожание), развиваются интеллектуальные нарушения, эйфория, расстройства памяти.

Вторичные энцефалиты и энцефаломиелиты. Воспалительные заболевания мозга могут развиваться как осложнения некоторых инфекционных заболеваний, которые в типичных случаях не поражают ЦНС. Группу риска составляют ослабленные дети со склонностью к аллергическим реакциям. Энцефалиты могут развиваться при кори, ветряной оспе, причем их возникновение далеко не всегда связано с тяжелым течением инфекции.

Менингиты - воспалительные заболевания мозговых оболочек. Могут быть гнойными и серозными, острыми, подострыми и хроническими. Гнойные менингиты обычно бактериальные: вызываются менингококками, стрептококками, пневмококками и др. Начинаются обычно остро, с высокой лихорадки. У больных выражены признаки астении и интоксикации (бледная, с сероватым оттенком кожа, вялость, безучастность в сочетании с раздражительностью), на коже - мелкие точечные кровоизлияния, сильная головная боль, повторная рвота. В тяжелых случаях - спутанность сознания, судороги

Черепно – мозговая травма.

В детском  возрасте черепно-мозговая травма составляет 25 - 45 % всех травм. Большая часть черепно-мозговых травм - закрытые, с сохранением целостности костей черепа и твердой мозговой оболочки. К таким травмам относятся сотрясение, ушиб и сдавление мозга.

Сотрясение мозга по степени тяжести может быть легким, средним и тяжелым. При легкой степени наступает кратковременная потеря сознания, иногда нарушение сознания проявляется вялостью, адинамией, сонливостью. В течение суток после травмы наблюдается тошнота, рвота, головная боль. При сотрясении средней тяжести потеря сознания может длиться до 30 минут, отмечается ретроградная амнезия, рвота, тошнота, головная боль в течение недели.

Тяжелое сотрясение мозга проявляется утратой сознания на несколько часов и даже суток, после чего наблюдается общая оглушенность, вялость, сонливость, ретро- и антероградная амнезия, рвота, головная боль в течение 2-3 недель.

Ушиб  мозга у детей наблюдается значительно реже и проявляется стойкими очаговыми симптомами (парезы, нарушение чувствительности, зрительные, координационные расстройства) на фоне выраженных общемозговых проявлений. Если ушиб мозга осложняется кровоизлиянием в подпаутинное пространство, то могут присоединяться психомоторные нарушения (возбуждение, бред, галлюцинации, двигательная расторможенность), признаки поражения гипоталамуса (повышение температуры, жажда) и другие расстройства в соответствии с местом наибольшего скопления крови. При люмбальной пункции в цереброспинальной жидкости обнаруживается кровь.

          Компрессия (сдавление) мозга - тяжелейшее осложнение черепно-мозговой травмы. Может вызываться острым отеком и набуханием мозга, а также внутричерепным кровотечением с образованием гематомы (локального скопления крови в полости черепа). При развитии гематомы после травмы обычно наступает «светлый промежуток», длительность которого зависит от интенсивности кровотечения - от нескольких часов до 2 недель. Относительно хорошее самочувствие ребенка после травмы может стать причиной поздней диагностики. По окончании «светлого промежутка» состояние ребенка резко ухудшается, появляется резкая головная боль, нарушение сознания вплоть до комы, быстро нарастают очаговые симптомы поражения. Спасти ребенка может срочное хирургическое вмешательство - трепанация черепа. Любая черепно-мозговая травма требует тщательного неврологического обследования и применения дополнительных методов диагностики (рентген, реоэнцефалография, эхоэнцефалография).

Опухоли головного мозга

    Опухоли головного мозга у детей составляют около 5 % всех случаев органического поражения ЦНС. Внутричерепные опухоли могут образовываться из нервных, глиальных клеток, оболочек мозга, кровеносных сосудов, эпифиза и гипофиза, быть доброкачественными и злокачественными. Проявляются симптомами, связанными с повышением внутричерепного давления, очаговыми симптомами и признаками сдавления мозговой ткани. Повышение внутричерепного давления у детей до 5 лет проявляется на более поздних стадиях заболевания, чем у старших, так как объем черепа у них может увеличиваться за счет расхождения черепных швов и увеличения родничков. Симптомы внутричерепной гипертензии - эмоциональные расстройства, ухудшение памяти и внимания, «загруженность», головная боль, рвота (без предшествующей тошноты и часто на высоте головной боли), головокружение, судороги. Очаговые симптомы определяются локализацией опухоли. Например, при опухоли в лобной доле доминантного полушария уже на ранней стадии изменяется поведение детей - появляется эйфоричность, дурашливость, неопрятность, снижение когнитивных функций, моторная афазия и т.д.

Эпилепсия - хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания, приступами судорог, нарастающими изменениями в психической сфере в межприступном периоде. Подобные проявления при других заболеваниях обозначаются как эпилептический синдром. Основным патогенетическим фактором развития эпилепсии является повышенная судорожная готовность мозга, которая может формироваться по разным причинам, среди которых наследственная предрасположенность, внутриутробные вредности, интранатальная патология, нарушения мозгового кровообращения, инфекции, интоксикации, травмы и т. д. Основным проявлением эпилепсии является припадок (название заболевания происходит от греческого epilambano - схватываю, и буквально переводится как приступ, припадок). Один из вариантов классификации эпилептических припадков (по П. М. Са-раджишвили) дает представление о многообразии проявлений болезни:

/. Генерализованные (общие) припадки

    1. Большие судорожные припадки.

    2. Малые припадки:

    а) абсансы;

    б) миоклонии;

    в) акинетические припадки;

    г) гипертонические припадки (пропульсивные, ретропульсивные, вращательные).

//.      Парциальные (очаговые) припадки

    1. Двигательные припадки:

    а) джексоновские;

    б) адверсивные;

    в) оперкулярные;

    г) тонические постуральные;

    д) миоклонические.

    2.  Чувствительные припадки:

    а) соматосенсорные;

    б) зрительные;

    в) слуховые;

    г) обонятельные;

    д)  вкусовые;

    е) припадки головокружения.

    3. Вегетативно-висцеральные припадки.

    4. Психические припадки:

    а) сумеречные, сноподобные состояния, дисфории;

    б) эпилептические психозы;

    в) психомоторные автоматизмы.

    5. Полиморфные припадки.

    Большой судорожный припадок состоит из нескольких фаз. Больной внезапно теряет сознание, начинается тоническая фаза, которая продолжается 20-30 с: характерно резкое напряжение мышц туловища и конечностей, больной падает, издает громкий крик (судорога дыхательных мышц и мышц гортани), дыхание останавливается, глаза открыты и заведены наверх. Нарастает цианоз и одутловатость лица. Тоническая фаза сменяется клоническими судорогами (ритмические подергивания мышц туловища и конечностей), которые продолжаются 2-5 минут. Изо рта выделяется пенистая слюна, нередко окрашенная кровью (из-за прикуса языка). Постепенно восстанавливается дыхание, исчезает цианоз. В конце приступа возможно непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Во время приступа важно не допустить травмирования ребенка при падении. После приступа больной впадает в состояние стопора, которое сменяется обычным сном. После пробуждения - общая разбитость, слабость, головная боль. Большому судорожному припадку часто предшествует фаза предвестников, когда нарастает напряжение, беспокойство, а непосредственно перед приступом может появляться «аура» - необычное яркое ощущение. У детей предвестники мало выражены, ощущение ауры ребенок четко не дифференцирует. В раннем детском возрасте выражена обычно только тоническая фаза, а клонические судороги присоединяются после 3-х лет. У детей старшего возраста большие приступы часто происходят ночью во время сна, при засыпании или пробуждении.Малые генерализованные припадки кратковременны. Абсансы - выключение сознания на 3-5 с и застывание в позе прерванного движения. После возвращения сознания ребенок продолжает прерванную деятельность. Миоклонии - мелкие мышечные подергивания, не всегда сопровождаются отключением сознания. Акинетические приступы - резкое снижение мышечного тонуса, в результате чего больной падает, возможна кратковременная потеря сознания. Гипертонические приступы, характерные для детского возраста -кратковременное напряжение мышц - сгибателей или разгибателей, при этом больной движется вперед или назад. Клиника очаговых припадков разнообразна и определяется локализацией очага эпилептической активности. При эпилепсии возникают характерные изменения в психо-эмоциональной сфере. У детей появляются несвойственные детскому возрасту педантичность, мелочность, пунктуальность, вязкость, инертность психических процессов в сочетании с приступами агрессивности. Эпилептоидные изменения личности появляются быстрее при больших судорожных припадках. При раннем дебюте и прогрессировании процесса может сформироваться эпилептическое слабоумие.

Строение нервной системы у детей

 Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.

Нервная система  — это сложные анатомические  и физиологические образования. Они представлены головным и спинным  мозгом, периферическими нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными узлами. Нервная  система устанавливает единство, целостность организма во всех его  реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую  через органы чувств из внешней среды  и внутренних органов. Мозг анализирует  эту информацию, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные  только для человека: мышление, речь, способность чтения, письма, счета, способность создания музыки, воспроизведения  мелодий.

Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и  длинные отростки. Отростки нервных  клеток связывают между собой  все структуры головного и  спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды  органам и тканям. Они же формируют  корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы  от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других.

К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством  нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны  воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки  другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиа-торы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы. Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.

Информация о работе Заболевания нервной системы у детей