Антикризисное управление персоналом (на примере ООО «Волтарн»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Объектом нашего исследования является ООО «Волтарн»
Предметом нашего исследования является работа службы управления персоналом ООО «Волтарн».
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать особенности управления персоналом в современной ситуации.
2. Охарактеризовать особенности организации службы управления персоналом
3. Раскрыть сущность некоторых элементов системы управления персоналом.
4. Провести исследование особенностей управления персоналом в ООО «Волтарн».

Работа содержит 1 файл

Введение1.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

Таким образом, система управления персоналом в  условиях длительного кризиса должна отвечать следующим основным требованиям:

сохранять или  повышать производительность труда  персонала;

быть гибкой;

быть экономичной;

умело и юридически безупречно проводить организационно-штатные мероприятия.

Кризис не только создает проблемы, но и открывает  перед любой компанией новые  возможности: построить более эффективную  систему управления персоналом, подобрать  более эффективный персонал, освободиться от избытка сотрудников на непродуктивных направлениях, оптимизировать затраты на персонал. Надо только не упустить возможность воспользоваться ситуацией.

Как указывалось  выше, в большинстве компаний расходы  на персонал - наиболее значительная часть издержек. Не удивительно, что именно расходы на персонал стремятся сократить в первую очередь и начинают, как правило, с сокращения персонала, ликвидации или существенного сокращения социального пакета, отмены корпоративных мероприятий и т.п., что не является первоочередной задачей.

К сожалению, далеко не всегда сокращения проводятся продуманно, на основе расчетов и анализа бизнес-процессов. Значительно чаще руководители компании определяют процент, на который они  хотят сократить персонал компании. При этом редко кто из них может убедительно объяснить, почему это 5%, а не 10 или 20%. Далее определяются подразделения, сотрудников которых, по мнению руководителей, необходимо сократить. Очень часто сокращения начинают со вспомогательного персонала, а также подразделений, которые в кризисе наименее востребованы. Часто под сокращение попадают специалисты по подбору персонала, специалисты по обучению, специалисты в области рекламы и PR, сотрудники, занимающиеся инвестиционными проектами, и т.п. Вместе с тем, бизнес-процессы, как правило, не изменяют, что приводит к неразберихе и путанице, так как сотрудники, отвечающие за часть работ, уволены, и никто не может определить, кто теперь должен выполнять их обязанности. Сотрудники, которым поручены новые работы, пока не имеют необходимых навыков и, соответственно, выполняют новые работы неохотно и не слишком качественно. Но обучение из экономии тоже прикрыли.

При этом никто  в компании до конца не понимает, что и как они будут делать в дальнейшем, при различных вариантах развития кризиса. В результате, вместо повышения эффективности и улучшения экономических показателей получают прямо противоположный эффект. Участники семинара смогут убедиться в этом при решении кейсов.

Поэтому, прежде чем сокращать персонал, эта мера хоть и вынужденная, но необходимая, - руководство компании должно выработать стратегию поведения компании в кризисной ситуации. Далее оптимизировать бизнес-процессы под новую модель и лишь после этого приступить к выработке новой штатно-организационной структуры. Затем необходимо рассчитать нагрузку на каждого сотрудника, а также определить его уровень квалификации и готовность взять на себя дополнительную нагрузку, а также возможность решения задач в условиях, когда кризис минует и потребуется резко наращивать мощности компании.

Только после  этого станет понятно, какие сотрудники, в каком количестве и в каком  порядке будут уволены.

Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности в работе рассматривается как  составная часть системы управления персоналом организации. При этом взаимосвязь управления мотивацией и стимулированием труда и системы управления персоналом не ограничивается только тем, что оно является одной из функциональных подсистем управления персоналом. Значительная часть функций системы управления персоналом оказывает прямое или косвенное мотивационное воздействие на работников организации. 

Таблица 2.10 Мотивационное воздействие функциональных подсистем системы управления персоналом (СУП)

Функциональные  подсистемы СУП Мотивационное воздействие подсистем СУП на персонал
1 2
1. Подсистема планирования и маркетинга  персонала Косвенное мотивационное  воздействие данной подсистемы заключается  в том, что научно-обоснованная численность  персонала обеспечивает его использование  в соответствии с профессионально-квалификационным уровнем, что отражается на удовлетворении потребности в содержательности труда, кроме того, оптимизируется трудовая нагрузка, что обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей.
2. Подсистема найма и учета персонала Мотивационное значение данной подсистемы заключается  в том, что грамотный подбор и  отбор персонала позволяет уже  на этой стадии показать те ценности труда, которые требуется в организации, и таким образом привлечь людей  с "нужной" для организации  мотивацией. Кроме того, найм в организацию с более выгодными условиями и организацией труда уже на стадии заключения трудовых договоров способствует удовлетворению потребностей не только в безопасности, но и в самоуважении и признании.
3. Подсистема трудовых отношений Организация и  развитие трудовых отношений создает  основу для удовлетворения потребностей в безопасности, в принадлежности, уважении и статусе, в самоактуализации и самореализации
4. Подсистема условий труда Благоприятные условия труда обеспечивают более полное удовлетворение потребности в безопасности, что является условием удовлетворения высших потребностей.

Неблагоприятные условия труда формируют принудительную мотивацию.

5. Подсистема развития персонала Успешная адаптация  формирует мотивы причастности, лояльности; обучение формирует мотив признания, причастности, развития, самореализации, самоуважения, способствует реализации потребностей в творчестве; управление карьерой способствует комплексному удовлетворению материальных, социальных и статусных потребностей, а также потребностей в достижении, принадлежности и власти; деловая оценка персонала способствует удовлетворению потребностей в признании, уважении и самоуважении, справедливая оценка формирует чувство защищенности, несправедливая - снижает уровень удовлетворения потребности в защищенности

Косвенно профессиональное развитие способствует удовлетворению статусных потребностей за счет профессионального  роста, и материальных потребностей - за счет увеличения заработной платы

6. Подсистема мотивации и стимулирования персонала Оплата труда  на основе достигнутых результатов  обеспечивает удовлетворение физиологических  и материальных потребностей, потребностей в безопасности; адекватная и справедливая величина оплаты труда формирует  мотив самоуважения, рост заработной платы обеспечивает удовлетворение потребности в признании, авторитете, социальном статусе
7. Подсистема социального развития Развитая социальная подсистема обеспечивает удовлетворению физиологических и материальных потребностей, потребностей в безопасности, признании, формирует чувство сопричастности и защищенности. Отсутствие обязательных благ в соцпакете резко снижает мотивацию, добровольно предоставляемые социальные блага и услуги формируют чувство лояльности и преданности по отношению к организации
8. Подсистема развития оргструктур  управления Мотивационное значение отргструктуры управления заключается в определении места  и роли работника в трудовом процессе, сферы его компетенции и ответственности, установлении должностного взаимодействия и должностных прав и обязанностей, т.е. способствует удовлетворению потребностей в безопасности, защищенности, а также в содержательности и самостоятельности труда
9. Подсистема правового обеспечения Использование элементов данной подсистемы формирует чувство безопасности, защищенности и стабильности, кроме того снижается риск принуждения к труду
10. Подсистема информационного обеспечения Высокий уровень  информированности работников снижает  риск неопределенности, повышает возможность  удовлетворения потребности в безопасности, формирует чувство защищенности
 

Если личные цели сотрудника не совпадают с целями организации, то такой сотрудник, а  тем более руководитель вряд ли будет  привержен компании и мотивирован  на эффективное выполнение своих обязанностей. В итоге компания получает ситуацию, когда сотрудник лишь физически присутствует на рабочем месте, но далеко не полностью реализует свой потенциал из-за недостатка вовлеченности в работу, отсутствия интереса и внутренней мотивации, что приводит к потерям, представляющим собой один из основных источников затрат современного бизнеса.

Внедрение системы  личных сбалансированных показателей  можно использовать для планирования своих главных целей, определения  приоритетов и разработки оптимального маршрута (действии) для достижения целей. Применение данной системы позволяет сбалансировать работу. Персональное развитие и личную жизнь, что способствует большей удовлетворенности человека своей жизнью.

Организации внедрение  подобной системы позволит сбалансировать личные цели сотрудников и цели компании, сформировать такую корпоративную культуру, в которой раскроется потенциал сотрудников и будет создан синергетический эффект. Все это создаст условия для формирования сильной, мощной компании.

Теряя талантливых сотрудников, компания снижает свою стоимость. Талантливые сотрудники требуют индивидуального подхода. Важно выявить их индивидуальные способности и превратить в капитал компании.

Цель менеджера  состоит в том, чтобы помочь каждому  сотруднику с наибольшей результативностью исполнить свою роль. В случае необходимости проводится ротация сотрудников и перемещение людей на позиции, которые позволяют использовать их сильные стороны и быстрее достигать результата.

При этом необходимо развивать выявленные таланты и время от времени ставить перед такими сотрудниками новые трудные задачи, предоставляя им определенную свободу действий. Нельзя ограничивать самовыражение талантливых людей, нужно лишь направлять их. Обязательные стандарты и инструкции нужны и оправданны, если только они не мешают достижению результата.

Таким образом, одна из основных задач руководителя - способствовать тому, чтобы талант каждого сотрудника работал на общий результат.

Перечислим основные способы нематериальной мотивации, возможности и направления их применения в современных российских компаниях:

устное поощрение, похвала, объявление благодарности  перед коллективом;

поручение более  легких или привлекательных проектов тем, кто только что выполнил сложное  задание;

предоставление  свободного графика работы, отгулов;

представление высшему руководству положительных  отзывов об успешных сотрудниках;

направление в  поощрительные деловые поездки;

предоставление  лучших мест для парковки автомобиля;

проведение конкурсов "лучший по профессии;, "лучший сотрудник", вручение грамот и призов;

размещение фотографий победителей на корпоративном сайте  компании и на доске объявлений;

торжественное вручение фирменного значка за стаж и  хорошие результаты работы в компании;

публикация статей о лучших сотрудниках (с фотографиями) в СМИ;

вручение грамот соответствующего министерства, знаков "Ветеран труда";

представление на различных публичных мероприятиях, проводимых от имени компании: выставках, конкурсах, конференциях, торжествах и  т.д.;

создание кадрового  управленческого резерва, демонстрация успешным сотрудникам возможности профессионального роста;

поздравление  с днем рождения значимых сотрудников  лично;

поощрение креативности и инициативы вознаграждениями;

создание благоприятных  условий труда: наличие комфортной среды, кондиционирования;

изменение рабочего места, лучшая его организация;

проведение различных  общефирменных мероприятий, посвященных  значимым событиям.

Разработаем план действий компании в сфере управления персоналом в условиях кризиса:

Выработать стратегию деятельности компании в условиях кризиса.

Оптимизировать  структуру компании под новую  стратегию.

Провести мероприятия  по доведению до всех сотрудников  новой стратегии, выработке совместных решений.

Провести подготовительные мероприятия по приведению структуры компании в соответствие с вновь разработанной организационной структурой.

Провести организационно-штатные  мероприятия.

Ужесточить систему  контроля над деятельностью сотрудников.

Основной задачей  в такой обстановке становится минимизация  сопротивления персонала изменениям в новой обстановке.

Персонал сопротивляется изменениям потому, что привык работать таким образом и ничего не хочет  менять. Он мыслит привычными стереотипами-образами, которые сформировались у него за время работы в нормальных условиях. Ситуация изменилась, но стереотипы поведения остались прежними. Мы пытаемся изменить действия людей, а не образы действия, существующие в их головах. Поэтому сотрудники продолжают упрямо делать все по-старому. Самое сложное - это изменить стереотипы мышления сотрудников. Нам кажется, что достаточно объяснить человеку, как надо теперь работать, и все, - человек все понял, и начнет работать по-новому. Увы, это не так. Попробуем разобраться в механизме формирования стереотипа поведения.

Любое действие человека предваряется формированием мысленного образа этого действия. Можно сказать, что человек действует два раза - один мысленно (даже, если не осознает этого), второй - реально. Выдающийся советский психолог П.К. Анохин называл этот феномен "Акцептор действия", в западной психологии он чаще встречается как модель "See - Do - Get". Образ формируется под влиянием ситуации, исходя из цели (потребности, доминирующих мотивов) человека в данной ситуации и известных ему способов (навыков, умений) достижения этой цели.

Для выработки  четкого и эффективного плана  работы компании, необходимых сокращений персонала необходимо прежде всего  составить систему оценки персонала, которая позволит эффективно отобрать тех работников, деятельность которых  в компании не приносит необходимого результата.

Основной целью  системы оценки персонала является оперативное обеспечение всех уровней руководства объективной информацией для формирования управленческих решений.

Общие требования к организации процесса:

регулярность  оценки, периодичность которой (от квартала до нескольких лет) определяется конкретными управленческими задачами;

комплексность оценки, отражающей результаты по различным  аспектам деятельности сотрудника с  рациональным распределением приоритетов;

объективность оценки, обеспечиваемая использованием унифицированных методик;

индивидуальность  оценки, предполагающая использование  дифференцированных по категориям персонала  подходов, приоритетов и критериев;

реализуемость оценки, обеспечиваемая наличием формализованных  управленческих процедур, принимаемых по ее результатам.

Субъекты оценки, их функции и механизм взаимодействия:

Информация о работе Антикризисное управление персоналом (на примере ООО «Волтарн»)