Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 1 файл

лекции антикр упр.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

    3. Методология разработки рискованных решений. Подобная методология должна быть создана и освоена, потому что в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

    4. Научный анализ обстановки, прогнозирование  тенденций. Эти факторы не могут  не влиять на эффективность  антикризисного управления. Видение будущего - не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе - позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

    5. Важным фактором эффективности  антикризисного управления является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени.

    Корпоративность — это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм. Корпоративность является надежной опорой антикризисного управления. Но она не возникает сама по себе, а является результатом управления и элементом его цели, и, кроме того, средством в механизме управления.

    6. Лидерство также входит в совокупность  факторов эффективного антикризисного управления. Существует множество оттенков и модификаций лидерства, которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.

    7. Особую роль в эффективности  антикризисного управления играют  оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает' потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

    8. Стратегия и качество антикризисных  программ. Во многих ситуациях возникает потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.

    9. Человеческий фактор в определенной мере отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Но необходимо иметь в виду, что в антикризисном управлении существует понятие антикризисной команды — ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления. Совокупность непредсказуемых экстремальных ситуаций могут преодолеть только те люди, которые верны обшей идее и общему замыслу и безоговорочно доверяют друг другу. Так же работает человеческий фактор и в антикризисном управлении.

    10. Значительным фактором эффективности  антикризисного управления является  система мониторинга кризисных  ситуаций. Она представляет собой  специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для своевременного его обнаружения и распознавания.

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ

    Основные параметры диагностирования

    Употребляя слово «диагноз», мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т.д.

    Формы диагноза всегда конкретны. Это могут быть относительные или абсолютные коэффициенты.

    Диагностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологическое и т.п.) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

    Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).

    Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

    Задачи диагностики — определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы. Профессиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

    Поскольку диагностирование является исследовательским процессом, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к научному исследованию:

    1) аутентичность, т.е. основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления);

    2) объективность, перед началом диагностирования его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта;

    3) точность — необходимое требование к правильности диагноза.

    Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с нормой или эталоном с целью выявить наличие отклонений и определить их характер — положительный или отрицательный. Этот первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или деформацию развития. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.

    Второй тип диагноза дает возможность определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, конкретной группе или совокупности. Применение этого типа диагноза позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате проведения конкретных исследований. Пример — деление результатов на принципиально новые и модифицирующие. Проведение диагностических исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.

    Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров. Его отличительной чертой является отсутствие необходимости в статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объекта диагноза. Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику. Итогом любого исследования является результат — диагноз состояния объекта.

    Результат — это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза — необходимое условие успешною функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.

    Диагностированию предшествует формулировка проблемы, которую фиксирует функция контроля. После этого начинается анализ проблемы, цель которого — установить диагноз, т.е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров жизненно значимых в конкретной ситуации. После постановки диагноза принимается управленческое решение относительно устранения проблемы, следствием чего является предотвращение кризиса в организации.

    Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы — осознание и установление симптомов затруднений или имеющегося потенциала. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде и способствует сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Нецелесообразно немедленно предпринимать действия по устранению симптома. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта.

    Этапы и методы диагностики кризиса

    Выделяют два этапа диагностики кризиса:

    • установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
    • выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

    Первый этап — этап качественной идентификации объекта — подразумевает определение параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов.

    Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить форму собственности в этой системе — государственная, частная, акционерная и т.д.

    Второй этап — количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

    Диагностика осуществляется различными методами — аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

    К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными.

    Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами.

    Линейное программирование - математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата.

    Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения.

    Диагностика банкротства предприятия

    Сточки зрения менеджмента возможное наступление банкротства является кризисным состоянием предприятия. Неплатежеспособности предприятия соответствует неудовлетворительная структура его баланса.

    Нормативно-методическими материалами о несостоятельности (банкротстве) предприятий определена система коэффициентов для установления неудовлетворительной (или удовлетворительной) структуры баланса неплатежеспособных предприятий:

    коэффициент текущей ликвидности — норма коэффициента не менее 2;

    коэффициент обеспеченности собственными средствами — норма коэффициента не менее 0,1;

    коэффициент восстановления платежеспособности предприятия — этот коэффициент рассчитывается в случае, если хотя бы один из предыдущих коэффициентов принимает значение меньше критериального, - норма коэффициента не менее 0,1;

    коэффициент утраты платежеспособности предприятия — рассчитывается в случае, если оба коэффициента принимают значения не менее критериальных.

    Уровень текущей угрозы банкротства определяется с помощью коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии, рассматриваемых в динамике. Чем ниже абсолютные значения этих коэффициентов, тем более вероятна угроза банкротства. Оптимальное значение коэффициента платежеспособности составляет 0,7, а коэффициента автономии — 0,5, но в зависимости от специфики в организаций эти величины колеблются.

    Возможность нейтрализовать угрозу банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется с помощью двух показателей:

    •   коэффициента рентабельности собственного капитала (КРск):

    

    где ЧП — сумма чистой прибыли от реализации продукции;

    СК. — средняя сумма собственного капитала; коэффициента оборачиваемости активов (КОм):

    

    где Ор — сумма общего оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде; А — средний остаток активов в рассматриваемом периоде.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"