Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:09, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по "Антикризисному управлению"

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

Кризисы в деятельности предприятий 

ПОНЯТИЕ КРИЗИСА 

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРИЗИСА 

Кризис – случайное, закономерное явление.

  • По причинам появления
  • По связям в человеческой деятельности
 
    • Кризис  – следствие природных явлений
    • Кризис порождение самого человека
 
      • По эмоциональной  окраске:
          • Кризис – это зло
          • Кризис – дар судьбы
          • Кризис – благо
  • По продолжительности кризиса:
  • Кризис – событие
  • Кризис – это процесс
 

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ, которая основывается на следующих постулатах:

  1. Кризисы неизбежны в развитии любой социально-экономической системы, полностью устранить их невозможно;
  2. Кризисы выполняют 3 функции:
    1. Подрывает основы устаревших элементов;
    2. Кризисы создают условия для становления новых элементов;
    3. Кризисы сохраняют и обогащают наследственный генотип системы;
  3. Кризисы проходят несколько этапов своём развитии;
  4. Различные кризисы могут взаимодействовать между собой;
  5. Кризисы преодолеваются при помощи методов и процедур антикризисного управления.
 

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ КРИЗИСА

     В американской экономике: кризис – чрезвычайная ситуация, сопровождаемая дестабилизацией, для выхода из которой существуют свои процедуры.

     В немецкой экономике: Кризис – неожиданная  ситуация, угрожающая приоритетным целям  развития организации при ограниченном времени для принятия решений.

     В отсутствии экономике: Кризис – накопление потенциальных факторов, которое  может прервать текущие и будущие  операции предприятии, которое затрагивает  индивидуумов на физическом и психологическом  уровне. 

     ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ  КРИЗИСА

      КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПИЧНЫХ ПРИЧИН КРИЗИСА:

  1. По сфере проявления:
    1. Объективные (не связанные с деятельностью человека)
    2. Субъективные (связанные с деятельность человека)
  2. По связи с макроэкономической ситуацией:
    1. Внешние причины (макроэкономические)
    2. Внутренняя причина (связана с деятельностью самого предприятия)
  3. По возможности прогнозирования:
    1. Прогнозируемые
    2. Случайная причина (не прогнозируемые)
  4. По характеру возникновения:
    1. Естественная
    2. Искусственная
 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА:

  1. По степени завершённости кризиса:
    1. Завершение кризиса
    2. Ослабление кризиса
    3. Обострение кризиса
    4. Стабилизация кризиса
  2. По изменению качественного состояния организаций
    1. Сохранение организации
    2. Обновление организации
    3. Преобразование организации
    4. Разрушение предприятия
  3. По характеру последствий:
    1. Количественные
    2. Качественные
  4. По продолжительности последствий
    1. Краткосрочные
    2. Долгосрочные
  5. По обратимости последствий:
    1. Обратимое последствие
    2. Необратимое
 

КЛАССИФИКАЦИЯ КРИЗИСОВ:

ПО МАСШТАБАМ  ПРОЯВЛЕНИЯ:

  1. Общий (системный) кризис
  2. Локальный (частичный) кризис – охватывает часть экономической системы.
 

ПО УРОВНЮ МИРОВОЙ  ИНТЕГРАЦИИ:

  1. Мегакризис
  2. Макрокризис (Кризис отдельного государства, отраслей, регионов)
  3. Микрокризис (кризис отдельных хозяйствующих субъектов)
 

ПО ПРОБЛЕММАТИКЕ  КРИЗИСА:

  1. Социальный кризис;
  2. Политический кризис;
  3. Организационный кризис;
  4. Психологический кризис;
  5. Технологический кризис;
  6. Экономический кризис.
 

ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА:

  1. Явные кризисы;
  2. Скрытые (латентные) кризисы.
 

ПО ТЯЖЕСТИ  ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА:

  1. Глубокие (острые) кризисы;
  2. Лёгкие (мягкие) кризисы.
 

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНСТИ ДЕЙСТВИЯ:

  1. Кратковременные;
  2. Затяжные;
 

ПО УПРАВЛЯЕМОСТИ  КРИЗИСА:

  1. Управляемые
  2. Неуправляемый кризис.
 
 

ПРИЗНАКИ КРИЗИСНОЙ  СИТУАЦИИ

  1. Неожиданность проявления бед;
  2. Недостаток информации для принятия управленческих решений;
  3. Потеря внутреннего контроля;
  4. Усиление внешнего контроля;
  5. Блокирование работы предприятия;
  6. Паника.
 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА

      Впервые их обнаружил К. Маркс.

Основные теории циклических появления кризиса:

  1. Цикл развития общественного воспроизводства К. Маркса. 4 Этапа:

     1. Кризис (спад)

          2. Депрессия (стагнация)

          3. Оживление

          4. Подъём (выход).

    2) Длинноволновые  циклы Кандратьева – циклы  от 40 до 60 лет, присчины которых  – радикальное изменение технологической  базы общества. 5 циклов:

          1. 1787 год – появление парового двигателя

          2. 1844 год – появление электричества

          3. 1890 год – массовая механизация  производства.

          4. 1940 год - автоматизация и электронизация  народного хозяйства.

          5. 1990 год – развитие биотехнологий.

    3) Циклы Кузнеца продолжительностью около 20 лет - изменение в структуре воспроизводства

    4) Цикл Джаглера (7-11 лет) – изменение финансово-кредитных факторов.

    4) Циклы Китчина  – циклы продолжительностью от 3-5 лет – изменение запасов  товарно-материальных ценностей  на предприятиях

    5) Теория частных хозяйственных циклов – продолжительность от нескольких месяцев до нескольких лет. Причинна – изменение инвестиционной активности предприятия. 

    ВЫВОДЫ:

  • Циклы носят общемировой характер.
  • Общие циклы влияют на протекание частных циклов
 

    ЭТАПЫ КРИЗИСА

    (жизненный цикл развития кризиса состоит из 7 стадий):

  1. Предкризисная стадия (появляются первые сигналы, многие не реагируют);
  2. Стадия возмущения – проявляются явные признаки кризисных ситуаций (статистика), начинает оказывать влияние на доходность предприятия;
  3. Стадия разгона – Существенное ухудшение показателей предприятия, начинают разрабатываться меры противодействия;
  4. Стадия свершения – максимальная сила кризиса;
  5. Стадия возвращения – сила воздействия уменьшается, но не заканчивается;
  6. Стадия успокоения – кризис завершается, следовательно возвращается к прежним (меньшим)показателям
  7. После кризисная – без кризиса.
 

 

Жизненный цикл развития предприятия 

ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Жизненный цикл – набор предсказуемых изменений с определённой последовательностью состояний в течении времени. 

В составе жизненного цикла выделяется 2 основных элемента:

     1. Стадия (этап) – период, который предприятие  проживает в рамках однотипных  ценностных установок и специфических  управленческих задач.

     2. Переходный период – период  переходы от одной стадии жизненного цикла к другой. 

     ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ:

    1. Отраслевая принадлежность предприятия
    2. Размер предприятия
    3. Тип выпускаемого товара
    4. Уровень специализации и диверсификации производства
    5. Финансовое состояние предприятия
    6. Положение на рынке товаров и услуг
    7. Макроэкономсическая ситуация
    8. Качество менеджмента на предприятии
 

МОДЕЛИ  ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ:

  1. Однофакторные модели (Стадия жизненного цикла изменяется в связи с изменением одного фактора). Преимущества: простота в практическом приминении. Недостаток: не дают комплексного представления о деятельности предприятия. Модель Грейнера (американская модель), Немецкая модель (модель прибыль-убытки).
  2. Многофакторные модели – стадии жизненного цикла выделяются под влиянием нескольких факторов. Преимущества: отражает несколько аспектов деятельности предприятия. Недостаток – сложность в практическом применении.
 

      Модель  Грейнера – в зависимости от размера  предприятия выделяются 5 стадий жизненного цикла развития предприятия, каждая из которых заканчивается организационным кризисов, для преодоления кризиса необходимо изменить тип управления предприятием, без этого не возможен переход для жизненного цикла предприятия. 
     

        

        
     

      

      

      

      

        

    1. Собственник сам управляет своим предприятием. Авторитарное управление. Переход от единоличного к коллегиальному управлению – для переходя от 1.
    2. Необходима децентрализация управления для перехода от 2.
    3. формирование децентрализированной структуры управления предприятием. Структурные подразделения получают право в участии разработки управленческих решений. Кризис контроля. Структурные подразделения становятся более самостоятельными
    4. Происходит реструктуризация управлением предприятием – вызывает кризис, бюрократизм
    5. Проблемно-ориентированное управление

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"