Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Кризисы в развитии организации 

1.  Сущность и виды кризисов в  организации………………………………… 1
2.  Факторы рискованного развития  организации ……………………………  
3.  Возникновение кризисов в организации  …………………………..………  
4.  Тенденции циклического развития  организации …………………………  
5.  Опасность и вероятность кризисов  в тенденциях циклического развития  организации……………………………………………………………………….  
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КРИЗИСЫ  В  РАЗВИТИИ  ОРГАНИЗАЦИИ 

1. Сущность и виды  кризисов в организации 

     Кризисы в микроэкономическом развитии, т.е. кризисы в организации, являясь элементом или следствием кризисов на других уровнях экономики, специфичны по сути, причинам и закономерностям возникновения и развития.

     Организация представляет собой некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для этого подразделения общего результата работы.

     В качестве организации может рассматриваться  отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

     В современной литературе по менеджменту  признается возможность возникновения  кризиса в развитии организации. Однако в мировой практике так  же, как и в теории, отсутствует  единое понимание кризиса организации. В зависимости от позиции восприятия кризиса менеджерами различают немецкую и американскую концепции.

     Согласно  немецкой концепции кризиса организации  кризис воспринимается в негативном смысле как угроза и помеха, и  отсюда цель менеджмента - восстановление докризисного состояния. С этой точки зрения антикризисное управление - это деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание.

     Американская  концепция кризиса организации основана на восприятии кризиса как указания на необходимость обновления, перестройки в эволюционном процессе развития компании. Цель менеджмента - не борьба с кризисом, а изменение структуры организации с учетом новых требований. С этой точки зрения антикризисное управление - это создание инструментов, которые позволяют сообщить о  приближающемся  переломном  пункте существования и необходимости разработать новый курс развития.

     В обобщенном варианте понятие кризис организации можно представить  как незапланированный и нежелательный, ограниченный по времени процесс, который ставит под угрозу существование организации и выходом из которого может быть либо успешное преодоление кризиса и выход организации на новую ступень развития, либо ликвидация организации.

     Чаще  всего представление о кризисе  в организации связывается с  ее неспособностью выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, которая в случае ее затяжного  непреодолимого характера разрешается  через процедуру банкротства. Однако в мировой экономической литературе выделяют четыре вида кризиса организации: стратегический кризис, кризис эффективности, кризис ликвидности и банкротство.

     Стратегический  кризис организации - это положение дел в организации, когда потенциал ее развития в значительной степени исчерпан и нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, например упущения в технологической структуре или отставание от современного уровня технологического развития, неадекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга. Стратегический кризис, например, характерен для технически отсталых предприятий, занимающих монопольное положение на рынке и продающих свою продукцию по завышенным ценам.

     Кризис  эффективности организации - это состояние, при котором организация несет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса (превышения пассивов над активами). Примером причин, вызывающих кризис эффективности, могут являться потери вследствие недостаточной эффективности производственной деятельности или упущений управленческого персонала, который не в состоянии в достаточной мере использовать производственный потенциал предприятия.

     Кризис  ликвидности организации - это положение дел в организации, когда из-за увеличивающихся убытков ей грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнение к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса.

     При банкротстве предприятие уже  длительное время неплатежеспособно, пассивы превышают активы. Банкротство завершает кризис. Многие западные экономисты считают, что это уже не кризис, а его результат. Предприятие признается полностью несостоятельным, и совет кредиторов решает, реанимировать или ликвидировать предприятие.

     Если  объективно оценить российскую действительность, то очевидно, что все виды кризисов присущи отечественным предприятиям, но в особенности - два последних, т.е. кризис ликвидности и банкротство. 
 
 
 

2. Факторы рискованного  развития организации 

     Деятельность  предприятия подвержена одновременному влиянию многочисленных факторов. Важно знать, какие из них доминируют в конкретный момент времени и каков характер их влияния.

     Фактор - движущая сила, определяющая динамику элементов производства. Совокупность факторов, обусловливающих то или  иное текущее экономическое состояние организации в определенный период времени, называется конъюнктурой организации.

     Возможность кризиса определяется самим процессом  функционирования и развития организации. В нем всегда присутствуют те или  иные факторы рискованного развития, которые обусловливают вероятность возникновения кризиса. Таким образом, опасность нарастания кризисных явлений в организации существует всегда.

     Практика  показывает, что кризисы организаций  не только возможны, но и закономерны. Они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или развития других организаций. В то же время каждая организация, имея свой потенциал развития, свои условия его осуществления, свои рискованные моменты развития, все <е подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Таким образом, экономическое состояние организации определенным образом связано с общими циклами экономики, но в то же время имеет собственные циклы и кризисные моменты. Следовательно, факторы рискованного развития организации могут быть внешними и внутренними, общими и специфическими (рис. 1).

     Внешние факторы рискованного развития организации - факторы, неблагоприятно характеризующие  экономическую среду, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. К ним относятся кризисы на мировом, макро- и мезоуровнях экономики; изменение рыночной ориентации потребителя; изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; принятие законов, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности, и т.п.

     Однако  воздействие внешних факторов рискованного развития на функционирование организации  неоднозначно. Так, например, если экономика  находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации, но на каждой из них это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, квалификация персонала, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии. Таким образом, неблагоприятное воздействие внешних факторов накладывается на внутреннюю конъюнктуру организации, а она у каждой уникальна.

     Рисунок 1– Действие факторов рискованного развития организации

     Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. И это в практике управления должно быть предметом специального анализа. Так, например, при возникновении  кризиса в России наблюдалась весьма примечательная картина дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивлялись кризисным явлениям, третьи находили возможности использовать положение во благо себе, "ловить рыбку в мутной воде", процветать, может быть, временно, в сумятице общих кризисных явлений. Чем это объясняется? Скорее всего, устойчивость организаций, неподвластность неблагоприятным внешним факторам связана с наличием внутренних факторов нейтрализации кризиса, которые противостоят внешним факторам рискованного развития той или иной организации и используются для их минимизации. Они весьма многообразны. Среди них есть объективные и субъективные. Так, например, к ним относятся как благоприятное стечение обстоятельств, так и антикризисный потенциал организации, высокий профессионализм управления, повышенная экономическая активность, удачный риск и т.п.

     Возможно  и такое положение, при котором  организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Он может быть порожден внутренними факторами рискованного развития, т.е. факторами, способными ухудшить финансово-экономическое состояние организации независимо от внешних обстоятельств. К ним относятся просчеты в экономической стратегии, неэффективная организация работы, старение технологии, ошибочные управленческие решения, неудачный маркетинг, низкий профессионализм персонала, деловые и социально-психологические конфликты и многие другие.

     Таким образом, траектория изменений состояния  предприятия есть результат непрерывного совокупного влияния разнонаправленных  факторов внешней и внутренней среды  его функционирования. 
 

3.  Возникновение кризисов  в организации 

     К проблеме возникновения кризисов в организации необходимо подойти с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и представляет собой целостность. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушение.

     Система в процессе своей жизнедеятельности  может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают  статическую и динамическую устойчивость. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость организации как производственно-хозяйственной системы диктуется в основном внешними факторами, то ее принято называть внешней устойчивостью организации; если в основном внутренними факторами, то внутренней устойчивостью организации.

     В условиях плановой системы хозяйствования устойчивость производственно-экономических  структур достигалась в основном внешними факторами, т. е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное (см. ниже) состояние могли быть самыми разными: дополнительная экономическая поддержка, замена директора, корректировка планов, административная реорганизация производства и др.

     В этом случае устойчивость деятельности предприятия достигалась управлением  извне и кризис не наступал. Это  не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на мезо- и макроуровни и всегда решалась сверху. Все производимые ранее реформы касались прежде всего этих более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и отраслевых. Механизмы регулирования устойчивости жизнедеятельности производственно-экономических систем на уровне предприятий при этом почти не изменялись. Устойчивость обеспечивалась гашением любых несанкционированных отклонений в системе включением механизмов государственного управления экономикой.

     Рыночная  экономика требует действия помимо внешних еще и внутренних механизмов обеспечения устойчивости функционирования и развития организаций (предприятий, фирм, компаний и пр.). Это основной принцип функционирования самоорганизующихся систем. В этом случае управление организацией происходит на основе анализа собственных действий в окружающей среде (окружающая среда здесь понимается расширенно - это и рынок, и администрация региона, в котором функционирует предприятие, и природа, на которую воздействуют технологические отходы, и т.д.).

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"