Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – диагностика вероятности наступления банкротства предприятия и разработка программы финансового оздоровления предприятия. Согласно цели, были сформулированы задачи работы:
– оценить финансовую устойчивость предприятия и его платежеспособность (ликвидность);
– дать общую оценку финансового состояния предприятия;
- оценить вероятность банкротства предприятия с использованием различных методик;
– разработать программу финансового оздоровления предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1.Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства……………………………………………………..….6
1.1 Характеристика финансового состояния предприятия………….…6
1.2 Определение вероятности банкротства ……………………..……….7
2. Разработка программы финансового оздоровления предприятия………….9
2.1 Факторинговые операции…………………………………………..…9
2.2 Лизинг………………………………………………………………….12
2.3 Селенг……………………………………………………………...…..17
2.4 Франчайзинг……………………………………………………….…..19
2.5 Проект реструктуризации предприятия…………………………..…23
2.6 Инвестиционный налоговый кредит………………………………...31
2.7 Использование операционного рычага……………………………...35
3. Прогнозирование финансовых показателей деятельности предприятия…42
3.1 Прогноз прибыли предприятия……………………………………....42
3.2 Прогноз по форме бухгалтерского баланса…………………………45
Заключение………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..… 64

Работа содержит 1 файл

курс на чем.docx

— 111.53 Кб (Скачать)

В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных  требований поставщика на отгруженную  продукцию и передача поставщиком  банку права требования платежа  с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных  для них источников кредитования.

Предположим, что для повышения  своей эффективности предприятие  берет 1229,5 руб., ¼ часть своей дебиторской  задолженности и оборачивает  по факторинговому соглашению. Ставка за кредит составит 50% годовых. Средний  срок окупаемости средств в расчетах с покупателем составляет 30 дней.

Плата за эти операции составит:

За оплату продавцу документов на сумму 1229,5 руб. Факторинг получает от него:

0,0417*1229,5=51,27 руб.

При помещении документа  продавца в картотеку покупателя вся сумма пени является доходом  факторинга.

В случае задержки в оплате на 10 дней пени от покупателя (0,04%) перечисляются  факторингу в сумме:

=4,92 руб. 

2.2 Лизинг

 

Лизинг (англ. lease - аренда) - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества. В плане четов бухгалтерского учета лизинг фигурирует под понятием финансовой аренды. Различают два вида лизинга: финансовый и операционный. Финансовый лизинг (financial leasing) предусматривает выплату арендатором в течение периода действия контракта сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия контракта арендатор может:

1 - вернуть объект лизинга арендодателю;

2 - заключить новый контракт на аренду;

3 - выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

В контракте могут быть обязательства лизингополучателя  либо выкупить объект в указанный  срок, либо подыскать покупателя или  нового арендатора. Операционный лизинг (oration leasing) заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.

Лизинг имеет две основные формы: прямой возвратный. Прямой финансовый лизинг предпочтителен, когда предприятие  нуждается в переоснащении уже  имеющегося технического потенциала. Лизинговая форма при этой сделке обеспечивает 100% -ное финансирование приобретаемого оборудования. Техника  поступает непосредственно пользователю, который рассчитывается за нее с  лизинговой фирмой в течение срока  аренды. Операция возвратного лизинга  по существу представляет собой получение  дополнительных финансовых ресурсов под  залог собственных основных средств  заказчика. Они могут быть рассмотрены  как альтернатива кредитным операциям. Сущность возвратного лизинга в  том, что лизинговая фирма приобретает  имущество у лизингополучателя  и тут же предоставляет это  имущество ему в аренду. Договор  возвратного лизинга распространяется на весь период полезной службы оборудования и предусматривает последующий  переход права собственности  на имущество вновь к лизингополучателю. Таким образом, предприятие при  возвратном лизинге получает финансовые средства, гарантией возврата которых  является лизинговая плата. Лизинговая плата зависит от вида основных средств, срока лизинга, графика платежей и других условий договора. Лизинговая плата включает в себя возмещение полных затрат лизингодателя с учетом нормальной прибыли. Обычно сумма лизинговой платы является фиксированной, вносится неизменной величиной на протяжении всего периода действия договора. Однако в условиях нынешней инфляции в договоре в обязательном порядке закладывается возможность пересмотра величины лизингового процента.

Могут быть различные варианты платежей. Если финансовое положение  клиента позволяет в начальном  периоде освоения оборудования нести  увеличенные расходы, то при тех  же условиях лизинга появляется возможность  экономии на выплате процентов. Может  быть и обратная динамика лизинговых платежей, когда клиент ходатайствует  об отсрочке выплат ввиду неблагоприятного финансового положения. Но перенос  первого лизингового платежа  приводит к увеличению суммы взимаемых  процентов в конце периода. При  определении ставок по международному лизингу, кроме чисто финансовых аспектов, учитываются налоговые  и другие льготы, предоставляемые  законодательством ряда стран инвесторам и владельцам отдельных видов  имущества.

Применение лизинга связано  с отделением владения имущества  от его использования. Лизинговые сделки совершаются обычно на длительный срок - от 1 до 15 лет. Однако сейчас в России в условиях инфляции лизинговые сделки чаще всего заключаются на срок не более одного года. Субъектами лизинговой сделки являются три стороны: поставщик  или предприятие, производящее основные фонды; лизинговая форма (лизингодатель / арендодатель); лизингополучатель (арендатор, хозяйствующий субъект).

Схема лизинга:

1. Заключение лизинговой фирмой трехстороннего договора об аренде с лизингополучателем и поставщиком.

2. Поставка основных средств лизингополучателю.

3. Лизинговая фирма оплачивает поставщику стоимость основных средств.

4. Лизингополучатель оплачивает лизинговой фирме арендные платежи.

Технология лизинговой сделки следующая. Хозяйствующему субъекту нужны  основные фонды. Он нашел поставщика (или завод-изготовитель) и сообщает лизинговой фирме стоимость нужных основных фондов, их технические данные и способы использования. Лизинговая фирма заключает с хозяйствующим  субъектом договор, согласно которому фирма полностью оплачивает поставщику стоимость основных фондов и сдает  их в аренду хозяйствующему субъекту с правом выкупа в конце срока  аренды. Одновременно лизинговая фирма  заключает договор с поставщиком  о приобретении основных фондов. При  заключении лизингового договора требуется  банковская гарантия либо залог или  страхование лизингового платежа  и имущества, которое является объектом лизинговой сделки.

Основные фонды поступают  хозяйствующему субъекту непосредственно  от поставщика. В договоре указывается, сколько процентов лизингополучатель  должен уплатить за эту своеобразную ссуду, определяется график платежей, которые должны вернуть лизинговой фирме стоимость основных фондов и принести ей лизинговый процент. Лизингополучатель  может рассчитать поступление доходов  от использования арендованных (т.е. лизинговых) основных фондов, выработать и согласовать в каждом конкретном случае соответствующий график платежей. По согласованию сторон платежи могут  вноситься после получения выручки  от реализации продукции, произведенной  с использованием лизинговых основных фондов. По окончании срока аренды хозяйствующий субъект (арендатор) может возвратить основные фонды  лизинговой фирме либо продлить договор  на новый срок на льготных условиях, либо выкупить его по остаточной стоимости.

Фактически лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одновременным кредитованием  и арендой. При лизинге арендатор  выплачивает лизинговой фирме не арендную плату, а полную стоимость имущества в рассрочку. В случае выявления дефектов лизинговых основных фондов лизинговая фирма полностью освобождается от претензий. Претензии трехстороннему договору относятся на поставщика.

Договор лизинга заключается  на следующих условиях:

срок лизинга равен  сроку службы основных фондов;

сумма платежа включает в  себя стоимость основных фондов, проценты за кредит, комиссионные платеж;

риск, связанный с порчей и гибелью, принимает на себя лизингополучатель;

основные фонды являются собственностью лизинговой фирмы (арендодателя). После окончания срока лизинга  и выкупа в соответствии с договором  основные фонды переходят в собственность  лизингополучателя.

Если платежи по лизингу  производятся равными суммами, то сумма  платежа определяется по формуле  сложных процентов:

,                                                                     (2.1)

где П - сумма платежа по лизингу, руб.;

С - стоимость лизинговых основных фондов, руб.;

Р - процентная ставка, доли, единицы;

t - количество выплат платежа, ед.

Преимущества лизинга  заключаются в следующем. Лизинг позволяет хозяйствующему субъекту получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Основные фонды в течение  всей сделки находятся на балансе  лизинговой фирмы, а платежи ей относятся  к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т.е. включаются в себестоимость  производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемую налогом. Лизинговая фирма не связана  обязательствами за качество основных фондов. Она имеет за платежи в  рассрочку гарантийный залог  и сами основные фонды, которые может  вернуть себе полностью в случае невыполнения каких-либо условий договора лизинга.

Для поставщика кооперация с лизинговыми фирмами позволяет  использовать лизинг как средство, расширяющее рынки сбыта своей  продукции, что повышает их финансовую устойчивость и кредитоспособность.

Предположим, что стоимость  лизинговых основных фондов предприятия  50000 руб. Срок лизинга - 5 лет. Процентная ставка с учетом комиссионных равна 15%. Выплата платежей по лизингу производится равными суммами два раза в год. Количество выплат платежей составит:

t = 5*2 = 10

Сумма платежей составляет:

 тыс. руб.

Всего за 5 лет лизингополучатель  выплатит лизинговой фирме:

10*2,45 тыс. = 24,5 тыс. руб.

 

2.3 Селенг

 

Селенг является одной  из разновидностей лизинга. Селенг - это  двухсторонний процесс; он представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного найма и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию  и распоряжению его имуществом селенг-компании за определенную плату. При этом собственник  остается владельцем переданного имущества  и может по первому требованию возвратить его.

Селенг-компания привлекает и свободно использует по своему усмотрению имущество и отдельные имущественные  права граждан и хозяйствующих  субъектов. В качестве имущества  могут выступать различные объекты права собственности: деньги, ценные бумаги, земельные участки, предприятия, здания, оборудование и т.п. По форме финансирования селенговая деятельность близка к банковской деятельности. Она может осуществляться любыми торгово-промышленными предприятиями как побочная операция. Однако экономически целесообразно создавать специальные селенг-компании. Граждане внаем сдают главным образом деньги. Различия между деньгами, взятыми взаймы (кредит), и деньгами, взятыми внаем, следующие.

1. При кредите происходит  смена прав собственности. При  селенге владелец денег, сдаваемых  внаем, не теряет своего права  на них.

2. Если хозяйствующий  субъект, получивший деньги внаем  от селенг-компании, разорился, то  по закону о банкротстве из  его имущества вначале возвращается  истинным владельцем все то, что  ему не принадлежит (в том  числе и деньги, переданные внаем), остальное имущество продается  на аукционе и делится между  кредиторами. Поэтому банки для  покрытия риска от невозврата  кредита должны создавать резервные  фонды, в которых омертвляется  значительная часть капитала.

3. При передаче денег  внаем налогом облагается только  прибыль, полученная от операции, а не вся сумма. При кредите  налог берется со всей суммы  кредита.

Практика показывает, что  использование селенга целесообразно  при глубоком кризисе системы  хозяйствования. Селенг является эффективным  инструментом финансирования различных  сфер предпринимательства в условиях риска. Его преимущества проявляются  в том, что селенг оказывает финансовую помощь нуждающимся хозяйствующим  субъектам, с учетом налогового законодательства обеспечивает экономические выгоды производителям товаров.

В современных условиях для  развития селенга имеются хорошие  перспективы. К ним можно отнести: сокращение объема ликвидных средств  из-за постоянно возникающих трудностей на денежном рынке; обострение конкуренции, требующее оптимизации вложения капиталов; уменьшение прибыли хозяйствующих субъектов, ограничивающая их возможность вложить достаточную сумму средств в развитие новой технологии и расширение производства. Селенг обостряет конкурентную борьбу на денежном рынке и направляет ее на снижение цены услуг, например процентов за кредит. Селенг - это реальный механизм вовлечения денег населения в производственную сферу и экономику страны в целом.

 

2.4 Франчайзинг

 

Франчайзинг - тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий, это вертикальная маркетинговая система потребительских  товаров, предусматривающая долгосрочные договорные отношения, создающаяся, как  правило для сбыта.

Анализ возможного потенциала успеха бизнеса на базе франчайзинга будет  намного проще, если существует прототип аналогичной работы, дающей хорошие  результаты. Если этого нет, то осуществляя  анализ, придется делать ряд предположений. Другими словами, два-три года реального  опыта работы прототипа в сто  раз ценнее для проведения анализа, чем десять страниц предположений  о том, что может сделать франчайзи. Конечно, отсутствие прототипа не исключает  анализа, но он становится более трудным, а его результаты-менее надежными.

Финансовый анализ должен основываться на знаниях организационной и  технической сторон бизнеса во всех аспектах.

В любом случае в анализе бизнеса  потенционального (теоретического) франчайзи  должно быть учтено следующее: оценка влияния на возможный доход различных  доходов обязанных с изменением в архитектуре и интерьере  помещения, его оборудования и т.д., то есть с капитальными вложениями при содержании франчайзинговой  сети:

- решение организационных вопросов;

- анализ существующих месторасположений предприятия, предлагаемых франчайзи: являются ли они оптимальными на сегодняшний день.

Для предприятия торговли также  придется узнать, каковы типы товаров  и цена на них. Необходимо провести анализ персонала, рекламы и затрат на нее, методов работы существующих конкурентов; предлагаемые размеры  выплат, которые должен будет делать франчайзи для поддержания системы  франчайзинга в целом.

На заключительном этапе придется произвести расчет теоретического баланса  доходов и расходов, учитывая в  качестве расходных статей отмеченные выше предполагаемые выплаты, а также  другие, исходя из реальных условий  бизнеса и деятельности франчайзи. Например, при этом расчете нужно  знать заранее, будет ли франчайзи  работать и управлять подразделением сам или же будет нанимать управляющего. В последнем случае следует учесть дополнительные расходы, связанные  с этим фактором.

Аналогично обстоит дело с работой  юриста, бухгалтерии, аудитора.

Таким образом, проведенный анализ будет лучше отражать истинную отдачу от вложенного франчайзи капитала.

Предлагаемые размеры выплат, которые  должен делать франчайзи для поддержания  системы франчайзинга, необходимо сопоставить  также с возможностями франчайзера  создать и развивать свою систему.

Информация о работе Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства