Понятие «кризиса». Особенности кризисов, их роль в социально-экономическом развитии

Автор: Ольга Лялькина, 03 Октября 2010 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Жизнь как явление связана с ростом, движением и развитием. И это не
всегда бывает легко. Рост и развитие всегда предполагают изменения,
преодоление старого и отмирание отжившего. Поэтому невозможно жить
полнокровно и не проходить через кризисы, глубокие трансформации. Понятно, что избежать этого нельзя, но мы не всегда понимаем, что кризисы играют очень важную роль в нашем становлении и эволюции.
Древние китайцы для обозначения кризиса использовали мудрое слово– вей-чи. Оно представляет собой комбинацию двух иероглифов: опасность и возможность. Кризис можно рассматривать как катастрофу, как что-то страшное, чего нужно избегать любой ценой, но его можно считать и поворотным пунктом, важной ступенью в развитии – как возможность новой жизни, возможность измениться и стать другим. По-человечески можно понять желание избегать болезненных ситуаций, желание все оставить так, как это было до кризиса. Но, с другой стороны, можно использовать кризисное время для развития и роста, для нового понимания себя и жизни вокруг. Ничто не остается неизменными: старое уничтожается, давая дорогу новому. Поэтому вопрос ставиться не «как нам избежать кризиса и изменений?», а скорее «как можно использовать периоды кризиса наиболее творчески?».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КРИЗИСА 4
1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ 4
2.ПРИЧИНЫ НАСТУПЛЕНИЯ КРИЗИСА 7
3.ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 9
КЛАССИФИКАЦИЯ КРИЗИСОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 11
1.РАЗНОВИДНОСТИ КРИЗИСОВ 11
2.ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ КРИЗИСОВ 16
РОЛЬ КРИЗИСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 18
1.ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 18
2.ПРИМЕРЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

     Функционирование  организации — это поддержание ее жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

     Развитие организации — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

     Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны.

Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека.

     Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого.

     Связь функционирования и развития имеет  диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов.

     Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой. Развитие в свою очередь, разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления. При этом возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. В действительности именно глубокие кризисы создают обычно наиболее благоприятную почву для восприятия обществом фантастических идей и концепций.

     Нефтяной кризис, разразившийся в 1973 г., не только подтвердил

необходимость ориентации на производство наукоемкой продукции, но и

определил ускоренное развитие информационных технологий.

     Кризисы отражают не только противоречия функционирования и

развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

     Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

     Опасность кризиса существует всегда, даже когда  его нет. Поэтому очень важно знать признаки и показатели кризисного развития и наступления кризисных ситуаций, методологию их расчета, уметь оценивать возможности их разрешения. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Вообще в распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания состояния социально-экономической системы.

     Преодоление кризисов — управляемый процесс. Вообще социально-

экономическая система является саморегулируемой системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление и существует, потому что является, с одной стороны, частью этих механизмов, с другой — для того чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.

     Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

2.ПРИМЕРЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

 

    Ярчайшими примерами производственного кризиса  и выхода из него могут служить  такие промышленные гиганты как  «Крайслер» и «Боинг».

    1970-е  годы становятся для компании «Крайслер»  убыточными: сказался и энергетический кризис, и непродуманная производственная политика. В 1978 руководство отделением «Крайслер Европа» передается концерну «Пежо—Ситроен» (Peugeot—Citroen), но «Крайслер» по-прежнему остался на грани банкротства. Для спасения компании был приглашен известный менеджер Ли Якокка, которому удалось получить крупный заем от федерального правительства, доказав, что закрытие заводов такой гигантской корпорации, как «Крайслер», было бы национальной трагедией Америки. Якокка удалось вывести компанию в ряд прибыльных к 1983.

    В 1997 году производственный кризис чуть было не привел Boeing к краху. «В тот момент компания пыталась повысить эффективность всей производственной цепочки, одновременно захлебываясь в потоке новых заказов. Система не выдержала перегрузки, что обошлось Boeing в 2,6 млрд., и впервые за полвека компания закончила год с убытками.

Тогда на сцене  появился Алан Малалли, только-только назначенный главой подразделения воздушных гражданских судов. Он быстро устранил причины неприятностей: неэффективные производственные технологии, плохие взаимоотношения с поставщиками, слишком амбициозные сроки ввода в строй новых машин и корпоративная культура, при которой поощрялось затушевывание проблем. Через несколько недель после прихода он впервые за все время существования Boeing сделал производственных менеджеров ответственными за прибыли и убытки. «Мы праздновали каждый сданный самолет и любой прирост производства», - рассказывал Малалли в интервью Business Week в 2001 году. К 1999 году портфель заказов его подразделения почти удвоился, достигнув 620 машин, а операционная маржа возросла впятеро». 

     Также можно привести в пример статью "10 успешных кейсов выхода компаний из кризиса"

     «Консультанты Strategy Partners проанализировали мировой опыт выхода  компаний из кризисов и стратегии выхода из кризиса, которые оказались наиболее успешными.

Мировые кризисы

  Нами были проанализированы действия международных и российских компаний во время следующих кризисов экономики:

  1990-1991. Экономическая рецессия 1990-1991 годов получила свое начало в США, где еще в октябре 1987 года произошло сильное падение индекса DJIA. Серьезные проблемы в финансовом секторе, рост цен на нефть в 1990 году оставляли все меньше надежд на «чудо», которого ожидали многие экономисты. В США наступила рецессия, и, как следствие - высокая инфляция, безработица, дефицит бюджета и слабый рост ВВП. 

     1997. Азиатский финансовый кризис разразился в странах Южной и Восточной Азии в июле 1997 г. Подоплёкой кризиса стал чрезвычайно быстрый рост азиатских экономик, который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости. Для экономик региона в течение 1997-1998 гг. были характерны падение курса национальной валюты, падение фондовых индексов, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций.

     1998. Причинами экономического кризиса в России стали падение цен на нефть, огромный государственный долг, кризис ликвидности, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО. 17 августа 1998 года Россия объявила дефолт. В результате кризиса было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте; разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни.

     2008. Предшественником мирового финансового кризиса 2008 года стал ипотечный кризис в США. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и, в результате, распространился за границы США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

  Каждая компания во время кризиса задается рядом вопросов, неправильный ответ на которые может быть критичен:

  1. Каков масштаб бедствия?
  2. Устойчиво ли мое финансовое положение?
  3. Нужно ли мне перепозиционирование, оптимизация или изменение бизнес-модели?
  4. Как улучшить прибыль и денежные потоки?
  5. Как сократить затраты наиболее эффективно и с наименьшими негативными последствиями?
  6. С чего начать?
  7. Какие меры работают быстрее и с наименьшими рисками?
  8. Как сокращать затраты на персонал – сотрудников или зарплаты?
  9. Как быть готовым к любому будущему?
  10. Сколько нужно ждать, чтобы прояснилась ситуация?
  11. Как сократить время на анализ ситуации?
  12. Как ускорить принятие решений?
  13. Как реагировать на стратегические  изменения?
  14. Как заметить открывающиеся возможности?
  15. Как использовать возможности с наименьшим риском?

     Как показывает практика, от того, удастся  ли компании найти правильный ответ  на перечисленные выше вопросы, зависит  успех или неудача в преодолении кризиса:

Потенциальная проблема Пример неудач. разрешения Пример удач. разрешения
Недооценка  или переоценка масштаба проблем ●    Lehman Brothers

●    Инкомбанк

●    Arrow

●    Альфа-банк

Неготовность  к быстрому изменению ситуации ●    GM

●    Chrysler

●    LHC
Недостаточное повышение эффективности или  вред в долгосрочной перспективе ●    СБС-Агро

●    Kmart  

●    Samsung

●    San Miguel

Недооценка  появившихся возможностей, неготовность к последующему росту рынка ●    AOL

●    Lloyds bank

●    Коркунов

●    Русский Стандарт

 

Смена позиционирования

     Кризис 1998 года. Россия. «Коркунов», удачно предсказав направление миграции ценности товара после кризиса 1998, вышел в сегмент  дорогого шоколада и занял в нем 57% рынка.

     Коркунов» c 1997г. строил кондитерскую фабрику  в Одинцово. Запуск фабрики пришелся на разгар кризиса.  В сентябре 1999г. фабрика выпустила свою первую шоколадную продукцию под брэндом «А.Коркунов». Доля потребителей марки «А. Коркунов» в сегменте конфет в коробках достигла к 2003 году почти 22%, доля рынка в сегменте дорогого шоколада - 57% . В результате успешных действий в период кризиса, «Коркунов» увеличил стоимость и в 2007-ом году 80% компании было продано компании Wrigley за $300 млн.

Стратегические  инициативы в период кризиса:

     Новый сегмент рынка. Коркунов вышел на сегмент дорогого шоколада рынка, действовать в котором никто не решался. Одинцовская кондитерская фабрика появилась всего через год после кризиса, когда дорогой сегмент на кондитерском рынке считался совершенно неперспективным и был полностью «оголен».

     Конкуренция. Отсутствие конкурентов и упавшие цены на рекламу позволили «Коркунову» занять значительную долю рынка и создать стратегический контроль за счет бренда.

                ·  Западные производители  дорогой шоколадной продукции  ушли из страны (в том числе рынок покинул и будущий стратегический партнер Коркунова – Alfred Ritter, производитель шоколадок Ritter Sport). Итальянский партнер, с которым Коркунов планировал делать бизнес, испугался кризиса 1998 года и ушел из России, оставив недостроенные корпуса шоколадной фабрики. 

                ·  Отечественные производители – "Бабаевский", "Красный Октябрь", "СладКо" и др. – сосредоточились на дешевом сегменте. 

Инвестирования  в инновации

     Кризис 1997 года. Samsung Electronics не экономила на стратегически важных процессах, а сделала ставку на развитие новых видов продуктов, что  позволило ей после кризиса выйти в мировые лидеры.

   Samsung Electronics - производитель электроники. Является мировым лидером в производстве полупроводников, телекоммуникационного оборудования и цифровой конвергенции. Выпускает чипы памяти, жидкокристаллические дисплеи, мобильные телефоны и мониторы. В 124 офисах компании на территории 56 стран мира работают около 138 000 человек.

Стратегические  инициативы в период кризиса:

Информация о работе Понятие «кризиса». Особенности кризисов, их роль в социально-экономическом развитии