Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Для регулирования внешней формы несостоятельности предприятия - банкротства необходимы эффективные законодательные меры, которые способствовали бы предупреждению банкротства, ускорению реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия-должника или ликвидации предприятия в случае признания его банкротом.

Содержание

Введение 3
Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур 4
Особенности банкротства отдельных категорий должников 10
3. Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде 19
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по АКУ.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
fy">     -        осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

     -        осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

     По  итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

     -        определение о прекращении производства по делу о банкротстве,

     -        определение о введении внешнего управления,

     -        решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

     В первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

     Финансовая  помощь может быть оказана следующими способами:

     в виде возвратной финансовой помощи —  займа (процентного, беспроцентного);

     в виде безвозвратной финансовой помощи — безвозмездное поступление;

     путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;

     путем принятия решения об увеличении уставного  капитала (увеличение номинальной стоимости  акций или дополнительный выпуск акций).

     Внешнее управление основанием для введения внешнего управления служат определение арбитражного суда по итогам процедуры финансового оздоровления, ходатайство собрания кредиторов. При этом установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

     Если  процедура финансового оздоровления протекала более 18 месяцев, то внешнее управление вводить нельзя. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления может составить не более двух лет.

     Для проведения этого этапа арбитражный  суд назначает внешнего управляющего, ему передаются все полномочия по управлению предприятием.

     Внешний управляющий обязан:

     - принять в управление имущество  должника и провести его инвентаризацию;

     -   разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

     - вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

     - заявлять в установленном порядке  возражения относительно предъявленных  к должнику требований кредиторов;

     - принимать меры по взысканию  задолженности перед должником; 

     - вести реестр требований кредиторов (кредиторы вправе предъявить  свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления);

     - реализовывать мероприятия, предусмотренные  планом внешнего управления;

     - информировать комитет кредиторов  о реализации мероприятий, предусмотренных  планом внешнего управления;

     - представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

     По  итогам рассмотрения результатов внешнего управления арбитражный суд принимает  один из судебных актов:

     определение о прекращении производства по делу о банкротстве 

     решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

     Конкурсное  производство после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом утверждается процедура конкурсного производства. Эта процедура является завершающей стадией в процессе банкротства, в результате которого прекращается существование юридического лица. Срок конкурсного производства ограничен одним годом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, он может быть продлен на шесть месяцев.

     Последствия открытия конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия процедуры денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Исключение составляют признание прав собственности, взыскание морального вреда, истребование имущества из незаконного владения, ничтожные сделки; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника; сведения о финансовом состоянии должника теряют конфиденциальность и перестают составлять коммерческую тайну.

     Реализует процедуру конкурсного производства конкурсный управляющий, назначенный  арбитражным судом.

     Один  из важных моментов в ликвидационных процедурах — формирование конкурсной массы. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. После того как завершается формирование конкурсной массы или, по крайней мере, накапливается достаточно средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов первой очереди, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кредиторами.

     Расчеты производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены  только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежных средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет распределен между ними пропорционально суммам их требований.

     После рассмотрения арбитражным судом  отчета конкурсного управляющего о  результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, а в случае погашения требований кредиторов — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

     Мировое соглашение при процедуре банкротства — добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Заключается письменно и должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Взаимная выгода может быть найдена в прекращении обязательств за счет отступного, в обмене требований на доли в уставном капитале, акции, облигации и иные ценные бумаги, прощении долга, отсрочке или рассрочке уплаты долгов и ином, не нарушающем прав кредиторов реестра.

Рассмотрим  условия утверждения мирового соглашения арбитражным судом.

     1. Мировое соглашение может быть  утверждено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

     2. Должник и арбитражный управляющий  в течение 5—10 дней от даты заключения мирового соглашения должны представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения.

     3. К заявлению должны быть приложены  текст мирового соглашения, протокол  собрания кредиторов, реестр требований  кредиторов, документ о погашении  требований кредиторов первой  и второй очереди, возражения «против».

     Следовательно, законодательное регулирование института банкротства позволяет предприятиям вовремя применять меры по финансовому оздоровлению и при грамотной ликвидации избежать несостоятельности предприятия.

2. ОСОБЕННОСТИ  БАНКРОТСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ  ДОЛЖНИКОВ 

     В особую категорию включены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий.

     Градообразующими  организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. В деле о банкротстве таких организаций принимает участие орган местного самоуправления, который определяет требования к кандидатуре административного, внешнего или конкурсного управляющего и направляет это требование в саморегулируемую организацию. Орган местного управления также может ходатайствовать в арбитражный суд о продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления не более чем на год. Для продления процедуры необходимо предоставить письменное поручительство по обязательствам должника. В поручительстве указываются сумма обязательств и график погашения долгов. Нарушение поручителем своих обязательств дает основание для перехода от финансового оздоровления или внешнего управления к конкурсному производству.

     В процессе внешнего управления должником  – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа  предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для, не менее чем 50 процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

     В случае неисполнения покупателем указанных  выше обязательств, договор купли-продажи  подлежит расторжению арбитражным  судом на основании заявления  органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. Покупателю из соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные им на покупку и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

     Юридическое лицо попадает под банкротство как  сельскохозяйственная организация, если по основному виду деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции) выручка от реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки. Наблюдение направлено на тщательный анализ зависимости финансовых результатов от сезонности и природно-климатических условий. Если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имело место ухудшение финансового состояния, то соответствующая процедура может продлиться на год. При продаже сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, прилегающим к земельному участку должника. 
    Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее семидесяти процентов общей суммы выручки.

     Суть  первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

     Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в гл.4 Закона о банкротстве. В частности, в ст.70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятий