Стратегический менеджмент - основа антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на достаточную разработанность этой темы, существует ряд не проанализированных проблем в этой области. Поэтому целью курсовой работы является

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-определить понятие и сущность организационной культуры;

-рассмотреть элементы и функции организационной культуры;

- рассмотреть понятия сильной, слабой и доминирующей культуры и субкультуры,

-рассмотреть способы передачи и изменение культуры организации;

-дать краткую характеристику ТУСЗН по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району

-раскрыть содержание организационной культуры данного предприятия;

-дать рекомендации по изменению организационной культуры на данном предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА …...6-15
1.1 Понятие, функции и принципы стратегического менеджмента .
1.2 Основные стратегии менеджмента………………………
1.3 Роль, разработка, реализация стратегии в антикризисном управлении……………………………………………………………
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2008 ГОД ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА «КИНЕШЕМСКАЯ»
2.1. Общие сведения о предприятии ОАО «Птицефабрика «Кинешемская»
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
2.3. Определение характера финансовой устойчивости ОАО «Птицефабрика «Кинешемская»
2.4. Отчет о прибылях и убытках предприятия
2.5.Анализ рентабельности предприятия……………… Заключение……………………………………….……………......23-24
Библиография…………………………………………………........25
Приложение 1…………………………………………………………
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по АКУ 3 курс.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

     Осуществлению этого помогают передовые кадровые стратегии: сотрудничества, завидного  соперничества для достижения «инстинкта мастерства», личного и профессионального роста и развития (самореализации в труде).

     Для разработки кадровых  стратегий  лучше всего привлечь весь персонал предприятия, т.к. только совместно  намеченные и принятые коллективно  направления развития будут достигаться заинтересованно, без принуждения.

     Прежде  всего, должна производиться оценка кадрового потенциала: сколько молодых  сотрудников хотели бы продолжить учебу  или повысить квалификацию, сколько  требуется новых специалистов, каково число низкоквалифицированных работников, не способных соответствовать требованиям перспективного развития бизнеса.

     Затем осуществляется кадровое планирование (планирование развития кадровых резервов). Для этого оценивается, сколько  работников и какой квалификации необходимы для достижения поставленных целей и решения задач. Принимаются решения, как найти и привлечь нужный персонал; как наилучшим образом использовать способности сотрудников. Затем определяются затраты на проведение всех запланированных мероприятий.

     Для любого руководителя очень важно  уметь выдвигать молодых и  перспективных специалистов; делегировать им полномочия сразу, как только их компетентность позволит справляться  с серьезными заданиями; давать почувствовать сотруднику, что руководство понимает и ценит его вклад в общее дело. Но самыми действенными из стратегий развития кадрового потенциала нужно отметить индивидуальный и командный коучинг, помогающий эффективно сотрудничать, добиваясь синергии (сверхсуммарности коллективных усилий)  и самореализации в важном деле.

  1. Инновационные стратегии нацелены на рост производительности труда и повышения качества продукции при помощи периодических обновлений:

     - каждые 3,5-4 года – необходима  смена товара / услуги или хотя  бы их совершенствование;

     - каждые 11-20 лет – требуется смена оборудования на наиболее производительное (причем лучше не дожидаться его физического износа, а менять его при моральном устаревании технопарка);

     - каждые 48-55 лет -  нужно быть  готовыми к революционной смене   технологий.

     Инновационные стратегии призваны повышать производительность труда за счет технических и технологических усовершенствований,  а также совершенствовать качественные характеристики товаров и услуг. 

     1.3. Роль, разработка и реализация стратегии в антикризисном управлении

     В жизненном цикле любого предприятия  возможно наступление кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут  быть различными, но если ситуация на предприятии  в целом и без этого носит  отрицательный характер, то даже краткосрочный и локальный кризис может привести к серьезным последствиям. Для того чтобы это предотвратить, необходимо разработать эффективную систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Многие исследователи в настоящее время считают, что любое управление должно быть антикризисным. Главное место в антикризисном управлении занимает стратегия развития предприятия и стратегический менеджмент.

     Если  рассматривать понятие стратегия  в общем ракурсе, то это – ориентированное на долгосрочную перспективу определенное направление развития предприятия, охватывающее все аспекты его внутренней и внешней среды, которое служит для достижения поставленных целей. Особенность стратегии в антикризисном управлении это ее четкая ориентация на выявление и предотвращение причин кризиса, а также на правильные действия предприятия в кризисных ситуациях. Правильно сформированная стратегия позволяет избежать многих кризисных ситуаций или сгладить ее протекание в организации. Фактически она представляет собой план действий на определенный период времени, который позволяет в максимальной степени избежать опасных ситуаций и направить организацию по пути роста и укрепления позиций на рынке.

     Стратегия позволяет сосредоточить внимание на определенном круге возможностей и отбросить те, которые могут быть потенциально опасны для устойчивого развития и функционирования организации.

     Состав  стратегии в антикризисном управлении, как правило, включает в себя следующие  элементы.

     1. Сфера деятельности организации и основные направления ее развития. Необходимо определить особенности занимаемого сегмента рынка для его эффективного анализа и возможности предотвращения кризисов.

     2. Цели деятельности организации. Для антикризисного управления наибольший интерес представляют цели в долгосрочном периоде, так как именно от них зависит направление развития организации. Определение целей определяет все дальнейшие действия по разработке стратегии.

     3. Определение методов и форм достижения целей. Это крайне важный момент, поскольку здесь осуществляется поиск и выбор альтернатив. От того, какой будет программа достижения результата, зависит все функционирование организации. Важно рассматривать эти методы с точки зрения безопасности для деятельности организации и целесообразности по отношению к имеющимся ресурсам.

     4. Кадровая политика. Определяет внутреннюю структуру персонала организации, уровень взаимоотношений между отделами и подразделениями.

     5. Организация производственного процесса. С точки зрения стратегического менеджмента это очень ответственный этап, поскольку сюда входят распределение ресурсов, оценка технической базы, обеспечение организации современными технологиями и т. д. Зачастую кризисы в организациях, вызванные внутренними причинами, возникают из за осложнений в производственном процессе вследствие нерационального использования имеющихся средств.

     6. Оценка внутренней и внешней среды бизнеса. Стоит отметить, что от качества проведенного анализа зависит в целом вся деятельность организации, так как стратегия формируется именно на основании этих данных.

     7. Разработка маркетинговой программы. В современных условиях это неотъемлемая составляющая любой стратегии, не говоря уже об антикризисном управлении.

     Стратегия в антикризисном управлении –  это своего рода гарантия стабильного развития организации. Она позволяет снизить процент возникновения кризисных ситуаций, а в случае наступления – обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решения о методе выхода из кризиса, что является немаловажным фактором.

     Антикризисная стратегия  направлена в первую очередь на выявление  и устранение причин возникновения  кризисных ситуаций. Главное место  здесь занимает оценка внутренней и  внешней среды бизнеса с целью определения наиболее опасных зон. Большое значение имеет актуальность и точность информации, поскольку от этого зависит определение реального положения организации. Диагностика среды бизнеса это первый шаг в разработке антикризисной стратегии организации.

     Часто приходится иметь дело с большими объемами информации, что затрудняет исследование, однако это необходимо для достоверности анализа. Еще  одной сложностью является высокая  динамичность внешней среды в  современном мире, что позволяет  говорить об актуальности полученных данных в течение достаточно непродолжительных периодов.

     Во  внешней среде вообще можно выделить две составляющие – микросреду и  макросреду.

     Оценка  микросреды. К микросреде относятся субъекты экономики, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации:

     1) государство;

     2) поставщики;

     3) потребители;

     4) конкурентное окружение;

     Государство оказывает влияние на любую организацию  в виде различных требований и  законодательных актов (прямое воздействие) и налогообложения (косвенное воздействие).

     Любая организация осуществляет свой производственный процесс на основе использования различных ресурсов. Они попадают в организацию через поставщиков. Поэтому организация может находиться в достаточно сильной зависимости от поставщиков, особенно при редкости и малом количестве предоставляемого ресурса. Анализ в этом случае должен сводиться к получению максимально возможного объема информации для создания оптимального уровня взаимоотношений и, что немаловажно, обеспечения такого уровня затрат на ресурсы, который бы не послужил причиной финансового кризиса.

     Привлечение потребителя является основным средством  достижения основной цели деятельности любой организации – получения  прибыли. Рынок потребителей влияет на структуру организации, ее стратегию  и установки. Здесь необходимо учитывать следующее:

     1) демографические характеристики: возрастной контингент, пол, сферу деятельности;

     2) социальнопсихологические характеристики: вкусы, предпочтения, интересы потребителей;

     3) объем закупок клиентами;

     4) чувствительность потребителей к цене товара и т. д.

     Оценка  конкурентного окружения в настоящее  время это особенно актуально в современных рыночных условиях. При разработке антикризисной стратегии очень важно произвести оценку всех возможных конкурентов. Это имеет такое большое значение еще и потому, что сейчас многие конкуренты прибегают к противозаконным действиям, что может привести организацию к кризису и даже банкротству. Кроме того, антикризисная стратегия должна подразумевать не только защиту от конкурентов, но и собственные действия организации в конкурентной борьбе. Для этого необходимо исследовать сильные и слабые стороны конкурентных лиц и организаций.

     Оценка  макросреды. Сюда относятся факторы, которые косвенно влияют на организацию:

     1) политические;

     2) экономические;

     3) социальные;

     4) технологические.

     Политический  фактор оценивается с точки зрения стабильности и изменения в законопроектах.

     Анализ  экономической ситуации позволяет  получить данные о распределении  и наличии ресурсов на рынке. Здесь  важен анализ не только отечественной  экономики, но и всего мирового рынка в целом.

       Социальные факторы – это уровень  доходов населения, уровень заработной  платы, наличие в обществе тех  или иных групп (бедный, средний,  богатый слои населения) и т. д.

     Оценка  технологий необходима для создания соответствующего технологического уровня в производственных подразделениях организации.

     Оценка  и анализ внутренней среды. Внутренняя среда организации – это сложный  комплекс, состоящий из множества  элементов:

     1) управление;

     2) финансовый отдел;

     3) производственный отдел;

     4) персонал;

     5) транспортный отдел.

     При разработке антикризисной стратегии  необходимо тщательно исследовать  каждый элемент для выявления  задач и возможностей.

     После диагностики среды бизнеса разрабатывается  сама стратегия. Этот процесс сопровождается также пересмотром миссии и установок организации. Антикризисная стратегия должна содержать оптимальный комплекс мер по выводу организации из кризиса, учитывая все имеющиеся возможности. Чаще всего в период преодоления кризиса приходится вносить существенные коррективы в те или иные отделы и связи организации.

     Но  делать это можно лишь на основании  данных о состоянии бизнеса, которые  и являются основой для разработки антикризисной стратегии.

     Антикризисная стратегия  может включать в себя различные  направления: уменьшение расходов, ликвидация некоторых отделов, сокращение объемов производства, привлечение дополнительных ресурсов и т. д. Но в любом случае это комплекс мероприятий, которые приводят к положительному результату только в случае грамотной реализации выбранной антикризисной стратегии.

Информация о работе Стратегический менеджмент - основа антикризисного управления