Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является, разработка стратегии и тактики по управлению задолженностью страховых организациях на примере ОСАО « Ингосстрах».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций;
- определить теоретические основы формирования кредитной политики страховых организаций;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций 7
1.1 Экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций 7
1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций 18
1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций 32
Глава 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации (на примере ОСАО « Ингосстрах») 44
2.1 Характеристика деятельности организации ОСАО «Ингосстрах» 44
2.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОСАО «Ингосстрах» 50
2.3 Оценка управления дебиторской задолженности страховой организации 61
Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах» 70
3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов 70
3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации 78
Заключение 84
Список использованной литературы 87

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 654.50 Кб (Скачать)

- фиксированный процент от маржи по контракту. При такой системе оплаты работники отдела продаж стараются реализовать продукцию по максимально высокой цене за единицу, чтобы добиться максимально высокой маржи. Этот метод используется при ориентации страховых организаций на максимизацию прибыли в текущий момент и при невозможности увеличить число продаваемых единиц продукции;

- фиксированный процент от объема реализации в момент поступления денег по контракту на счет продающей организации. Этот метод заинтересовывает агента по продажам в заключении контракта с максимально благоприятными для продавца условиями платежа. Он используется страховыми организациями, испытывающими сложности со сбором дебиторской задолженности, а также в условиях высокой инфляции;

- выплата фиксированного процента от базовой заработной платы при выполнении плана по реализации. Этот метод ориентирует работников отдела продаж на выполнение плана, что обеспечивает стабильность в работе всех страховых организаций.

5. Закрепление форм стимулирования за основаниями стимулирования

Пятый этап выражается в установке связей между соответствующими перечнями оснований стимулирования и форм стимулирования, заключающейся в прямой увязке роста вознаграждения работника с ростом полученных им денежных средств за реализованные услуги.

На этом этапе необходимо сбалансировать применяемые формы стимулирования с имеющимися источниками финансирования системы стимулирования. Например, из определенной суммы вознаграждения работникам отдела в виде премии можно предложить выделять 70%, а 30%, резервировать для последующего распределения между отделами, связанными с отделом по управлению дебиторской задолженностью.

6. Разработка и оформление текста Положения о стимулировании персонала

На шестом этапе производится разработка и оформление текста Положения о стимулировании персонала. Поскольку система стимулирования устанавливает соответствие оснований и форм стимулирования и организационные процедуры, в соответствии с которыми происходит процесс стимулирования, следовательно, она должна быть представлена в форме локальных нормативных актов — например, Положения о стимулировании персонала и Положения об оплате труда.

Фактически к этому моменту содержательная работа выполнена — определены основания стимулирования и формы стимулирования, их соответствие, полномочия по выбору и применению форм стимулирования. Вместе с текстом Положения готовится проект приказа о вводе в действие Положения и о порядке его изменения.

Положение о стимулировании персонала должно охватывать все формы стимулирования, в том числе определять принципы оплаты труда. Вопросы оплаты труда, как наиболее значимые во всей системе стимулирования, детально регламентируются специальным документом - Положением об оплате труда.

7. Утверждение Положения о стимулировании

На седьмом (заключительном) этапе проходит утверждение Положения о стимулировании.

Разумеется, оценить предложенную систему стимулирования сотрудников отдела по управлению дебиторской задолженностью можно будет лишь через некоторое время.[26] Для этого вполне достаточно будет сравнить остатки дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды с последним отчетным периодом. В случае явного изменения в последнем отчетном периоде суммы дебиторской задолженности в сторону уменьшения - значит, можно сделать вывод об экономической эффективности данной системы.

Однако, следует отметить, что даже при достаточно ответственном и квалифицированном подходе к разработке системы со стороны специалистов и желании работников соответствующей службы наращивать скорость погашения дебиторской задолженности эффективность функционирования этой системы на практике во многом, будет зависеть от высшего руководства страховых организаций, от применяемых им методов управления, от его воли и умения сделать страховых организаций конкурентоспособным в условиях достаточно тяжелой экономической ситуации.

Заключение

 

Очевидно, что проблема управления задолженностью страховых организаций не решается какими-то строго определенными мероприятиями. Каждая страховая организация обладает своей собственной кредитной политикой по отношению к своим покупателям и поставщикам. Следовательно, для каждой страховой организации должна разрабатываться методика управления дебиторской задолженностью, учитывающая рыночные условия, в каких работает данная страховая организация, тип производимой продукции, сложившиеся традиции делового общения с контрагентами, существующие наработки в области оптимизации уровня дебиторской задолженности и т.д.

Обращая внимание на тот факт, что значению понятия дебиторская задолженность в научных источниках дается несколько определений можно сделать вывод, что до нынешнего времени проблема управления дебиторской задолженностью полностью не изучена, что лишь подтверждает актуальность данной проблемы.

В результате исследования данной проблемы были получены следующие результаты:

Определен порядок формирования информационной базы для оценки платежеспособности страховых организаций, дающий возможность определения кредитного рейтинга покупателя.

Разработаны предложения по оптимизации управления дебиторской задолженностью, включающие в себя порядок оценки возможности предоставления коммерческого кредита покупателям и систему организации стимулирования персонала страховых организаций, работающего

 

 

 

 

в подразделениях по управлению дебиторской задолженностью.

Сформированная информационная база по всем клиентам, пользующимися страховыми услугами, позволит организациям уменьшить  дебиторской и кредиторскую задолженности, вовремя выявлять потенциальных безнадежных должников, которые формируют значительную часть их общей задолженности. Кроме того, наличие информационной базы позволит сократить время для принятия управленческого решения по поводу предоставления коммерческого кредита тому или иному клиенту.

Кроме того, разработанная система организации стимулирования сотрудников структурного подразделения по управлению задолженностью страховых  организаций, на наш взгляд, позволит обеспечить заинтересованность в оптимизации уровня дебиторской и кредиторской задолженности не только руководства в организации, но и рядовых сотрудников.

Данные научные результаты исследования предложенные в выпускной квалификационной работе помогут эффективно управлять задолженностью в страховых организациях:

1. Рассмотрены различные определения понятия дебиторской задолженности и варианты ее классификации;

2. Определены основные положения формирования кредитной политики страховых организаций по отношению к своим клиентам;

3. Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ОСАО «Ингосстрах», анализ дебиторской задолженности и факторов, на нее влияющих.

4. Выявлено, что дебиторская задолженность оказывает негативное влияние на формирование финансового результата организации.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью является одной из важнейших частей общей стратегии управления активами страховых организаций, определяющих его финансовое благополучие. Сформированная информационная база даст возможность разделить покупателей по степени их надежности и впоследствии не допускать коммерческое кредитование неплатежеспособных покупателей. Система стимулирования персонала страховых организаций позволяет ожидать усиления со стороны специалистов по управлению дебиторской задолженностью контроля над ее состоянием и, как следствие, уменьшения сроков ее инкассации.

Применение предложенных мероприятий по оптимизации управления дебиторской задолженностью позволит страховым компаниям оценивать собственные возможности к увеличению уровня дебиторской задолженности, а также оценить, насколько оправдано с точки зрения экономической выгоды предоставление коммерческого кредита клиентам.

Тем не менее, следует учитывать, что выполнение данных мероприятий требует определенной дисциплины со стороны сотрудников и руководителей страховых организаций, так как зачастую стремление к увеличению прибыли заставляет реализовывать продукцию покупателям, не смотря на их сомнительное финансовое состояние. Следовательно, необходимо обеспечить заинтересованность специалистов по управлению дебиторской задолженностью в осуществлении контроля за платежеспособностью клиентов с целью своевременного получения платежей в счет оплаты за оказанные страховые услуги.

Список использованной литературы

 

1.        Гражданский Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями от 26 июня 2009 г.) Части первая, вторая, третья. - С-П.: Юридический центр Пресс, 2009.

2.        Налоговый Кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 17 мая 2009г.).

3.        Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля 2002 г.,).

4.        Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. От 17.05.2009) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 05.02.2009. с изм. от26.04.2009) «О несостоятельности (банкротстве)».
  3. Абрютина М.С. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов. / 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 265с.
  4. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учебн. пособие. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2005. – 128 с.
  5. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения страховых организаций // Экономист. – 2002.- № 12.
  6. Афанасьва О.Д. Факторы экономического роста: оценки и прогноз. // Экономист. – 2003. - №1.

 

 

 

 

  1. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 241 с.
  2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика,2005. – 208с.
  3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 215 с.
  4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: Т.1,2. – К.: Ника-Центр, 2004. – 656 с.
  5. Бляхман Л.Г. Экономика фирмы: учебн. пособие для вузов. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2009. – 278 с.
  6. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учебн. пособие – М.: Издательско–книготорговый центр маркетинг, 2005. – 429 с.
  7. Гиляровская Л.Т., Корнякова Г.В., Пласкова Н.С. и др. Экономический анализ: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ - Дана, 2005.
  8. Григорьев А.В. Оценка финансово экономического состояния страховых организаций // Финансы. – 2003.- № 4.
  9. Грищенко Н.В. Основы страховой деятельности: учебн. пособие – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001.
  10. Грузинов В.П. Экономика страховых организаций. Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 207 с.
  11. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ДИС – 2005. – 301 с.
  12. Дуброва Т.А. Многомерный статистический анализ финансовой устойчивости страховых организаций. // Вопросы статистики. – 2003. - №8.
  13. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций: учебн. пособие для вузов. – Минск: Интерпрессервис: экоперспектива, 2005. – 571 с.
  14. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 352 с.
  15. Жилкина А. Н. Финансовый анализ. - М.: ГУУ, 2005. - 197 с.
  16. Журавлев В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий: конспект лекций для вузов. - СПб.: Политехника, 2005. – 124 с.
  17. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика хозяйственно-финансовой деятельности страховых организаций: учебн. пособие. – М.: ЭКМОС, 2002.
  18. Иванов К. Диагностика платежеспособности. // Экономика и жизнь. – 2003. - №3.
  19. Кантора Е.Л. Экономика страховых организаций: учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003. – 352 с.
  20. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности страховых организаций. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  21. Ковалев В. В., О.Н. Волкова. Анализ финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций: учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2009.
  22. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности страховых организаций: учебник для вузов. - М.: Проспект, 2009.- 421 с.
  23. Колчина Н.В., Поляк Г.В. Финансы предприятий: учебник для вузов. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 447 с.
  24. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 304 с.
  25. Кубаков Е. В. Оценка финансово экономического состояния страховых организаций // Финансы. – 2003.- № 7.
  26. Лапуста М.Г. Финансы организаций. – М: Инфра-М, 2009. – 574 с.
  27. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 264 с.
  28. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: учебн. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФБК-пресс, 2002. – 217 с.
  29. Медведев М. Финансовый результат как прирост или убыль имущества. Финансовые и бухгалтерские консультации. – М.: 2003. - №5
  30. Муравьева А. Переход на международные стандарты финансовой отчетности и проблемы кредитования. // Финансовая газета. – 2003. - №2.
  31. Нитецкий В.В. Финансовый анализ в аудите: теория и практика. Учебное пособие для вузов – М.: Дело, 2005. – 254 с.
  32. Пивоваров К. В. Финансово - экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. – М.: Издательско–полиграфическая корпорация «Дашков и К», 2003. - 120 с.
  33. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций: учебник для вузов. – М.: Мастерство, 2003. – 331 с.
  34. Романенко И.В. Экономика страховых организаций. - Финансы и статистика, 2002.–208 с.
  35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности страховых организаций: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО Новое знание», 2009.
  36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности страховых организаций: учебн. пособие для экон. спец. вузов. - 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Новое знание, 2010. – 703 с.
  37. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: учебник для вузов – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
  38. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. – М.: ЮНИТИ , 2010. – 638 с.
  39. Скляренко В.К. Экономика предприятия: конспект лекций. – М.: Инфра, 2005. – 207 с.
  40. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. – М.: Инфра-М, 2010, - 310 с.
  41. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет. – М.: Омега-Л, 2010. - 793 с.
  42. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебн. и практ. пособие для экон. вузов. - 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2009. – 207с.
  43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2005. – 208 с.
  44. Шуляк П.Н. Финансы страховых организаций: учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2009. – 752 с.
  45. Шуремов В. Финансовый анализ. // Экономика и жизнь, 2003. - №3.
  46. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учебн. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2010.

87

 



Информация о работе Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)