Поэтому
в настоящее время альтернативная
подведомственность практически утратила
свое самостоятельное правовое значение,
когда речь шла об альтернативе между
судебным и административным порядком
обжалования. Что касается случаев альтернативной
подведомственности между судами общей
юрисдикции и арбитражными судами, что
имело место до принятия нового АПК, то
такие ситуации возможны в ряде случаев
в силу неоднозначности толкования судами
общей юрисдикции и арбитражными судами
законодательства о подведомственности.
Основные
категории дел, подведомственные
арбитражным судам
Хотя
новый АПК отказался от перечня
дел, подведомственных арбитражным судам,
тем не менее для удобства правоприменительной
деятельности законодатель приводит в
ст. 28—32 АПК основные категории дел, которые
подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Подведомственность
экономических споров
и иных дел, возникающих
из гражданских правоотношений
Согласно
ст. 28 АПК арбитражные суды рассматривают
в порядке искового производства
возникающие из гражданских правоотношений
экономические споры и другие
дела, связанные с осуществлением
предпринимательской и иной экономической
деятельности юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, а в случаях, предусмотренных
АПК и иными федеральными законами, другими
организациями и гражданами.
Характер
спорного правоотношения, используемый
в ст. 28 АПК, как критерий подведомственности
дел арбитражному суду подчеркивает, что
арбитражному суду подведомственны дела
из гражданских правоотношений. Исходя
из сложившейся на данный момент практики
можно дать примерный перечень таких споров:
1)
О разногласиях по договору, заключение
которого предусмотрено законом или передача
разногласий по которому на разрешение
арбитражного суда согласована сторонами.
Споры преддоговорного характера подведомственны
арбитражному суду в случаях, когда обязанность
заключения договора предусмотрена федеральным
законом либо соглашением сторон. Как
указано в п. 4 ст. 445 ГК, если сторона, для
которой в соответствии с ГК или иными
законами заключение договора обязательно,
уклоняется от его заключения, другая
сторона вправе обратиться в суд с требованием
о понуждении заключить договор. В частности,
к ведению арбитражных судов отнесено
рассмотрение споров (с соблюдением критерия
субъектного состава спора):
- об отказе
коммерческой организации от заключения
публичного договора (п. 3 ст. 426 ГК);
- об отказе
в заключении основного договора при наличии
предварительного договора (п. 5 ст. 429 ГК).
2)
Об изменении условий или о
расторжении договоров. Речь идет
о требованиях, предусмотренных
гл. 29 ГК. При этом в соответствии
со ст. 452 ГК по таким искам
установлен обязательный досудебный претензионный
порядок разрешения спора.
3)
О неисполнении или ненадлежащем
исполнении обязательств. Речь идет
о различных спорах из обязательственных
правоотношений, связанных с толкованием
договоров, о надлежащем исполнении
прав и обязанностей сторон обязательств,
взыскании убытков и санкций, предусмотренных
законом и договором, и других спорах.
4)
О признании права собственности.
Имеются в виду иски, связанные
с признанием как права собственности,
так и защищаемого наряду с
ним права законного владения имуществом.
5)
Об истребовании собственником
или иным законным владельцем
имущества из чужого незаконного
владения (виндикационные иски).
6)
О нарушении прав собственника
или иного законного владельца,
не связанном с лишением владения
(негаторные иски).
7)
О возмещении убытков. Имеются
в виду иски о возмещении
как убытков, причиненных ненадлежащим
исполнением либо неисполнением
договорных обязательств, так и
убытков внедоговорного характера,
например возмещение убытков,
причиненных государственными органами
и органами местного самоуправления (ст.
16 ГК).
Подведомственность
экономических споров
и других дел, возникающих
из административных
и иных публичных
правоотношений
Согласно
ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают
в порядке административного судопроизводства
возникающие из административных и иных
публичных правоотношений экономические
споры и иные дела, связанные с осуществлением
организациями и гражданами предпринимательской
и иной экономической деятельности:
- об оспаривании
нормативных правовых актов, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, если федеральным законом
их рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда;
- об оспаривании
ненормативных правовых актов органов
государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
решений и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов и должностных лиц, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности;
- об административных
правонарушениях, если федеральным законом
их рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда;
- о взыскании
с организаций и граждан, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую
деятельность, обязательных платежей,
санкций, если федеральным законом не
предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела,
возникающие из административных и иных
публичных правоотношений, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда, поскольку данный перечень
не является закрытым.
Критерии
подведомственности дел в сфере
административного судопроизводства
заключаются в следующем:
- спор должен
возникнуть из административных либо
иных публично-правовых отношений (например,
налоговых, таможенных).
- содержание
спора связано с предпринимательской
либо иной экономической деятельностью,
либо доступом к ней, либо оценкой законности
ненормативного или нормативного акта
в данной сфере.
- в отличие
от дел гражданского судопроизводства
в административном судопроизводстве
другие требования к правовому статусу
сторон. Здесь статус юридического лица
либо гражданина-предпринимателя имеет,
как правило, только истец. Кроме того,
в качестве истца может выступать прокурор
и государственные органы, органы местного
самоуправления. Что касается ответчика,
то в этом качестве может выступать Президент
РФ, Правительство РФ, федеральные органы
исполнительной власти, другие государственные
органы, муниципальные образования, должностные
лица, включая судебных приставов-исполнителей.
При этом соответствующие органы как субъекты
публично-правовых отношений могут как
иметь статус юридического лица, так и
не быть наделенными им.
Как
подчеркнуто в п. 3 постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых
вопросах, связанных с введением
в действие Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации", дела
об оспаривании нормативных правовых
актов и дела об административных правонарушениях
подведомственны арбитражным судам, если
в соответствии с федеральным законом
их рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда. В связи с этим указанные
дела, в том числе отнесенные к подсудности
Высшего Арбитражного Суда России в соответствии
с п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК, а также названные в
ст. 192 АПК, подлежат рассмотрению в арбитражном
суде только в тех случаях, когда арбитражный
суд прямо назван в федеральном законе
в качестве суда, компетентного рассматривать
эти дела, в частности, в ст. 138 НК, ст. 13
Федерального закона "О государственном
регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию", ст. 43 Федерального
закона "О рынке ценных бумаг".
Подведомственность
дел об установлении
фактов, имеющих юридическое
значение для возникновения,
изменения и прекращения
прав организаций и
граждан в сфере предпринимательской
и иной экономической
деятельности.
Условия
подведомственности арбитражным судам
дел об установлении юридических
фактов сформулированы в гл. 27 АПК. В отличие
от АПК 1995 г. в новом Кодексе относительно
подробно урегулированы вопросы подведомственности
и рассмотрения данной категории дел особого
производства.
В аспекте
подведомственности по данному вопросу
имеется не утратившее своего значения
постановление Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении
Арбитражного процессуального кодекса
РФ при рассмотрении дел в суде первой
инстанции". В п. 2 постановления определены
четыре условия, при наличии которых в
совокупности арбитражные суды принимают
к своему производству и рассматривают
заявления об установлении юридических
фактов:
- если согласно
закону факт порождает юридические
последствия, т. е. влечет возникновение,
изменение или прекращение правоотношений
в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности;
- если установление
юридического факта не связывается с последующим
разрешением спора о праве, подведомственного
арбитражному суду;
- если заявитель
не имеет другой возможности получить
либо восстановить надлежащие документы,
удостоверяющие юридический факт;
- если действующим
законодательством не предусмотрен иной
(внесудебный) порядок установления юридического
факта.
Подведомственность
дел об оспаривании
решений третейских
судов и о выдаче
исполнительных листов
на принудительное исполнение
решений третейских
судов.
В
данном случае речь идет как о новой
категории дел, подведомственных арбитражным
судам (оспаривание решений третейских
судов), так и о делах, которые
ранее разрешались ими (выдача исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов). При этом возникает
вопрос о понятии третейского суда, поскольку
данный термин используется в российском
законодательстве в самом разном значении.
Под ним понимается как третейский суд,
образованный в соответствии с Федеральным
законом "О третейских судах в Российской
Федерации" (ранее — в соответствии
с Временным положением о третейском суде),
так и третейский суд, выполняющий функции
международного коммерческого арбитража,
образованного на территории Российской
Федерации. Дело в том, что Закон РФ "О
международном коммерческом арбитраже"
также использует данный термин. Компетенция
арбитражных судов на осуществление полномочий
в соответствии с комментируемой статьей
распространяется на деятельность и тех
и других третейских судов. При этом сохраняют
силу общие критерии подведомственности
дел арбитражным судам: спор должен быть
подведомствен арбитражному суду в связи
с его предметом, а в определенных случаях
— с субъектным составом.
Оспаривание
решений третейских судов по спорам,
возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности, является новой категорией
дел, отнесенных к подведомственности
арбитражных судов:
- арбитражные
суды вправе рассматривать заявления
об оспаривании решений третейских судов,
вынесенные в соответствии с Федеральным
законом "О третейских судах в Российской
Федерации", если дело, рассмотренное
третейским судом, подведомственно арбитражному
суду.
- возникает
вопрос о компетентном суде при оспаривании
решений международных коммерческих арбитражей,
образованных на территории Российской
Федерации, а также третейских судов, выполняющих
функции международного коммерческого
арбитража. Согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ
"О международном коммерческом арбитраже"
функции компетентного суда выполняет
областной и равный ему по статусу суд
общей юрисдикции, а все дела, связанные
с предпринимательской и иной экономической
деятельностью, должны рассматриваться
арбитражным судом. Поэтому логичнее дать
такое толкование по данному вопросу,
что с момента вступления в силу правил
о подведомственности оспаривание решений
международных коммерческих арбитражей
также производится в арбитражный суд,
если дело, разрешенное арбитражем, касается
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Выдача исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов по спорам,
возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности, ранее относилась к
подведомственности арбитражных судов.
Однако по новому процессуальному законодательству
необходимо уточнение ряда положений:
- арбитражные
суды компетентны на выдачу исполнительных
листов по решениям третейских судов,
образованных в соответствии с Федеральным
законом "О третейских судах в Российской
Федерации" по делам, которые им подведомственны.
- в соответствии
с п. 2 ст. 31 АПК арбитражным судам подведомственны
дела по выдаче исполнительных листов
на решения третейских судов, выполняющих
функции международного коммерческого
арбитража, а также международных коммерческих
арбитражей, образованных на территории
Российской Федерации. Закон РФ "О международном
коммерческом арбитраже" с самого начала
не определил компетентный суд, который
должен рассматривать заявления о признании
и исполнении арбитражных решений. Поэтому,
хотя в основном данные дела рассматривались
областными судами общей юрисдикции, в
отдельных случаях заявления взыскателей
подавались в арбитражные суды, которые
признавали себя компетентными (см. постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда
РФ от 8 июня 1999 г. N 3836/98).