Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование правового положения ВАС РФ функционирующего в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

- проследить историю становления и развития арбитражных судов в России;

- рассмотреть структуру полномочия и особенности деятельности ВАС РФ;

- систематизировать и обобщить различный нормативный материал;

- выявить некоторые проблемные аспекты в российском законодательстве;

- сделать соответствующие выводы.

Содержание

Список принятых сокращений………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Краткая история арбитражных судов в России………………………………7

Глава 2. Принципы деятельности и структура Высшего Арбитражного Суда РФ…14

2.1. Основополагающие принципы деятельности ВАС РФ……………………14

2.2. Структура и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…………………….25

Глава 3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………….32

3.1. Основная деятельность ВАС РФ…………………………………………….32

3.2. Компетенция и подведомственность дел ВАС РФ………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………….37

Литература……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

к.р. ВАС РФ.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Список принятых сокращений………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Краткая история арбитражных судов в России………………………………7

Глава 2. Принципы деятельности и структура Высшего Арбитражного Суда РФ…14

     2.1. Основополагающие принципы деятельности ВАС РФ……………………14

     2.2. Структура и состав Высшего  Арбитражного Суда РФ…………………….25

Глава 3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………….32

     3.1. Основная деятельность ВАС РФ…………………………………………….32

     3.2. Компетенция и подведомственность дел ВАС РФ………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………….37

Литература……………………………………………………………………………….39 
 

 

СПИСОК  ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВКС РФ - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

ВС - Верховный Суд

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

РГ  - Российская газета

РФ  - Российская Федерация

СЗ  РФ  -  Собрание законодательства Российской Федерации

ФЗ  – Федеральный закон

ФКЗ – Федеральный конституционный закон 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Судебная реформа, проводимая в Российской Федерации с начала 90-х годов, изначально представляла собой комплекс мер, осуществляемых как в рамках судоустройства, так и в сфере судопроизводства.

     Развитие  гражданского оборота, связанное с  ведением начал рыночной экономики, потребовало построения эффективного механизма для разрешения экономических  споров адекватно отражающего потребности  общества и предпринимательских кругов. В рамках реформирования судебной системы были созданы арбитражные суды и принято новое процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность. Сегодня, неоднократно отмечается, что система арбитражных судов в России во многом оказалась более развитой и соответствующей характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции. Одной из главных причин этого стало то, что арбитражные суды создавались с чистого листа, и идеи концепции судебной реформы здесь было легче реализовать. Однако это не означает, что процесс становления был простым.

     Современный этап судебной реформы сопровождается активным обновлением и совершенствованием материального и процессуального  законодательства, что является основой  ее осуществления, как важнейшего условия становления российского правосудия. Формируются и закрепляются новые методы организационно-технического обеспечения деятельности судов. Большое внимание отводится проблеме подготовки и укрепления кадров, поскольку главная задача современного этапа судебной реформы – обеспечение беспристрастного осуществления правосудия.  Основная задача арбитражных судов – укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере их компетенции. Эти начала определяют предмет деятельности арбитражных судов и субъектный состав лиц, участвующих в деле.

     Система арбитражных судов в России устоялась, с каждым годом она становится все более открытой, обладает профессиональным составом судей и специалистов. Можно  утверждать, что арбитражные суды были созданы и, самое главное, функционируют исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту и доступность правосудия.

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Его роль – обеспечение единообразия судебной практики.

     В этой связи исследование вопросов деятельности ВАС РФ представляется весьма актуальным.

     Объектом  исследования данной работы являются общественные отношения  в области  деятельности ВАС РФ.

     Предметом исследования являются нормы права, регулирующие порядок деятельности ВАС РФ, а также различные научные положения о правовом регулировании деятельности ВАС РФ.

     Целью данной работы является комплексное  исследование правового положения  ВАС РФ функционирующего в современных  условиях.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

     - проследить историю становления  и развития арбитражных судов  в России;

     - рассмотреть структуру полномочия  и особенности деятельности ВАС  РФ;

     - систематизировать и обобщить  различный нормативный материал;

     - выявить некоторые проблемные  аспекты в российском законодательстве;

     - сделать соответствующие выводы.

     В процессе исследования применялись  общенаучные методы познания, а также  частные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системного анализа, формально-логический.

     Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция  РФ1, Арбитражный процессуальный кодекс РФ2, Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ»3, «Об арбитражных судах РФ»4 и иные нормативно-правовые акты.

     Проблемы  деятельности ВАС РФ на сегодняшний день активно исследуются многими учеными юристами, ввиду чего эта тема является достаточно разработанной.

     Теоретическую основу исследования составили труды  российских авторов по вопросам арбитражного процесса, В.И. Власова В.В. Долинской, А.Э. Жалинского, М.Г. Ионцева, А.И. Каминки, Т.В. Кашиной, М.И. Кулагина, Д.В. Ломакина, С.Д. Могилевского, А.А. Молчанова, К.П. Победоносцева, Г.Л. Рубеко, И.Т. Тарасова, М.Ю. Тихомирова, Б.Б. Черепахина, Г.С. Шапкиной, Г.Ф. Шершеневича, И.С. Шиткиной, Г.В. Цепова.

     А также материалы научно-практических и научно-теоретических конференций, материалы специализированной периодической  печати, судебная практика ВАС РФ и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ 

       Для более глубокого понимания сущности проблемы, обратимся к краткой  истории арбитражных судов.

       Разрешение  торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по мере создания и  развития системы судебных учреждений. Их специфика определялась историческими условиями и национальными традициями в становлении правовых систем различных государств.

       Прототипом  арбитражных судов в дореволюционной  России были коммерческие суды, рассматривавшие  торговые и вексельные дела, а также  дела о торговой несостоятельности или банкротстве.

       После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями  и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных  отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

       Создание  органов государственного арбитража  датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано "Положение  о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями"

     Оно стало основой для создания новых специализированных органов - арбитражных комиссий. Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

       Создание  специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.

     В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР 6 мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.

     Арбитраж  развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР, регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.

     6 декабря 1931 г. СНК СССР принял  постановление, которым расширил  компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

     С развитием народного хозяйства  и договорных связей между предприятиями  и организациями компетенция  органов государственного арбитража  продолжала расширяться. Постановление Совнаркома СССР 1933г. "О заключении договоров на 1934 год" возложило на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем. Постановление СНК СССР 1939г. "О заключении договоров на 1940 год" возложило на Госарбитраж рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

     С принятием Постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953г. №768 "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.

     Постановлением  Совета Министров СССР от 10 июня 1954г. № 1153 "О Государственном арбитраже" Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР.

     Постановлением  № 824 от 23 июля 1959г. "Об улучшении работы Государственного арбитража" было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

     Постановлением от 7 августа 1970 г. № 646 "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве" определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.

Информация о работе Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ