Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование правового положения ВАС РФ функционирующего в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

- проследить историю становления и развития арбитражных судов в России;

- рассмотреть структуру полномочия и особенности деятельности ВАС РФ;

- систематизировать и обобщить различный нормативный материал;

- выявить некоторые проблемные аспекты в российском законодательстве;

- сделать соответствующие выводы.

Содержание

Список принятых сокращений………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Краткая история арбитражных судов в России………………………………7

Глава 2. Принципы деятельности и структура Высшего Арбитражного Суда РФ…14

2.1. Основополагающие принципы деятельности ВАС РФ……………………14

2.2. Структура и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…………………….25

Глава 3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………….32

3.1. Основная деятельность ВАС РФ…………………………………………….32

3.2. Компетенция и подведомственность дел ВАС РФ………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………….37

Литература……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

к.р. ВАС РФ.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Глава 3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ 

3.1. Основная деятельность ВАС РФ 

     Высший  Арбитражный Суд РФ занимает в  судебной системе место, аналогичное  положению Верховного Суда РФ, являясь  в соответствии со ст. 127 Конституции  РФ высшим судебным органом. Но их компетенция  различается по предметам ведения. Высший Арбитражный Суд РФ решает экономические споры и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут  быть назначены граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности  не менее 10 лет.

     Высший  Арбитражный Суд РФ рассматривает  в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации:

     1) рассматривает в первой инстанции:

     - дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

     - дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

     - экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ (ч. 2 ст. 34 АПК)

     2) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;

     3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

     4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации:

     - с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров;

- с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

     5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

     6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и на этой основе реализует свое право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Это может быть им сделано инициативно или по предложению других субъектов законодательной инициативы;

     7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

     8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

     9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

     10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральными законами.

     Дела  о признании недействительными  актов государственных органов, органов местного самоуправления и  иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом  коллегиально.

     Все дела в надзорной инстанции рассматриваются  арбитражным судом коллегиально.

     При коллегиальном рассмотрении дела в  состав суда должно входить трое или  другое нечетное количество судей. 

3.2. Компетенция и подведомственность дел ВАС РФ 

     Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного понимания и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     На  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное  обеспечение деятельности арбитражных  судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего  Арбитражного суда Российской Федерации  можно разделить на несколько  групп.

     Прежде  всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

     а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих  закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

     б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также  между субъектами Федерации. Кроме  того, он рассматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

     Далее, это судебный орган надзорной  инстанции, единственный в системе  арбитражных судов страны. Он рассматривает  дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический центр  системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов  и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных  судах; решает в пределах своей компетенции  вопросы, вытекающие из международных  договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полнм объеме- занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Пленум  Высшего Арбитражного суда:

     - рассматривает материалы изучения  и обобщения практики применения  законов и иных нормативных  актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

     - решает вопросы о выступлении  с законодательной инициативой; 

     - об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации с  запросами о проверке конституционности  законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

     - утверждает по представлению  Председателя Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации членов  судебных коллегий и председателей  судебных составов Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации; 

     - утверждает место постоянного  пребывания федеральных арбитражных судов округов;

     - утверждает по представлению  председателей арбитражных судов  федеральных округов и субъектов  Федерации судей, входящих в  состав президиумов этих судов; 

     - утверждает по представлению  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

     Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

     - рассматривает дела в порядке  надзора по протестам на вступившие  в законную силу судебные акты  арбитражных судов в России;

     - рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.

     Если  Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания  не реже двух раз в год, то Президиум  заседает два раза в неделю.

     В функции судебных коллег входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и  обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию  законов и иных нормативных и  правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий. 
 
 
 
 

 

Заключение 

     Арбитражные органы, как таковые, стали появляться в нашей стране после 1917 года. Хотя можно считать, что коммерческие суды, бывшие до Октябрьской революции, являлись их прообразом. В сентябре 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями, оно стало основой для создания новых специализированных органов - арбитражных комиссий.

     Позже, законодателями были предприняты поиски наиболее удачного варианта органов  такого рода. Решением проблемы, стало  создание 3 мая 1931 года особого органа - государственного арбитража. Положение о государственном арбитраже, просуществовало до 1960 г. Впервые, в 1979 году, был решен вопрос об организации и деятельности арбитражных органов в законодательном порядке.

     В 1987 году статус органов государственного арбитража изменился, и был закреплён в Конституции СССР и конституциях республик. В 1991 году, органы государственного арбитража снова подверглись изменениям, они были переименованы в арбитражные суды. 4 июля 1991 года был принят Закон об арбитражном суде, который действовал до начала 1995 года.

     Верховный Совет РФ, обобщив опыт деятельности арбитражных комиссий, государственных арбитражей и арбитражных судов, в этом же году, ввел в действие первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК), который установил порядок производства в арбитражных судах. Законодательство, по вопросу об арбитражных судах, продолжало совершенствоваться. 28 апреля 1995 года был принят первый Федеральный Конституционный Закон "Об Арбитражных судах в Российской Федерации".

     Такие изменения в арбитражном законодательстве были предприняты по ряду причин. В связи с Конституцией 1993 года, все законодательство нужно было привести в соответствие с ней. Появилось несколько форм собственности, и бывшие государственные арбитражи, рассматривающие споры между субъектами одной формы собственности, должны были превратиться в полноправные органы правосудия - арбитражные суды.

     В 2002 и 2003 гг. предприняты шаги по дальнейшему  реформированию системы органов, которые  призваны рассматривать споры хозяйствующих  субъектов. Так, 24 июля 2002 года принят новый АПК (введён в действие 1 сентября 2002 г.), в тот же день был одобрен Закон о третейских судах, а 4 июля 2003 года - Федеральный Конституционный закон, который предусматривает образование нового (четвертого) звена системы арбитражных судов (аппеляционных судов).

Информация о работе Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ