Курс лекций по "Арбитражному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:44, курс лекций

Описание работы

Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Содержание

Предисловие
Лекция 1.Предмет, система и источники арбитражного процессуального права
Лекция 2.Понятие и принципы арбитражного процесса
Лекция 3.Арбитражные процессуальные правоотношения
Лекция 4.Подведомственность и подсудность
Лекция 5.Субъекты арбитражного процесса. Судебное представительство
Лекция 6. Судебные расходы, штрафы. Процессуальные сроки
Лекция 7.Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
Лекция 8.Иск в арбитражном процессе
Лекция 9.Возбуждение дела в арбитражном суде и подготовка дела к судебному разбирательству
Лекция 10.Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
Лекция 11.Судебные постановления
Лекция 12.Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Лекция 13.Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Лекция 14.Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)
Лекция 15.Упрощенное производство
Лекция 16.Производство в суде апелляционной инстанции
Лекция 17.Производство в суде кассационной инстанции
Лекция 18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Лекция 19.Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Лекция 20.Производство по делам об исполнении актов арбитражных судов
Лекция 21.Производство по делам, связанным с третейскими судами

Работа содержит 1 файл

Лекции по АП.doc

— 2.07 Мб (Скачать)

Установив, что исковое заявление подано с нарушением требований ст. 125 и 126 АПК, арбитражный суд оставляет его без движения и предоставляет истцу срок для устранения обнаруженных недостатков (ч. 1 и 2 ст. 128 АПК). Институт оставления искового заявления без движения, классический для гражданского процесса и известный студенту по теме «Возбуждение производства по делу», является новым для арбитражного судопроизводства. В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда (ч. 3 ст. 128).

Наряду с оставлением искового заявления без движения возможно возвращение искового заявления по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 129 АПК РФ, а именно, если дело неподсудно арбитражному суду, если в одном исковом заявлении соединены несколько требований к одному или нескольким ответчикам, и эти требования не связаны между собой, если до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, в срок, указанный в определении суда, если судом отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об  уменьшении ее размера. Особое внимание с точки зрения гарантий права на судебную защиту следует обратить на последнее основание возвращения искового заявления.

Современному арбитражному процессу не известен институт отказа в принятии искового заявления, вследствие чего арбитражные суды вынуждены принимать к своему производству любые заявления, отвечающие формальным требованиям ст. 125 и 126 АПК 2002 г., в том числе не подведомственные им, заявления, поданные заведомо незаинтересованными лицами и т.д.

При изучении порядка обращения в арбитражный суд следует уделить внимание возможности обжалования определений арбитражного суда об оставлении искового заявления без движения и о возвращении искового заявления. Если ч. 4 ст. 129 АПК прямо предусматривает право лица обжаловать определение о возврате искового заявления, то ст. 128 ничего не говорит об обжаловании определения об оставлении искового заявления без движения. Интересно в этой связи расхождение во мнениях представителей науки арбитражного процессуального права, убежденных в наличии такой возможности, и ВАС РФ, придерживающегося противоположной точки зрения (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Важной гарантией права на судебную защиту является возможность пересмотра судебных актов, принятых по делу.

Рассмотрение дела арбитражным судом первой инстанции заканчивается вынесением решения (при разрешении дела по существу) или определения (при оставлении иска без рассмотрения или прекращении производства по делу), которые могут быть пересмотрены вышестоящими судами в апелляционном (если судебные акты не вступили в законную силу), кассационном или надзорном порядке (если судебные акты вступили в законную силу). а тем же судом по вновь открывшимся обстоятельствам. Сразу следует отметить, что решения и определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в законную силу немедленно (ч. 2 ст. 180 АПК) и могут быть обжалованы только в порядке надзора или пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.

Круг лиц, имеющих право обжалования судебных актов в арбитражном процессе шире: субъектами обжалования могут быть лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых, однако, принят судебный акт (ст. 42 АПК 2002 г.).

Решения и определения арбитражных судов, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в течение месяца со дня их вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке. Арбитражные апелляционные суды являются судами второй инстанции и занимаются повторным рассмотрением деда по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в апелляционный суд (ст. 257, 258, ч. 1 ст. 259, ст. 267, ч. 1 ст. 268 АПК РФ.). Новые доказательства принимаются апелляционной инстанцией, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 268 АПК). Дела в суде апелляционной инстанции всегда рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей (ч. 1 ст. 266 АПК). По результатам рассмотрения дела выносится постановление (ч. 1 ст. 271 АПК).

Судебные акты арбитражного суда первой инстанции, вступившие в законную силу, а также постановления арбитражных апелляционных судов могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления их в законную силу (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Федеральные арбитражные суды округов призваны в первую очередь проверять законность состоявшихся судебных актов, однако, действующий АПК наделил их широкими полномочиями по проверке обоснованности вступивших в законную силу решений, определений и постановлений (ст. 287 и 288). Суд кассационной инстанции принимает судебный акт в форме постановления (ч. 1 ст. 289).

Вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов могут быть обжалованы в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки их законности (ст. 292). Порядок надзорного производства в арбитражном судопроизводстве сложнее, чем в судах общей юрисдикции. Вопрос о принятии заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора решается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления (ч. I ст. 295). В случае принятия заявление рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в целях определения наличия обстоятельств для пересмотра оспариваемого акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении, а также содержания оспариваемого судебного акта (ч. 1  и 3 ст. 299 АПК 2002 г.). При наличии таких обстоятельств, перечисленных в ст. 304 АПК, дело передается на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который, собственно, и пересматривает судебные акты в порядке надзора (ч. 4 ст. 299, ст. 303 АПК).

Основания пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам перечислены в ст. 311 АПК РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Лекция 1

 

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, И ИСТОЧНИКИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

 

                                                                                    План

1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации

2. Понятие, предмет и метод арбитражного процессуального права

         3. Система, устройство арбитражных судов в России.

4. Функции и задачи арбитражных судов.

5. Источники арбитражного процессуального права

 

1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации

 

1. В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды.

Система арбитражных судов в Российской Федерации закреплена в ст. 3 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", это: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Федерации).

Прототипом арбитражных судов современной Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 г. коммерческие (торговые) суды в ряде городов России.

Арбитражные суды Российской Федерации заменили государственный и ведомственный арбитраж. Поскольку доминирующее положение в экономической сфере занимала государственная собственность, то и формой разрешения споров был государственный, в том числе ведомственный, арбитраж.

Понятие "государственный арбитраж", применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию "арбитраж". Под "арбитражем" в практике различных государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров.

Арбитражные суды в России являются государственными и осуществляют судебную власть при рассмотрении и разрешении возникающих в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности споров, которые имеют в основе гражданские правоотношения (экономические споры) либо административные правоотношения.

Словосочетание "арбитражные суды" содержит тавтологию, поскольку слово "арбитражный" в переводе с латинского языка означает "судебный". При разработке арбитражного законодательства в 1992 - 1993 гг. предлагались различные варианты названия судов, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался "хозяйственным судом". Однако сохранилось название "арбитражный суд".

Необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями возникла с развитием хозяйственных отношений. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяющимся экономическим условиям, повышения его роли в народном хозяйстве.

17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Арбитражные суды заменили систему арбитражей в связи с новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существованием нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

 

        2. Понятие, предмет и метод арбитражного процессуального права

 

Арбитражное процессуальное право входит в систему процессуальных отраслей права наряду с уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административно- процессуальным, конституционно-процессуальным.

       Социальное значение арбитражного процессуального права заключается в том, что посредством арбитражного процесса происходит принудительная реализация норм материального права и осуществляется в правовой форме разрешение конфликтов.

       Арбитражное процессуальное право – система юридических норм, регулирующих деятельность суда и других заинтересованных субъектов, возникающую при осуществлении правосудия по гражданским делам. Другими словами, арбитражное процессуальное право регулирует порядок осуществления арбитражного процесса.

Информация о работе Курс лекций по "Арбитражному процессу"