Особенности профессионального обучения государственных служащих (на примере Седьмого арбитражного апелляционного суда)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:

1. Изучить историю государственной сужбы (правовые основы).

2. Рассмотреть профессиональные требования к госслужащим.

3. Проанализировать цели и задачи, а также изучить формы и виды система государственного обучения госслужащего.

4. Составить характеристику Седьмого арбитражного апелляционного суда.

5. Изучить формы обучения госслужащих Седьмого арбитражного апелляционного суда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1глава. Теоретические основы госслужбы…………………………………….7

1.1. Из истории госсужбы (правовые основы)…………………………………..7

1.2. Профессиональные требования к госслужащим………………………….15

2 глава. Система государственного обучения госслужащего……………….21

2.1. Цели и задачи………………………………………………………………21

2.2. Формы, виды……………………………………………………………......25

3 глава. Анализ системы обучения госслужащих……………………………..45

3.1. Характеристика организации (7аас)………………………………………45

3.2. Формы обучения…………………………………………………………….51

3.3. Анкетирование………………………………………………………………52

3.4. SWOT-анализ………………………………………………………………61

Заключение………………………………………………………………………63

Список использованных источников и литературы…………………………65

Приложения……………………………………………………………………..70

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 101.15 Кб (Скачать)

     Под профессиональной переподготовкой  государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих присвоить служащему  новую специализацию и (или) квалификацию.

     Профессиональная  переподготовка госслужащих осуществляется на основе договоров, заключаемых государственными органами с соответствующими образовательными учреждениями. Формы и методы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным  учреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложности  образовательных программ и в  соответствии с потребностями государственных  органов на основании заключенных договоров.

     Законодательно  установлены следующие формы  профессиональной переподготовки государственных служащих:

  • от шести месяцев до года без отрыва от выполнения должностных обязанностей;
  • от трех до шести месяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей.

     Освоение  дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки завершается  экзаменом и защитой дипломной  работы (государственной итоговой аттестацией). Государственные служащие, выполнившие  все требования учебного плана и  прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. В рамках профессиональной переподготовки возможно получение государственным  служащим новой специальности или  квалификации на базе имеющегося профессионального  образования.

     На  профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие  соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности. В этом случае период обучения государственного служащего определяется индивидуально.

     Конкретные  сроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащего  определяются руководителем государственного органа. На период профпереподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.

     Следует считать, что направление на переподготовку не влечет обязанности государственного органа и права государственного служащего требовать:

  • назначения на более высокую государственную должность;
  • назначения на государственную должность иного профиля;
  • приема на государственную службу (например, государственного служащего, уволенного из государственного органа в связи с реорганизационными процедурами).

     Под повышением квалификации имеется в  виду обновление теоретических и  практических знаний государственных  служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях  поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий.

     Повышение квалификации осуществляется при появлении  у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или  при необходимости предстоящих  должностных перемещений в пределах данной группы должностей.

     Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего.

     Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве  на замещение должности государственной  службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке.

     Разные  цели повышения квалификации государственных  служащих обусловливают различные  формы их обучения.

     Повышение квалификации государственного служащего  может осуществляться непосредственно  в государственном органе, образовательном  учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без  освобождения от выполнения должностных  обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

     Основными формами повышения квалификации являются:

  • краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т.д.), которое проводится по месту службы государственного служащего;
  • тематически проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
  • среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательной учреждений для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.

     По  итогам повышения квалификации госслужащему выдаются свидетельство или удостоверение  без присвоения новой специализации или квалификации.

     Отдельный и важный вопрос - дополнительное профессиональное образование для лиц, впервые  принятых на государственную службу. Обучение государственных служащих, впервые принятых на государственную  службу, имеет целью приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых  для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения  адаптации к ее условиям и закрепления  на замещаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.

     Профессиональная  подготовка впервые принятых на государственную службу должна учитывать следующие факторы:

  • задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;
  • модели организации соответствующей государственной деятельности;
  • правовые и политические взаимоотношения сотрудников государственных органов;
  • методы и средства управления в условиях ограничений, обусловленных разделением властей, публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы на функционирование; государственных органов, и другие обстоятельства.

     Основными задачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые  принятых на государственную службу, являются:

    • выявление недостающих для эффективного исполнения обязанностей по должности государственной службы знаний, умений и навыков (степени подготовки) государственных служащих;
    • организация соответственно полученным данным учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования;
    • определение уровня подготовки обучаемых после получения ими дополнительного профессионального образования.

     Требования  к уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируются в зависимости от замещаемой государственной  должности. Утверждены стандарты профессиональных знаний, умений и навыков (образовательные  стандарты) для государственных  служащих, замещающих младшие, старшие  и ведущие государственные должности14.

     Для определения недостающих знаний у государственных служащих, впервые  принятых на государственную службу, руководителям государственных  органов рекомендуется изучать  материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также  проводить собеседования, тестирования, анкетирования и другие формы  определения уровня знаний.

     Под собеседованием имеется в виду целевая  беседа с лицом, впервые принятым на государственную службу, с целью  определения мотивов его поступления  на государственную службу, уровня его подготовки, выявления самооценки его знаний, умений и навыков, планов их совершенствования и т.д.

     Под тестированием имеется в виду оценка результатов решения заранее  подготовленных задач и установление на этой основе показателей, определяющих уровень подготовки государственного служащего. При этом задачи должны предлагаться с учетом специализации замещаемой должности государственной службы.

     Под анкетированием имеются в виду ответы государственных служащих на конкретные вопросы, связанные со служебной  деятельностью. Анкеты должны отражать уровень профессиональных, знаний, умений и навыков, необходимых для  исполнения должностных обязанностей.

     Обучение  государственных служащих, впервые  принятых на государственную службу, проводится путем:

    • самостоятельной подготовки (т.е. ознакомления с пакетом документов, прежде всего должностным регламентом, по исполнению должности государственной службы, предоставляемым непосредственным руководителем, изучения специальной литературы);
    • обучения практическим умениям и навыкам непосредственно на служебном месте под руководством назначенного консультанта из числа опытных, высококвалифицированных государственных служащих;
    • проведения тематических семинаров (при наличии группы впервые принятых на государственную службу) по месту прохождения службы с привлечением специалистов;
    • обучения в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.

     Право выбора формы обучения государственного служащего, впервые принятого на государственную службу, принадлежит  государственному органу и его руководителю.

     Таким образом, организация профессионального  образования и развития государственных  служащих представляет собой важную составную часть прохождения  государственной службы, ответственность  за которую лежит на первом руководителе государственного органа.

     Профессиональное  развитие государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа. Под государственным заказом  имеется в виду задание Правительства  РФ или соответствующего государственного органа субъекта РФ на очередной календарный  год государственным органам (государственным  заказчикам) на повышение квалификации и профессиональную переподготовку государственных служащих в пределах средств, предусмотренных на эти  цели в соответствующем бюджете.

     Государственный заказ на профессиональное образование  гражданских служащих регулируется Федеральным законом № 79-ФЗ «  государственной гражданской службе Российской Федерации». О государственной  гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изменениями на 25.12.2008). Ст. 63 Размещение государственного заказа на профессиональную пер подготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих осуществляется с учетом программ развития государственной службы и в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ15.

     Государственный заказ включает в себя:

     1) государственный заказ на профессиональную переподготовке гражданских служащих;

     2) государственный заказ на повышение  квалификации и ста жировку гражданских служащих.

     Государственный заказ на профпереподготовку государственных служащих должен включать в себя переподготовку государственных служащих для занятия должностей в других государственных органах, с тем, чтобы при сокращении, реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) государственного органа, а также при сокращении должности государственной службы в государственном органе исключить для государственных служащих перерывы в государственной службе, потерю профессиональных знаний, умений и навыков, которыми обладают эти люди.

     Порядок размещения и содержание государственного заказа определяются положениями о  государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных  служащих, утверждаемыми Правительством РФ или соответствующим органом  государственной власти субъекта РФ.

     Федеральные государственные органы и государственные  органы субъекта РФ на основе заявок, содержащих гарантии будущего замещения должности  государственной службы, осуществляют отбор граждан и государственных  служащих для обучения в образовательных  учреждениях и научных организациях, в том числе зарубежных, формируют  и выдают образовательным учреждениям  и научным организациям государственный  заказ на подготовку государственных  служащих, повышение их научной квалификации, осуществляют финансовое и иное ресурсное обеспечение этого заказа.

Информация о работе Особенности профессионального обучения государственных служащих (на примере Седьмого арбитражного апелляционного суда)