Особенности профессионального обучения государственных служащих (на примере Седьмого арбитражного апелляционного суда)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:

1. Изучить историю государственной сужбы (правовые основы).

2. Рассмотреть профессиональные требования к госслужащим.

3. Проанализировать цели и задачи, а также изучить формы и виды система государственного обучения госслужащего.

4. Составить характеристику Седьмого арбитражного апелляционного суда.

5. Изучить формы обучения госслужащих Седьмого арбитражного апелляционного суда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1глава. Теоретические основы госслужбы…………………………………….7

1.1. Из истории госсужбы (правовые основы)…………………………………..7

1.2. Профессиональные требования к госслужащим………………………….15

2 глава. Система государственного обучения госслужащего……………….21

2.1. Цели и задачи………………………………………………………………21

2.2. Формы, виды……………………………………………………………......25

3 глава. Анализ системы обучения госслужащих……………………………..45

3.1. Характеристика организации (7аас)………………………………………45

3.2. Формы обучения…………………………………………………………….51

3.3. Анкетирование………………………………………………………………52

3.4. SWOT-анализ………………………………………………………………61

Заключение………………………………………………………………………63

Список использованных источников и литературы…………………………65

Приложения……………………………………………………………………..70

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 101.15 Кб (Скачать)

     С обучением непосредственно на рабочем  месте ситуация обстоит хуже. Также  более половины опрошенных не проходили обучение на рабочем месте, некоторые респонденты не знают, что это такое, и проводится ли в их организации такое обучение вообще. Распределение ответов по возрастным группам показывает, что менее всего в такое обучение вовлечена группа в возрасте от 21 до 30 лет. Если рассматривать обучение на рабочем месте как пропаганду особенного стиля, метода работы, изменение установок в отношении работы, то именно эта молодая группа наиболее нуждается в таком обучении для налаживания преемственности в государственной службе и создания особой корпоративной культуры государственной организации.

     Возможно, бессистемность, а иногда и полное отсутствие обучения на рабочем месте  и обусловило тот факт, что государственные  служащие поставили эту форму  обучения на последнее место по значимости и считают, что оно менее всего  может повлиять на повышение результативности их работы. По мнению большинства опрошенных, наиболее результативны такие формы, как совершенствование навыков  в ходе практической деятельности, затем обучение с отрывом от работы, меньшее значение придается самообучению.

     Ответы  респондентов позволили выявить  основные установки государственных  служащих к различным формам обучения. На мой взгляд, существующие на данный момент у государственных служащих центральных государственных органов  стереотипы о низкой результативности обучения на рабочем месте и самообучения основаны на плохой организации такого обучения на местах. Кроме того, зачастую не связывают обучение с их дальнейшим продвижением по службе и считают, что повышение квалификации практически не влияет на их карьеру, а скорее, даже наоборот, т.к. они много раз были свидетелями, как направленный на обучение оставался после возвращения без должности в результате очередного реформирования аппарата.

     На  мой взгляд, важно разработать комплекс мероприятий, которые бы стимулировали потребность государственных служащих в постоянном самообучении и совершенствовании. Особенно такое обучение важно для работающих на своих должностях первый год. Из анализа статистических отчетов о составе и сменяемости кадров я получила информацию, что в среднем от 36% до 44% сотрудников, имеют опыт работы в государственной службе менее одного года, до 80% работников имеют стаж работы в должности менее года. Это тревожный симптом, из которого надо делать выводы, использовать их при выработке концепции и организации обучения.

     Весьма  показательны в этой связи следующие  комментарии респондентов:

     - «наибольший эффект достигается  при полном сочетании всех  видов обучения»;

     - «без опыта работы молодежь  превращается в почтальонов —  технических исполнителей»;

     - «обучение зависит от конкретных  стимулов (материальных и моральных)».

     Также отношение к обучению может зависеть от того, насколько государственные  служащие осведомлены о планах своей  организации в отношении своего развития и обучения, и воспринимают ли предлагаемое им обучение как необходимое  и планомерное, подобранное непосредственно  под их потребности и возможности. Результаты исследования показали, что только 15,4 % опрошенных достаточно подробно знакомы со стратегией и планами своей организации по развитию и обучению, 41,1% — знакомы в общих чертах и 43,1 % — не знакомы вовсе. Только 2% респондентов в возрасте от 21 до 30 лет подробно знакомы с этой информацией. Возможно, именно для молодой группы особенно необходима информация о планах в отношении их обучения и перспективах развития, т.к. это будет мотивировать ее для дальнейшей работы и в определенной мере также обеспечит преемственность государственной службы и успешность работы организации.

     Из  комментариев к ответам:

     -«…частые  смены руководства приводят к  вымыванию среднего звена государственных  служащих (следовательно, не имеет  смысла строить планы и программы  развития персонала)»;

     -«лишены  возможности обучаться сотрудники  с большей нагрузкой»;

     -«обучение  должно быть строго индивидуально  для каждой категории государственных  служащих». 

     Интересны следующие замечания респондентов: 42,9% опрошенных сотрудников в своих  комментариях отмечают, что это проблема и работа руководства и кадровой службы. Такая постановка вопроса  говорит скорее о пассивном отношении  государственных служащих к процессу собственного обучения и ожидания с  их стороны направляющих указаний сверху по отношению к собственному развитию.

     В этой связи, значимым является отношение  опрошенных к существующей в настоящее  время системе обучения государственных  служащих. Только 7,7% респондентов оценивают  ее, как эффективную, более половины опрошенных оценивают негативно, отмечая, что обучение нужно максимально  приблизить к существующим условиям.

     Менее всего государственные служащие воспринимают обучение, как непосредственную обязанность, и обучаются вовсе  не для получения диплома/сертификата. Основным мотивом для них является улучшение эффективности своей  работы, успех в личной карьере  и приобретение профессиональных контактов  и возможностей в процессе обучения. При этом, отмечается, что обучение позволяет «вырваться из рутинной работы», «придает уверенность в жизни», и «организация должна поддерживать у своих работников желание учиться».

     2. Оценка респондентами своего  уровня знаний и уровня знаний  своих подчиненных. Основные проблемы, с которыми сталкиваются государственные  служащие в процессе работы.

     Государственные служащие, принимавшие участие в  опросе, достаточно высоко оценивают  свой уровень знаний для квалифицированного выполнения служебных обязанностей: около 90% считают свой уровень знаний вполне достаточным и только 10% признают, что их знания недостаточны. Более  критично респонденты оценивают  знания своих подчиненных, 22,2% опрошенных считают, что знаний их подчиненных  недостаточно для выполнения ими  служебных обязанностей.

     Отвечая на вопрос о проблемах, с которыми госслужащие сталкиваются в своей  работе, респонденты отмечают, что  наиболее значимы проблемы, связанные  с неравномерностью нагрузки, нереальным планированием времени для достижения результатов работы, частой сменой заданий и ответственности, а  также недостаточной способностью людей к самоорганизации. Менее  всего присутствуют в их работе такие  проблемы как неблагоприятный морально-психологический  климат и недостаток контроля за работой. Трудности, связанные с недостатком знаний в государственном администрировании в общем и в специальных профессиональных знаниях, не рассматриваются как очень значимые, но отмечается, что имеют место. Дополнительно называются такие проблемы, как низкий уровень заработной платы, нерешительность, некомпетентность руководителей, нерешенность бытовых и социальных проблем, незащищенность, нестабильность государственной службы.

     Таким образом, проанализировав названные  проблемы и отделив из них те, которые можно решить с помощью  обучения от тех, которые зависят  от других факторов, можно сделать  вывод о необходимости разработки учебных программ по формированию управленческих навыков, например, таких как стратегическое управление и планирование, эффективное управление временем, тренингов «Умение планировать рабочий процесс», «Делегирование полномочий», учебных курсов «Государственное администрирование» и т.д. Для разных возрастных групп и категорий государственных служащих необходимо планировать и разрабатывать различные предметы обучения в зависимости от их конкретных потребностей и запросов.

     3. Один из основных вопросов  анкеты заключался в оценке  государственными служащими наиболее  необходимых областей знаний.

     Наиболее  приоритетными для респондентов являются законодательный блок, особенно конституционное и трудовое право, информационные технологии, документоведение и блок управления поведением людей  и людскими ресурсами. Наименее приоритетны  курсы по микроэкономике, местному государственному управлению и самоуправлению, а также маркетинг и связи  с общественностью.

     Наиболее  необходимые навыки и умения респонденты  распределили по приоритетам следующим  образом:

     -умение  составлять и оформлять служебные  записки, справки, письма-ответы, запросы, аналитические записки;

     -работа  на компьютере;

     -навыки  делового общения;

     -эффективное  управление временем;

     -умение  планировать рабочий процесс;

     -умение  вести переговоры;

     -умение  управлять и работать с коллективом;

     -принятие  управленческих решений;

     -навыки  презентации, публичного выступления;

     -умение  проводить совещания.

     Дополнительно к перечисленным была указана необходимость таких навыков, как умение снимать стресс и разрешать конфликты.

     Таким образом, более актуальными навыками для государственных служащих являются технические умения и навыки (работа на компьютере, подготовка документов), менее значимы такие управленческие навыки, как умение вести переговоры, совещания, проводить презентации  и публичные выступления.

     Можно отметить, что навыки публичного выступления, умения работать с коллективом также  важны для государственных служащих, но полученные результаты могут свидетельствовать, что в настоящий период времени  они востребованы в меньшей степени, потому что они менее необходимы среднему звену управленческого  аппарата, представители которого отвечали на вопросы анкеты.

     4. Основными препятствиями к обучению  и повышению квалификации, по  мнению опрошенных, является на настоящий момент то, что обучение дает слишком общие знания, недостаточно связанные с практикой, отсутствуют необходимые учебные программы, а существующие не соответствуют реальным потребностям, также формальность проводимого обучения и нехватка/отсутствие учебно-методической литературы. Интересна закономерность, что восприятие предложенных препятствий как интенсивных и имеющих место усиливается с возрастом, работники с возрастом становятся более критичными.

     Данные  результаты акцентируют внимание на необходимости тщательной разработки учебных планов и программ на основе изучения реальных потребностей государственных  служащих в обучении. Возможно, в  специальных тренингах для преподавателей следует особенно обратить внимание на тему: «Разработка учебных планов и программ» и ориентировать  преподавателей на практические задачи и проблемы в работе государственного органа его сотрудников.

     В качестве наиболее эффективных методов  обучения государственных служащих респонденты отмечают стажировки, анализ конкретных ситуаций и лекции опытных  преподавателей. Наименее эффективны: самостоятельное обучение и лекции преподавателей без опыта работы в государственной службе. Обучение на рабочем месте также признано одним из наименее эффективных методов.

     Очевидны  сложившиеся стереотипы в подходах государственных служащих к таким  формам обучения, как обучение на рабочем  месте и самостоятельное обучение (требующие большей активности и  напряжения со стороны самих обучающихся), а также тенденция предпочтения к более пассивным формам обучения (лекции и стажировки за рубежом), требующим  от обучающихся меньшей активности. Кроме того, отсутствие активности и предпочтение пассивных форм обучения, по-видимому, связано опять-таки с отсутствием прямой заинтересованности и мотивации к активным формам обучения, а также отсутствием какого-либо риска потерять свою должность или быть сниженным в своей должности в случае непрохождения аттестации. К тому же, здесь также важна проблема правильного планирования рабочего времени и распределения обязанностей, ведь у государственных служащих должно быть время, чтобы заниматься самообразованием. Это еще раз подтверждает тезис о том, что государственные служащие в настоящее время не связывают карьеру с результатами своего труда.

     Исследования показывают, что эффективность обучения и его влияние на конкретные результаты работы могут быть высокими только в случае переноса акцента на деятельность самих обучающихся, активное вовлечение их в процесс обучения и акцент не на простой передаче содержания, а на сам процесс обучения. Лозунг современной технологии обучения — учить умению учиться. В этой связи особенно актуален вопрос подготовки преподавателей, способных проводить такое обучение и разработки программ, ориентированных на актуализацию и обобщение опыта и знаний самих обучающихся.

     Респонденты считают наиболее приемлемыми формами  обучение с полным отрывом от работы сроком не более трех месяцев и  заочную форму, тем самым подчеркивая  необходимость разнообразия и гибкости в организации различных форм и продолжительности обучения.

Информация о работе Особенности профессионального обучения государственных служащих (на примере Седьмого арбитражного апелляционного суда)