Рассмотрение хозяйственных споров предприятий Арбитражными судами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Система арбитражных судов в России закреплена в ст. 23 закона "О судебной системе РФ" и в ст. 127 Конституции РФ, в которой говорится: "Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

Содержание

1.Рассмотрение хозяйственных споров предприятий Арбитражными судами.
1.1.Система органов Арбитражного суда и их компетенция
1.2.Стороны Арбитражного процесса.
1.3.Подведомственность хозяйственных споров Арбитражному суду.
1.4.Предъявление иска и возбуждения производства по делу в Арбитражном суде.
1.5.Разрешение хозяйственных споров Арбитражном суде.
1.6.Порядок исполнения и пересмотра решений Арбитражного суда.
2.Задача 1
3. Задача 2
4.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Содержание. 

    1.Рассмотрение хозяйственных споров предприятий Арбитражными судами.

  • 1.1.Система органов Арбитражного суда и их компетенция

  • 1.2.Стороны Арбитражного процесса.
  • 1.3.Подведомственность хозяйственных споров Арбитражному суду.
  • 1.4.Предъявление иска и возбуждения производства по делу в Арбитражном   суде.
  • 1.5.Разрешение хозяйственных споров Арбитражном суде.
  • 1.6.Порядок исполнения и пересмотра решений Арбитражного суда.
  • 2.Задача 1

    3. Задача 2

    4.Список литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1.Рассмотрение хозяйственных споров предприятий Арбитражными судами. 

      1. . Система органов Арбитражного суда и их компетенция
     

    Система арбитражных  судов в России закреплена в ст. 23 закона "О судебной системе РФ" и в ст. 127 Конституции РФ, в  которой говорится: "Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

    Арбитражный суд  – единственный в Российской Федерации  государственный орган, который  имеет право рассматривать хозяйственные  споры и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенного в установленном законом порядке.

    Право на обращение  в арбитражный суд за рассмотрением  хозяйственных споров имеют не только юридические лица, государственные  органы, органы местного самоуправления и другие органы, а также граждане-предприниматели, получившие этот статус в установленном законом порядке (ст. 2 АПК РФ).

    Арбитражный процесс  – это установленная нормами  арбитражного процессуального права  форма деятельности арбитражных  судов, направленная на защиту оспариваемого  или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей.

    Субъектами процесса выступают также края, области, города, районы, автономная область, автономные округа, Российская Федерация и другие государства (ст. 22 АПК).

    Дела в первой инстанции рассматриваются судьями  арбитражного суда единолично. Если по ранее действовавшему Кодексу все дела рассматривались коллегиально и лишь в виде исключения отдельные дела могли рассматриваться судьей единолично, то теперь положение коренным образом изменилось. Лишь две категории дел, как и прежде, подлежат рассмотрению коллегией судей. Это дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве). 

    Рассмотрение  хозяйственных споров в Арбитражном судев апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются коллегиально. Единоличные действия судьи при разрешении дел или отдельных вопросов в арбитражном процессе – это действия, совершаемые строго в рамках установленных процессуальных правил. Только в этом случае они могут признаваться совершенными от имени арбитражного суда. 

    Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

     В соответствии  с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

     Полномочия, порядок образования и деятельность  арбитражных судов в Российской  Федерации устанавливаются Конституцией  Российской Федерации, Федеральным  конституционными законами: "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами -ст. 2 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закона).

     Систему арбитражных  судов в Российской Федерации  составляют:

    - высший Арбитражный  Суд Российской Федерации;

    - федеральные  арбитражные суды округов;

    - арбитражные  суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

     

     Деятельность  арбитражных судов строится на  основе принципов законности, независимости  судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

     В арбитражных  судах дела в первой инстанции  рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют дела о:

    - признании  недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;

    - несостоятельности  (банкротстве).

     По решению  председателя суда любое дело  может быть рассмотрено коллегиально.

     Все дела  в апелляционной, кассационной  и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально, при этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

     В соответствии  со ст. 7 Закона "Об арбитражных  судах в Российской Федерации"  вступившие в законную силу  судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

     Деятельность  арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда. В соответствии со ст. 45 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" аппарат арбитражного суда:

    1) организует  предварительный досудебный прием  лиц, участвующих в деле;

    2) принимает  и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;

    3) содействует  судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

    4) ведет учет  движения дел и сроков их  прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и  документов, а также осуществляет  иные функции по организационному  обеспечению деятельности арбитражных судов. Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2. Стороны арбитражного процесса  

        Основными  участниками арбитражного процесса являются стороны — истец и ответчик.

    Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.

    Ответчиками являются организации и граждане, к которым  предъявлен иск.  Третьи лица - это участники процесса, которые вступают в уже начавшийся процесс, ибо решением по делу могут быть затронуты их интересы, либо решение по делу может повлиять на их отношения со сторонами процесса.  Требования третьих лиц не связаны с требованиями истца либо ответ­чика. Они могут предъявить иск как к истцу, так и к ответчику.

     Необходимость  участия третьих лиц без самостоятельных  требований в арбитражном процессе, связанная с защитой их материальных  прав и законных интересов,  может быть вызвана самыми  различными фактическими обстоятельствами:

    = необходимостью  защиты от возможного будущего  регрессного требования.

    = когда состоявшееся  в пользу одной организации  (третье лицо) решение государственного  или иного органа (ответчик) нарушило  права или законные интересы другой организации (истец), и в других случаях. 

        Третьи  лица в зависимости от характера  своей заинтересованности, связи  со спорным материальным правоотношением  и сторонами подразделяются на  два вида:

      a. заявляющие  самостоятельные требования относительно предмета спора,

      b. не заявляющие  самостоятельных требований относительно  предмета спора. 

        Заявителями  и заинтересованными лицами являются  организации и граждане, обращающиеся  в арбитражный суд с заявлениями  в предусмотренных АПК и иным  федеральным законом случаях и вступающие в арбитражный процесс по этим заявлениям. Заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ.

    Прокурор, государственные  органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. Участие данных субъектов характеризуется защитой не собственных интересов, а интересов других лиц, а также одновременно государства и общества. 

       В ст. 52 АПК предусмотрено две формы  участия прокурора в арбитражном  процессе:  

       Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК.  В этом случае прокурор занимает  процессуальное положение истца,  защищающего публично-правовые интересы.  

       Во-вторых, прокурор вправе в целях обеспечения  законности вступить в рассматриваемое  дело на любой стадии арбитражного  процесса с процессуальными правами  и обязанностями лица, участвующего  в деле.  

        Здесь  речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс.  

        Лица, содействующие осуществлению правосудия (иные участниками арбитражного  процесса) в арбитражном процессе: свидетелей, экспертов, переводчиков, а также помощников судьи и секретарей судебных заседаний (ст. 54—58 АПК). Правовой статус этой группы лиц характеризуется необходимостью выполнения обязанностей перед арбитражным судом — по сообщению необходимой доказательственной информации, выполнению обязанностей по полному, правильному и своевременному переводу, содействию в организации судебного процесса и др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1.3.Подведомственность хозяйственных споров Арбитражному суду. 

    Каждый орган  государства, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда.

    Арбитражный суд  выполняет особую государственную  функцию: он осуществляет правосудие в  сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной  власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.

    В юридической  литературе под подведомственностью  понимают как разграничение компетенции  между различными органами, так и  круг дел к ней отнесенных (ее составляющих).

    Термин "подведомственность" происходит от слова "ведомство", т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления (1) .

    Существительное "подведомственность" соответствует  прилагательному "подведомственный", которое в справочной литературе толкуется как находящийся в чьем-либо ведении или подчиненный в порядке управления.

    В юридической  литературе правовой институт "подведомственность" означает разграничение круга дел  между судом, арбитражным судом  и административными органами.

    Совокупность  юридических норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного  государственного органа).

    Отсюда вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.  

    Подведомственностью называется институт, устанавливающий  пределы компетенции судебных органов  в области разрешения дел.  

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации  арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.  

    Право судебных органов рассматривать и разрешать  в установленном законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению дела называется судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской Федерации.

    По характеру  правоотношений споры, вытекающие из хозяйственных правоотношений в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, отнесены к юрисдикции арбитражных судов.  

    Арбитражное законодательство устанавливает, что в арбитражный  суд вправе обращаться за защитой  своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов юридические лица (организации), а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (граждане).

    В случаях, установленных  законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный  суд имеют органы государственной  власти и управления, образования, не являющиеся юридическими лицами, и  граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

    Организации с  иностранными инвестициями, организации  и граждане-предприниматели, которые  находятся на территории другого  государства, вправе обращаться в арбитражный  суд, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

    В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам, возникающим  из гражданских, административных и  иных правоотношений:  

    1) между юридическими  лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке:  

    2) между Российской  Федерацией и субъектами Российской  Федерации, между субъектами Российской Федерации.  

    Законодатель  относит к экономическим спорам следующие:

    - разногласия  по договору, заключение которого  предусмотрено законом, или передача  разногласий на разрешение арбитражного  суда;

    - об изменении  условий или о расторжении договоров;

    - о неисполнении  или ненадлежащем исполнении  обязательств;

    - о признании  права собственности; 

    - об истребовании  собственником или иным законным  владельцем имущества из чужого  незаконного владения;

    - о нарушении  прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

    - о возмещении  убытков; 

    - о защите  чести, достоинства и деловой  репутации; 

    - о признании  недействительными (полностью или  частично) ненормативных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

    - о признании  не подлежащим к исполнению  исполнительного или иного документа,  по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

    - об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонения от государственной  регистрации в установленный  срок организации или гражданина  и в других случаях, когда  такая регистрация предусмотрена законом;

    - о взыскании  с организаций и граждан штрафов  государственными органами, органами  местного самоуправления и иными  органами, осуществляющими контрольные  функции, если федеральным законом  не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

    - о возврате  из бюджета денежных средств,  списанных органами, осуществляющими  контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением  требований закона или иного  нормативного правового акта.  

    Рассматривает арбитражный суд и иные дела, в том числе:  

    об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности (об установлении фактов, имеющих юридическое значение); о  несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

    Анализ перечня  дел, подведомственных арбитражному суду (в обоих случаях они не закрытые), позволяет сделать парадоксальный вывод: к экономическим спорам законодатель неоправданно относит и гражданско-правовые, и административно-правовые споры. Да, действительно, предметом предпринимательского права являются правовые отношения, складывающиеся в процесс осуществления хозяйственной, предпринимательской деятельности, а также отношения, вытекающие из управления этой хозяйственной деятельностью. Общее у этих двух групп правоотношений то, что они регулируют отношения в сфере экономики. Но между ними есть и существенная разница: первые являются гражданско-право-выми, хозяйственно-правовыми, а вторые - административно-правовыми. На этом основании в Кодексе следовало выделить экономические и управленческие категории дел, рассматриваемых арбитражными судами. Следует заметить, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1992 г. этот принцип был соблюден. В нем были выделены споры экономические (ст.20) и споры в сфере управления (ст. 22). Перечень споров, возникающих в сфере управления, не был исчерпывающим. В него были включены следующие споры:  

    - о признании  недействительными (полностью или  частично) актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей; о признании недействительными таких актов, связанных с созданием, реорганизацией или ликвидацией предприятий;

    - о возмещении  убытков, причиненных организациям  и гражданам-предпринимателям такими  актами, а также возникших в  связи с ненадлежащим исполнением  органами своих обязанностей  по отношению к организациям  и гражданам-предпринимателям;

    - об обжаловании  решений органов власти об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка;

    - об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонения от государственной  регистрации в установленный  срок организации или предпринимательской  деятельности гражданина;

    - об обжаловании  решений государственных и иных  органов власти об изъятии  у организации и граждан-предпринимателей  денежных средств и иного имущества,  а также о возврате незаконно  изъятых денежных средств и  иного имущества; 

    - о взыскании  с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке;

    - о возврате  из бюджета денежных средств,  списанных в виде экономических  (финансовых) санкций, по другим  основаниям государственными налоговыми  инспекциями и иными контролирующими  органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.  

    К этой категории  законодатель относил также:  

    - споры по  условиям контрактов о принятии  заказов на поставку продукции,  выполнение работ (услуг) для  государственных нужд, возникшие  между государственными и иными органами (организациями), выдавшими заказы, и организациями или гражданами-предпринимателями, принявшими обязательства по выполнению заказов;

    - споры, возникающие  из экономических соглашений  между государственными органами  Российской Федерации и других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями;

    - споры, возникающие  из экономических соглашений  между органами управления республик  в составе Российской Федерации,  краев, областей, городов, районов,  автономной области, автономных округов;

    - иные споры  в сфере управления, если они  отнесены к компетенции арбитражного  суда законодательными актами.  

    Анализ нормы  действующего Арбитражного процессуального  кодекса о подведомственности дел  арбитражному суду (ст. 22) позволяет  сделать следующие выводы. Во-первых, необходимо четко разграничивать сугубо экономические споры и споры, возникающие из административных правоотношений (управленческие). Во-вторых, арбитражному суду подведомственны не вообще управленческие споры, а споры, возникающие в сфере управления хозяйственной, предпринимательской деятельностью. В-третьих, споры об установлении фактов, имеющих юридические значение, и о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан, отнесенные законодателем к группе иных дел, возникающих не из гражданских и не из административных правоотношений, следует отнести именно к экономическим, гражданско-правовым, хозяйственно-правовым спорам. Нормы, регулирующие эти вопросы, содержатся, в основном, в Гражданском кодексе РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (п.3 ст.22) также выделяет права организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  

    Таким образом, законодательство относит к компетенции  арбитражного суда рассмотрение всех хозяйственных споров, в чем проявляется один из его организационных принципов:

    осуществление правосудия в сфере хозяйственных  отношений только судом.  

    Вопрос о том, подлежит ли поступившее дело рассмотрению в арбитражном суде решает самостоятельно и единолично арбитражный судья того арбитражного суда, в который поступило дело. При этом судья исходи из тех данных, которые обнаруживаются в момент предъявления иска из содержания искового заявления.  

    При решении  данного вопроса суд не связан той оценкой фактов и отношений, которая дается истцом, а проверяет ее правильность сам. Не связан арбитражный суд при этом и решением суда общей юрисдикции о подведомственности данного спора арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.  

    Признавая дело неподведомственным арбитражному суду, последний выносит мотивированное определение об отказе в принятии искового заявления (ст. 105 АПК РФ). На практике нередки случаи, когда указанные истцом при предъявлении иска данные не позволяют сразу решить вопрос о подведомственности. Тогда суд обязан принять исковое заявление к своему производству и в зависимости от обстоятельств, выясненных в судебном заседании; либо разрешить дело по существу, либо прекратить производство по делу (ст.85 AПK РФ).

    Определение об отказе в принятии искового заявления, как и определение о прекращении производства по делу, может быть обжаловано. Определение суда о принятии дела к производству не может быть обжаловано Однако это не исключает право сторон заявить ходатайство в судебном заседании о рассмотрении вопроса о подведомственности дела арбитражному суду.

    В случае признания  дела неподведомственным арбитражному суду производство по делу подлежит прекращению  в любой стадии процесса, как в  суде первой инстанции, так и в  апелляционной, кассационной и надзорной  инстанциях.

    Действующее арбитражное  и гражданское процессуальное законодательство не регулирует и, следовательно, не допускает  споры о подведомственности дел  судам общей юрисдикции или арбитражным  судам. В обеих судебных системах спор по этому вопросу является внутренним, а в отношениях между системами стороны спора остаются в одиночестве. Они должны руководствоваться нормами законодательства о распределении компетенции по разрешению гражданских дел между судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Исходным принципом здесь является субъектный состав сто рон: гражданские споры с участием хотя бы на одной стороне гражданина подведомственны суду общей юрисдикции; арбитражному суду подведомственны споры, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности и указанные в ст.22 АПК РФ.

    По обоюдному  соглашению стороны могут передать спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, на рассмотрение третейского суда. Причем стороны могут обратиться к третейскому суду по конкретному спору, но до принятия арбитражным судом решения, а также могут договориться на будущее о передаче могущих возникнуть споров на разрешение третейского суда. Следует иметь ввиду, однако, что третейские суды могут рассматривать только экономические споры. Стороны не имеют права передавать, а третейские суды рассматривать административные, управленческие споры, возникающие в сфере государственного управления предпринимательской деятельностью. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1.4.Предъявление  иска и возбуждения  производства по делу в Арбитражном суде. 
       

    1. Для возбуждения  производства по делу необходимо  подать в арбитражный суд следующие  документы: 

    - исковое заявление;

    - уведомление  о вручении или иные документы,  подтверждающие направление другим  лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

    - документ, подтверждающий  уплату государственной пошлины  в установленных порядке и  в размере или право на получение  льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

    -документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

    - копии свидетельства  о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    - доверенность  или иные документы, подтверждающие  полномочия на подписание искового  заявления;

    - копии определения  арбитражного суда об обеспечении  имущественных интересов до предъявления  иска;

    - документы,  подтверждающие соблюдение истцом  претензионного или иного досудебного  порядка, если он предусмотрен  федеральным законом или договором;

    - проект договора, если заявлено требование о  понуждении заключить договор. 

    2. Вопрос решается  судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. 

    3. О принятии  искового заявления выносится  Определение, которым возбуждается  производство по делу. 

    В определении  на подготовку дела к судебному разбирательству, указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии искового заявления к производству направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения. 

    4. Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания.

    Возбуждение арбитражного процесса - первая стадия арбитражного судопроизводства, которая начинается с момента поступления к судье иска и завершается вынесением определения либо о возбуждении арбитражного дела и проведении подготовки к судебному заседанию, либо об отказе в принятии искового заявления. Правила обращения к арбитражному суду практически едины во всех видах судопроизводств арбитражного процесса. Общий порядок возбуждения дела заключается в подаче заинтересованным лицом искового заявления в арбитражный суд в письменной форме. 

         Таким  образом, документами, инициирующими данную стадию, яв­ляются: 

        a) исковое  заявление; 

        b) заявление  о выдаче судебного приказа; 

        c) заявление  о возбуждении особого производства; 

        d) жалоба  на действия (бездействие) или  решение должностных лиц или  органов государственной власти и управления. 

         Указанные  документы (ст. 126 АПК) подаются  заинтересованным лицом с соблюдением  необходимых правил, к числу которых  относятся следующие: 

       1) соблюдение  формы и реквизитов искового  заявления, перечисленных в ст. 125 АПК; 

       2) направление  истцом другим лицам, участвующим  в деле, копии искового заявления  и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют,  до подачи искового заявления  в арбитражный суд.  

       3) приложение  к исковому заявлению документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, установленной Законом РФ "О государственной пошлине"; 

       4) приложение  документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает  свои требования (ст. 126 АПК); 

       5) приложение  документов о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 126 АПК); 

       6) приложение  доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия на  подписание искового заявления  (ст. 126 АПК); 

       7) приложение  иных документов в зависимости от категории дела (копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска; документов, подтверждающих соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором; проекта договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор); 

       8) предъявление  иска по правилам надлежащей  подсудности (§ 2 гл. 4 АПК). 

         Вопрос  о принятии искового заявления  к производству арбитражного  суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 127 АПК) путем вынесения определения, которым возбуждается производство по делу и копия которого  направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения. 

         В  случае установления юридических  фактов, препятствующих возбуждению  дела в арбитражном суде, в  зависимости от их характера  судья жж.либо оставляет заявление без движения, либо возвращает его заявителю. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1.5.Разрешение  хозяйственных споров  в Арбитражном  суде. 

    \Арбитражный суд рассматривает следующие экономические споры:

     о разногласиях  по договорам, заключение которых  предусмотрено законом или в  случаях, когда передача разногласий  на разрешение арбитражным судом согласована сторонами;

     об изменении  условий или расторжении договора;

     о неисполнении  или ненадлежащем исполнении  обязательств;

     о признании  права собственности; 

     об истребовании  собственником или иным законным  владельцем имущества из чужого незаконного владения;

     о нарушении  прав собственника или иного  законного владельца, не связанном  с лишением владения;

     о возмещении  убытков; 

     о признании  недействительным (полностью или  частично) ненормативных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

     о защите  чести, достоинства и деловой  репутации; 

     о признании  не подлежащими исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

     об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо об уклонении от государственной  регистрации в установленный  срок организации или гражданина  или в других случаях, когда такая регистрация установлена законом;

     о взыскании  с организаций и граждан штрафов  государственными органами местного  самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции,  если федеральным законом не  предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

     по спорам  между акционером и акционерным  обществом, участниками иных хозяйственных  товариществ и обществ, за исключением  трудовых споров;

     о возврате  из бюджета денежных средств,  списанных органами, осуществляющими  контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. Помимо указанных, арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.  

    Институт подсудности  в процессуальном праве разграничивает подведомственные арбитражным судам  дела между различными звеньями судебно-арбитражной  системы.  

    Если родовая  подсудность разграничивает дела между  арбитражными судами различных уровней, то территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена.  

    В свою очередь, территориальная подсудность может  быть:

     общей; 

     альтернативной;

     исключительной;

     по связи  дел; 

     договорной.  

    В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, подается по месту нахождения обособленного подразделения.  

    В соответствии с правилами альтернативной подсудности  иск к ответчикам, находящимся  на территориях разных субъектов  РФ, подается по месту нахождения одного из них. Иск к ответчику, место  нахождения которого неизвестно, подается по месту нахождения имущества последнего или по последнему известному месту его нахождения в РФ. Иск к ответчику, находящемуся за пределами РФ, может быть подан по месту нахождения истца или месту нахождения имущества ответчика. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.  

    Согласно правилам исключительной подсудности иски о  признании права собственности  на здания, сооружения, земельные участки; об изъятии зданий, сооружений, земельных  участков из чужого незаконного владения; об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения, предъявляются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка. Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, предъявляется по месту нахождения органа транспорта. Иск к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта РФ, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в арбитражный суд этого субъекта РФ. Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются по месту нахождения заявителя, за исключением дел об установлении факта владения зданием, сооружением, земельным участком, которые рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка.  

    В соответствии с правилами договорной подсудности  общая и территориальная подсудности  могут быть изменены по соглашению сторон.  

    Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.  

    Субъекты арбитражного процессуального права подразделяются на четыре группы:

    1) арбитражные суды как органы, разрешающие споры, - суды первой инстанции, суды апелляционной инстанции, суды кассационной инстанции и суды надзорной инстанции;

    2) лица, участвующие  в деле, имеющие заинтересованность  в его исходе, - стороны (истец,  ответчик); третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора; заявители и иные заинтересованные лица в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несостоятельности (банкротстве); прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов;

    3) представители  лиц, участвующих в деле;

    4) лица,, содействующие деятельности арбитражного суда в силу обязанностей пол представлению доказательственной информации, - свидетели, эксперты и переводчики.  

    Лица, участвующие  в деле, несут обязанности, предусмотренные  процессуальным законодательством, а  также обладают следующими правами:

    1) знакомиться  с материалами дела, делать выписки  из них, снимать копии; 

    2) заявлять отводы;

    3) представлять  доказательства и участвовать  в их исследовании;

    4) задавать вопросы; 

    5) заявлять ходатайства,  делать заявления; 

    6) давать объяснения арбитражному суду, представлять свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;

    7) возражать  против ходатайств, доводов других  лиц, участвующих в деле;

    8) обжаловать  судебные акты;

    9) пользоваться  иными процессуальными правами, представленными законодательством.  

    Для защиты своего нарушенного права любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный  суд с иском - требованием о  защите нарушенного или оспоренного  права или охраняемого законом  интереса.  

    Кроме того, иск - основное средство начала арбитражного процесса вообще.  

    Иск имеет материально-правовую и процессуально-правовую стороны:

     материально-правовая  сторона иска - спорное материально-правовое  требование к ответчику, которое  указывается в исковом заявлении и подлежит рассмотрению судом по существу;

     процессуально-правовая  сторона - обращение в арбитражный  суд с просьбой о разрешении  возникшего спора по существу  и защите нарушенного права.  

    Два основополагающих элемента иска: .

     предмет иска - материально-правовое требование истца к ответчику;

     основание  иска - обстоятельства, с которыми  связано требование к ответчику.  

    Помимо этого, различают иски о признании и  иски о присуждении:

     предметом  иска о признании является  требование о признании или отсутствии спорного права;

     предметом  иска о присуждении - материально-правовое  требование к ответчику совершить  какое-либо действие в пользу  истца или воздержаться от  совершения какого-либо действия.  

    В исковом заявлении  обязательно должны быть указаны:

    1) наименование  арбитражного суда, в который  подается исковое заявление; 

    2) наименование  лиц, участвующих в деле, и их  почтовые адреса;

    3) цена иска, если иск подлежит оценке;

    4) обстоятельства, на которых основаны исковые  требования;

    5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

    6) расчет взыскиваемой  или оспариваемой суммы; 

    7) требования  истца со ссылкой на законы  и иные нормативные правовые  акты, а при предъявлении иска  к нескольким ответчикам, - требования  к каждому из них;

    8) сведения о  соблюдении досудебного порядка  урегулирования спора, если такой  порядок установлен законодательством  или соглашением сторон;

    9) перечень прилагаемых  документов.  

    К исковому заявлению  прилагаются документы, подтверждающие:

    1) уплату государственной пошлины в установленных размере и порядке;

    2) получение  ответчиками и другими лицами, участвующими в деле, копий искового  заявления и приложенных к  нему документов.  

    Поскольку предъявление иска становится известным ответчику, истец вправе принять определенные законом процессуальные меры к тому, чтобы решение суда впоследствии было исполнено, подав в суд ходатайство об обеспечении иска.  

    Мерами по обеспечению  иска могут быть следующие:

    1) наложение  ареста на имущество или денежные  средства, принадлежащие ответчику;

    2) запрещение  ответчику совершать определенные  действия;

    3) запрещение  другим лицам совершать определенные  действия, касающиеся предмета спора; 

    4) приостановление  взыскания по оспариваемому истцом  исполнительному документу, по  которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

    5) приостановление  реализации имущества в случае  предъявления иска об освобождении  его от ареста.  

    Законодательство  допускает принятие нескольких мер  обеспечения или замену одного вида обеспечения другим.  

    Успех процесса в огромной степени зависит от правильно собранных Доказательств  и обоснованного доказывания  непосредственно в процессе.  

    Доказательства - полученные в соответствии с установленным  процессуальным законодательством  порядком сведения, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в Деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного Разрешения спора.  

    Представленные в суд доказательства должны быть относимыми и допустимыми:

     относимыми  являются доказательства, относящиеся  к рассматриваемому делу;

     допустимыми  - доказательства, которые доказывают  обстоятельства дела определенным  образом; это означает, что обстоятельства дела не могут быть подтверждены иными доказательствами.  

    В арбитражном  процессе используются следующие виды доказательств:

     письменные  доказательства;

     заключения  экспертов; 

     показания  свидетелей;

     вещественные  доказательства;

     объяснения  лиц, участвующих в деле.  

    Доказывание в  арбитражном процессе - деятельность лиц, участвующих в деле, и суда по установлению наличия или отсутствия обстоятельств, имеющих значение для  правильного разрешения дела. Обязанность  доказывания возлагается на заинтересованных лиц, которым надлежит доказывать факты, обосновывающие их юридическую позицию.  

    В процессе арбитражного разбирательства стороны и третьи лица с самостоятельными требованиями несут арбитражные расходы - затраты, связанные с рассмотрением и  разрешением дел в порядке судопроизводства.  

    Арбитражные расходы  состоят из расходов по государственной  пошлине и издержек, связанных  с рассмотрением дела.  

    Государственная пошлина - обязательный платеж за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных  дел, а также за выдачу документов. Размер государственной пошлины  установлен законом и зависит  от цены иска. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет.  

    Издержки, связанные  с рассмотрением дела, - суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом; вызов свидетеля; осмотр доказательств  и расходов, связанных с исполнением  судебного акта.  

    Цена иска - денежное выражение имущественных требований, заявленных истцом в суде.  

    В цену иска включаются указанные в исковом заявлении  суммы неустойки (штрафа, пени); цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных  требований, определяется суммой всех требований.  

    Цена иска определяется:

     по искам  о взыскании денежных средств  - исходя из взыскиваемой суммы; 

     по искам  об истребовании земельного участка  - исходя из стоимости участка  по установленной цене;

     по искам  о признании не подлежащим  исполнению исполнительного документа - исходя из оспариваемой суммы;

     по искам  об истребовании имущества - исходя  из стоимости имущества.  

    Государственной пошлиной оплачиваются:

     исковые заявления; 

     заявления  о признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан;

     заявления  об установлении фактов, имеющих  юридическое значение;

     апелляционные  и кассационные жалобы на решения  арбитражного суда, а также на  определения о прекращении производства  по делу, об оставлении иска  без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;

     заявления  о выдаче исполнительного листа  на принудительное исполнение  решений третейского суда;

     апелляционные  и кассационные жалобы на определения  арбитражного суда о выдаче  исполнительного листа на принудительное  исполнение решений третейского суда о об отказе в выдаче исполнительного листа;

     заявления  о вступлении в дело в качестве  третьего лица, заявляющего самостоятельные  требования на предмет спора.  

    Государственной пошлиной оплачиваются как первоначальные, так и встречные исковые требования имущественного и неимущественного характера.  

    По общему правилу, уплаченная государственная пошлина  возврату не подлежит, за исключением  некоторых предусмотренных законом  случаев.  

    Возбуждение дела в арбитражном суде начинается с  подачи в суд искового заявления, в котором должна содержаться просьба, адресованная арбитражному суду, о рассмотрении возникшего спора о праве.  

    Суд оставляет  исковое заявление без рассмотрения в следующих случаях:

     в производстве  арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

     истцом не  соблюден претензионный или иной  досудебный порядок урегулирования  спора с ответчиком, если это  предусмотрено законом или договором;

     при рассмотрении  заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве; 

     заявлено  требование, которое в соответствии  с федеральным законом должно  быть рассмотрено в деле о  банкротстве; 

     имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;

     стороны заключили  соглашение о передаче спора  на разрешение третейского суда  во время судебного разбирательства  до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;

     исковое заявление  не подписано или подписано  лицом, не имеющим права подписывать  его, либо лицом, должностное  положение которого не указано.  

    Судья арбитражного суда прекращает производство по делу в следующих случаях:

     если спор  не подлежит рассмотрению в  арбитражном суде;

     если имеется  вступивший в законную силу  принятый по спору между теми  же лицами, о том же предмете  и по тем, же основаниям судебный  акт о прекращении производства  по делу либо утверждении мирового соглашения суда общей юрисдикции, арбитражного суда;

     если в  производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского  суда имеется дело по спору  между теми же лицами, о том  же предмете и по тем же  основаниям;

     если имеется принятое по спору между теми же лицами и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

     истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом;

     организация,  являющаяся стороной в деле, ликвидирована; 

     после смерти  гражданина, являющегося стороной  в деле, спорное правоотношение  не допускает правопреемства;

     утверждения  мирового соглашения. Исковое заявление возвращается в случаях:

     неподсудности  дела данному арбитражному суду;

     в одном  исковом заявлении соединено  несколько требований к одному  или нескольким ответчикам, если  эти требования не связаны  между собой; 

     до вынесения  определения о принятии искового заявления к производству от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;

     не устранены  обстоятельства, послужившие основаниями  для оставления искового заявления  без движения, в срок, установленный  в соответствующем определении  суда.  

    О возвращении искового заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано.  

    Возвращение искового заявления не препятствует вторичному обращению в суд в общем  порядке после устранения допущенных нарушений.  

    Встречный иск  также является одним из способов против предъявленного первоначального иска.  

    Предъявление  встречного иска производится по общим  правилами предъявления исков до принятия арбитражным судом решения.  

    Встречный иск  предъявляется ответчиком для совместного  рассмотрения с первоначальным иском.  

    Встречный иск  принимается судом, если:

     встречное  требование направлено к зачету  первоначального; 

     удовлетворение  встречного иска исключает полностью  или в части удовлетворение  первоначального; 

     между встречным  и первоначальным иском имеется взаимная связь, касающаяся однородности заявленных требований, общности оснований исков и т. д.  

    Поступившее в  арбитражный суд исковое заявление  должно быть рассмотрено арбитражным  судом первой инстанции и решение  принято в срок, не превышающий  месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.  

    Новый арбитражно-процессуальный кодекс ввел новую стадию судебного  разбирательства - предварительное  судебное заседание, в ходе которого суд разрешает ходатайства сторон; определяет достаточность представленных доказательств; доводит до сведения сторон те из них, которые имеются в деле, и выносит на рассмотрение иные вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству. Стороны предварительном заседании вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать доводы по всем возникающим в заседании вопросам.  

    После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное  судебное заседание вопросов арбитражный  суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.  

    Исковое заявление  рассматривается в ходе судебного  разбирательства, которое происходит в заседании арбитражного суда. В  судебном разбирательстве суд разрешает  дело по существу и выносит решение.  

    Судебное разбирательство  состоит из трех частей:

     в подготовительной  части заседания судья объявляет  заседание открытым; проверяет явку  лиц, участвующих в деле, а также  их полномочия. На данной стадии  заседания проверяется надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле; сообщается состав суда; разъясняются процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле;

     в стадии  рассмотрения дела по существу  производится заслушивание лиц,  участвующих в деле; изучаются  новые представленные доказательства, если таковые есть, заключения экспертов и т. п.;

     заключительная  стадия заседания - оглашение  решения.  

    Процессуальное  законодательство допускает возможность  прекращения дела путем заключения между сторонами мирового соглашения.  

    Мировое соглашение представляет собой добровольную договоренность сторон о прекращении дела на основе взаимных уступок.  

    Оно может заключаться  на любой стадии процесса только по делам искового производства.  

    Мировое соглашение вступает в силу лишь после утверждения его судом, поэтому определение суда об утверждении мирового соглашения приравнивается по своему юридическому статусу и последствиям к судебному акту и в случае неисполнения сторонами условий мирового соглашения подлежит принудительному исполнению.  

    Подписанное сторонами  мировое соглашение оформляется  в письменной форме и представляется в арбитражный суд для его  утверждения. Суд утверждает соглашение, если оно не противоречит закону и  не нарушает права и интересы третьих  лиц. При наличии утвержденного мирового соглашения истец лишается права повторно обратиться в суд с аналогичным иском.  

    На практике нередко бывает, что рассмотрение дела откладывается на определенный срок.  

    Для отложения  дела у суда должны быть веские основания. В частности, такими основаниями являются следующие:

     неявка кого-либо  из лиц, участвующих в деле  при отсутствии сведений о  вручении этим лицам извещений  о времени и месте рассмотрения  дела;

     неявка переводчика,  свидетелей, экспертов; ,

     отсутствие  в деле необходимых доказательств, отсутствие которых препятствует рассмотрению дела по существу.  

    Судебное разбирательство  может быть отложено на срок, необходимый  для устранения обстоятельств, послуживших  основанием для отложения, но не более  чем на один месяц.  

    Об отложении  дела выносится определение.  

    От отложения  дела следует отличать приостановление  и окончание производства.  

    Приостановление производства означает прекращение  производства на неопределенный срок.  

    Основаниями приостановления  производства являются;

    1) невозможность  рассмотрения данного дела до  разрешения другого дела, рассматриваемого  Конституционным Судом РФ, конституционным  (уставным) судом субъекта РФ, судом  общей юрисдикции, арбитражным судом; 

    2) пребывание  гражданина-ответчика в действующих частях Вооруженных Сил РФ или ходатайства гражданина-истца, находящегося в действующей части Вооруженных Сил РФ;

    3) смерть гражданина, являющегося стороной в деле, если спорные правоотношения  допускают правопреемство.  

    Арбитражный суд  вправе приостановить производство по делу в случаях:

     утраты гражданином  дееспособности;

     назначения  арбитражным судом экспертизы;

     реорганизации  юридического лица, участвующего  в деле;

     привлечения  гражданина - лица, участвующего в  деле, для выполнения государственной обязанности;

     нахождения  гражданина, являющегося лицом, участвующим  в деле, в лечебном учреждении  или служебной командировке.  

    Прекращение производства по делу означает окончание деятельности арбитражного суда по рассмотрению спора  ввиду отсутствия у истца права на защиту.  

    Оставление иска без рассмотрения означает окончание  деятельности арбитражного суда по рассмотрению спора в случае, когда выясняется несоблюдение процессуального порядка  предъявления иска. В отличие от прекращения производства по делу, при оставлении иска без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в арбитражный суд с тем же требованием после устранения недостатков, послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения.  

    Весь ход процессуальных действий, совершенных в процессе судебного заседания, отражается в протоколе.  

    В протоколе  судебного заседания указываются  все данные о состоявшемся заседании; сведения о явке лиц, участвующих  в деле, о разъяснении лицам  их прав и обязанностей, об определениях, вынесенных судом без удаления из зала заседания; устные ходатайства и заявления, показания свидетелей и разъяснения экспертов.  

    Протокол ведет  председательствующий в судебном заседании  судья, который подписывает протокол не позднее следующего после заседания  дня. Участники арбитражного процесса имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и делать на него замечания, о принятии или отклонении которых судья выносит определение.  

    По результатам  рассмотрения дела в первой инстанции  арбитражного суда выносятся судебные акты в форме решения или определения:

     решение - судебный акт, разрешающий возникший  спор по существу;

     определение  - судебный акт, не разрешающий  спор по существу, а фиксирующий  отдельные вопросы, возникающие  в процессе.  

    Решение арбитражного суда излагается в письменной форме и подписывается всеми судьями, участвующими в деле. Решение состоит из четырех частей:

     вводной,  содержащей указания о вынесении  решения именем Российской Федерации;  наименовании арбитражного суда, состава суда, номера дела и  даты принятия решения, места слушания дела; наименование лиц, участвующих в деле, с 4указанием их полномочий, предмет спора;

     описательной - краткое изложение искового  заявления, изложение отзыва на  иск, позицию ответчика; изложение  объяснений других лиц, участвующих в деле;

     мотивировочной - обстоятельства дела; доказательства, установленные арбитражным судом;  доводы, по которым отклонены  те или иные доказательства; законы  и иные нормативные акты, которыми  руководствовался при принятии  решения; 

     резолютивной - выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указание о распределении судебных расходов. Решение арбитражного суда должно отвечать требованиям:

     законности;

     обоснованности;

     определенности;

     безусловности; 

     полноты.  

    Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в  законную силу по истечении месячного  срока после его принятия, если не подана апелляционная жалоба.  

    Процессуальное  законодательство выделяет производство в апелляционной инстанции как  отдельную стадию арбитражного процесса. В ближайшем будущем в соответствии со ст. 258 АПК РФ в РФ должны быть образованы суды апелляционной инстанции.  

    Рассмотрение  апелляционной жалобы производится коллегиально.  

    В апелляционной  инстанции арбитражного суда осуществляется проверка законности и обоснованности решений суда первой инстанции.  

    С апелляционной  жалобой на решение суда первой инстанции  могут обратиться:

    1) лица, участвующие  в деле (их представители);

    2) лица, не привлеченные  к участию в деле, но в отношении которых вынесено решение, затрагивающее их права и обязанности.  

    Помимо вышеуказанного решения арбитражного суда, в апелляционной  инстанции могут быть обжалованы некоторые определения суда первой инстанции.  

    Апелляционная жалоба составляется в письменной форме, подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в течение одного месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.  

    В апелляционной  жалобе указываются:

     наименование  арбитражного суда, в который  подается апелляционная жалоба;

     наименование  лица, подающего жалобу, и других  лиц, участвующих в деле;

     наименование  арбитражного суда, решение которого  обжалуется, и дата его принятия; номер дела и дата принятия  решения, предмет спора; 

     требования  лица, подающего жалобу, и основания незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции;

     доказательства  вручения копий жалобы лицам,  участвующим в деле;

     документ, подтверждающий  уплату государственной пошлины.  

    Апелляционная инстанция вправе:

    1) оставить решение  суда первой инстанции без изменения, жалобу -без удовлетворения;

    2) отменить решение  полностью или в части и  соответственно принять по делу  новый судебный акт; 

    3) отменить решение  полностью или в части и  прекратить производство по делу  либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.  

    Основаниями к  отмене или изменению решения  суда первой инстанции являются следующие  нарушения:

    1) неполное выяснение  обстоятельств, имеющих значение  для дела;

    2) недоказанность  имеющих значение для дела  обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными;

    3) не соответствие  выводов, изложенных в решении,  обстоятельствам дела;

    4) нарушение  (неправильное применение) норм материального  права; 

    5) нарушение  (неправильное применение) норм процессуального права.  

    Результатом окончания  производства по делу в апелляционной  инстанции является вынесение судебного  акта - постановления апелляционной  инстанции. В постановлении указываются  наименование арбитражного суда, принявшего данный судебный акт; номер дела и дата его принятия, состав суда, фамилии участвующих в деле лиц; дата принятия решения суда первой инстанции и фамилии судей этой инстанции, принявших судебный акт; наименование лица, подавшего апелляционную жалобу; изложение сущности принятого решения; объяснение лиц, участвующих в деле; обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны его выводы; а также законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, выводы по результатам рассмотрения жалобы.  

    Постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его  принятия. Постановление апелляционной  инстанции может быть обжаловано.  

    Целый ряд судебных актов, принятых судом первой инстанции  апелляционной инстанцией, может быть обжалован в суде кассационной инстанции.  

    Кассационное  производство - отдельная стадия арбитражного процесса, заключающаяся в проверке федеральными арбитражными судами округов  законности вступивших в законную силу определений, решений и постановлений арбитражных судов субъектов РФ.  

    В кассационном производстве осуществляется пересмотр  вступивших в силу судебных актов  специальными судами федеральных округов.  

    В Российской Федерации  законность судебных актов проверяют  Волго-Вятский федеральный арбитражный суд, Дальневосточный федеральный арбитражный суд, Северо-Западный федеральный арбитражный суд, Уральский федеральный арбитражный суд, Восточно-Сибирский федеральный арбитражный суд, Поволжский федеральный арбитражный суд, Северо-Кавказский федеральный арбитражный суд, Центральный федеральный арбитражный суд.  

    С кассационной жалобой на судебные акты могут обратиться истец, ответчик, третьи лица. Кассационная жалоба может быть подана в течение  двух месяцев после вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд вынесший обжалуемый судебный акт.  

    В кассационной жалобе указываются наименование арбитражного суд которому адресуется жалоба; наименование лица, подающего жалобу, и ли участвующих в деле; наименование арбитражного суда, вынесшего судебный акт, на который подается жалоба; номер дела и дата принятия судебного а та, предмет спора. Кроме того, в жалобе указываются требования лица, подавшего жалобу, и указание на то, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.  

    Следует иметь  в виду, что в отличие от предыдущих инстанций арбитражного суда, которые  рассматривают дело по существу, кассационная инстанция проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права, по итогам которого выносится судебный акт - постановление.  

    Полномочия кассационной инстанции следующие.

    1) суд вправе  оставить обжалуемый судебный  акт без изменения, жалобу - без удовлетворения

    2) отменить или  изменить решение суда первой  инстанции и (или) постановление  суда апелляционной инстанции  полностью или в части и,  не передавая дело на новое  рассмотрение, принять новый судебный  акт; 

    3) отменить или  изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено;

    4) отменить или  изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;

    5) оставить в  силе одно из ранее принятых  по делу решений или постановлений;

    6) отменить решение  суда первой инстанции и (или)  постановление суда апелляционной  инстанции полностью или в  части и прекратить производство  по делу либо оставить исковое  заявление без рассмотрения полностью  или в части.  

    Следует помнить, что процессуальное законодательство не допускает от мену правильного по существу решения по одним лишь формальным основаниям..  

    Основаниями к  отмене или изменению судебного  акта является нарушение или неправильное применение норм материального права, заключающиеся в том, что суд не применил закон, подлежащий применению; применил закон, не подлежащий применению; неправильно истолковал примененный закон. Нарушение или неправильное применение процессуального права заключается в рассмотрении дела в незаконном составе; в рассмотрении дела в отсутствие участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания; в нарушении правил о языке; в отсутствии в судебном акте ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, которым руководствовался суд при принятии судебного акта; в принятии судом судебного акта о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; если судебный акт не подписан кем-либо из судей или подписан не теми судьями, которые указаны в судебном акте; если решение принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривающего дело; если в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан.  

    По результатам  рассмотрения кассационной жалобы выносится  судебный акт - постановление кассационной инстанции.  

    Процессуальное  законодательство предусматривает  возможность пересмотреть вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда в порядке надзора.  

    Производство  в порядке надзора - самостоятельная  стадия процессуальной деятельности, направленной на проверку судебных актов судов первой, апелляционной, кассационной инстанций по заявлениям лиц, участвующих в деле, а по некоторым делам - по представлению прокурора.  

    В порядке надзора  могут быть пересмотрены вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ.  

    Заявление или  представление о пересмотре в  порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный  Суд РФ в срок, не превышающий  трех месяцев со дня вступления в  законную силу последнего судебного  акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.  

    Надзорное производство возбуждается на основании заявления  лица, участвующего в деле, или представления  прокурора в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта в порядке надзора.  

    Заявление или  представление о пересмотре судебного  акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный  Суд РФ в письменной форме.  

    Вопрос о принятии заявления или представления  к производству рассматривается  единолично судьей Высшего Арбитражного Суда в пятидневный срок со дня  его поступления в суд. О принятии заявления или Представления  к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство.  

    Лицо, участвующее  в деле, направляет отзыв на заявление  или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора  с приложением документов, подтверждающих возражения относительно пересмотра, другим лицам, участвующим в деле, и в Высший Арбитражный Суд РФ.  

    Заявление или  представление о пересмотре судебного  акта в порядке надзора рассматривается  коллегиальным составом судей Высшего  Арбитражного Суда РФ в судебном заседании  без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления или представления или поступления истребованного дела.  

    При наличии  оснований для пересмотра дела, установленных  АПК РФ, суд выносит определение  о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом.  

    При отсутствии таких оснований суд выносит определение об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора.  

    По результатам  рассмотрения дела о пересмотре судебного  акта в порядке надзора Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ вправе:

     оставить  оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление - без удовлетворения;

     отменить  судебный акт полностью или  в части и передать дело  на новое рассмотрение в арбитражный  суд, судебный акт которого  отменен или изменен; при направлении  дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином судебном составе;

     отменить  судебный акт полностью или  в части и принять новый  судебный акт, не передавая  дело на новое рассмотрение;

     отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без изменения полностью или в части;

     оставить  без изменения один из ранее  принятых по делу судебных  актов. Постановление Президиума  Высшего Арбитражного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия. 
     
     
     
     

      1.6.Порядок  исполнения и пересмотра  решений Арбитражного  суда. 
       

    Решения арбитражных  судов могут быть пересмотрены в  порядке апелляции, кассации, надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

       В соответствии с правилом двухинстанционности апелляционная инстанция повторно рассматривает спор по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции. Право апелляционного обжалования принадлежит лицам, участвующим в деле. Апелляционная жалоба подается в течение месяца после принятия арбитражным судом решения и рассматривается в течение месяца со дня ее поступления в арбитражный суд.

       Арбитражный  суд, рассмотрев дело в апелляционной инстанции, вправе:

       - оставить  решение суда без изменения,  а жалобу без удовлетворения;

       - отменить  решение или изменить решение  суда первой инстанции полностью  или в части и принять по  делу новый судебный акт;

       - отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

       Кассационная  инстанция проверяет законность  решений и постановлений, принятых  арбитражными судами субъектов  РФ в первой и апелляционной инстанциях. Право подачи кассационной жалобы принадлежит также лицам, участвующим в деле, в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда. Основания для отмены или изменения решения арбитражного суда в кассационной инстанции более жесткие и формализованные, чем в апелляционной инстанции.

       Система  судебного надзора в арбитражном  процессе подверглась существенной  реформе. Функции судебного надзора  выполняет по-прежнему Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако возбуждение надзорного производства осуществляется коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ на основании заявлений лиц, участвующих в деле, иных лиц и представлений прокурора. Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

       Основаниями  к изменению или отмене судебного  акта в порядке надзора являются  следующие:

       - во-первых, если оспариваемый судебный акт  нарушает единообразие в толковании  и применении арбитражными судами норм права;

       - во-вторых, если он препятствует принятию  законного решения по другому  делу;

       - в-третьих,  если он нарушает права и  законные интересы неопределенного  круга лиц или иные публичные  интересы.

       Пересмотр  судебных актов арбитражных судов  по вновь открывшимся обстоятельствам производится по инициативе лиц, участвующих в деле, не позднее трех месяцев со дня установления обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителям, а также по ряду других оснований, указанных в ст. 311 АПК. По результатам пересмотра выносятся решение, постановление об отмене судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам либо определение об отказе в пересмотре.

       Исполнение  решений арбитражного суда, вступивших  в законную силу, осуществляется  по правилам исполнительного производства, предусмотренным Федеральным законом "Об исполнительном производстве". 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Практическая  часть.

    Задача 1. 

    Краснов был  принят на работу в автокомбинат №3 в качестве водителя. Сначала он работал на легковом автомобиле. Однако через полгода приказом по комбинату Краснов, имеющий право на управление автотранспортом различной категории, был переведен на автобус. Краснов отказался переводится на автобус, мотивируя это тем, что перевод осуществлен без его согласия. За отказ от выполнения приказа администрация объявила ему выговор. Краснов обжаловал наложенное на него дисциплинарное взыскание.

    1. В праве или нет наложить администрация дисциплинарное наказание в данной ситуации?

      Статья 192. Дисциплинарные взыскания

      За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных  на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие  дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение  по соответствующим основаниям. 

    1. В какой  орган должен обратиться Краснов  для разрешения спора?

      Краснов должен обратиться в комиссию по трудовым спорам. 

    1. Какое решение  должен принять орган рассматривающий  спор?
     

    Согласно статье 72 ТК РФ:

     Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.  

     В свяи  с чем, если у Краснова ничего  не изменилось кроме агрегата, то комиссия не удовлетворит  жалобу и признает действия  администрации (при условии соблюдения  процедуры объявления взыскания)  правомерными. 
     
     
     
     
     
     
     

    Задача 2.

    Ливанов  построил жилой дом, допустив нарушение  утвержденного проекта. Вместо двухэтажного, Ливанов возвел трехэтажный дом, жилая площадь в доме составила 110м.кв.,против 60м.кв.,предусмотренной проектом. На участке соорудил теплицу и гараж, которые по проекту не значились, и обнес участок забором, более чем в два раза превышающий тот, который был ему отведен. Комиссия поселковой администрации отказалась принять дом и потребовала от Ливанова привести дом в соответствии с проектом, снести теплицу и гараж перенести забор. Ливанов  требования комиссии выполнить отказался, мотивируя тем, что поскольку с ним заключен договор на строительство дома,  возникший спор может быть решен только судом.  К тому же к моменту рассмотрения спора, ограничение в размерах сооруженных гражданами жилых домов было отменено.  По этому Ливанов считает, что ранее утвержденный проект нужно привести в соответствие с возведенным на участке сооружениями. 

    1. Как и в  каком порядке должен быть решен  спор?
    2. Что может предпринять администрация в случае не выполнения Ливановым своих требований.

    Возникший спор может быть решен только в  суде.

    Статья 222.ГК РФ  Самовольная постройка

    3пункт.  Право собственности на самовольную  постройку может быть признано  судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

      Право собственности на самовольную  постройку не может быть признано  за указанным лицом, если сохранение  постройки нарушает права и  охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    3. Неточности в проекте будут  устранятся за счет Ливанова, т.к он должен был до сдачи  дома исправить проект. 
     
     
     
     

    Список  литературы. 

    1. Гражданский  кодекс РФ

    2.Трудовой  кодекс РФ. 

    3.Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ 

    4.Арбитражный процесс. Учебник/Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003

    5.Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", от 26 октября 2002 г. (N 127-ФЗ).

    6.Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. - М., 2009 - 480с.

    7.Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. // Под ред. Яковлева В.Ф., Юкова М.К.- М.: Изд-во "Городец", 2009.

    Информация о работе Рассмотрение хозяйственных споров предприятий Арбитражными судами