Императорский дворец в Пекине

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:41, доклад

Описание работы

В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично друг против друга.

Работа содержит 1 файл

Красногорова А.Д.ДАС-04-2.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Дворец  Куньнингун был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. В период Минской династии в нем была опочивальня императриц. В период Цинской династии этот дворец использовался по назначению только во время свадьбы императоров, обычно в его приемных комнатах устраивались религиозные церемонии поклонения духам и приношение им жертв. После свадебной церемонии императрица должны была прожить здесь три дня.   

Позади дворца Куньнингун находится выставка самых  разнообразных часов.   

По объему дворцы Цяньнингун, Цяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трем большим  павильонам внешнего двора.   

За  дворцом Куньнингун - ворота Куньнинмэнь. За ними раскинулся пышный императорский сад Юйхуаюань. Через этот императорский сад дорога приводит к выходу Шэньумэнь («Ворота всемогущих духов»).   

По обе  стороны центральной линии ансамблей разместился лабиринт дворцов, двориков, соединенных друг с другом проходами и воротами. Это целый мир, когда-то отрезанный от жизни, но богатый, пышный и строго регламентированный. В этих дворцах жили император, императрица, наложницы императора, его дети, родичи - верхушка феодально - крепостнической власти, свергнутой в результате буржуазной революции 1911 г.   

В основные западные дворцы и павильоны (построенные  при Минской династии) входят:  

Павильон  Тайцзидянь был построен при Минской  династии, перестроен в 1683 г. Сейчас здесь  помещается выставка художественных эмалевых изделий.   

Дворец Юншоугун («Дворец вечного долголетия»)был  построен при Минской династии. В  течение 200 лет этот дворец был складом  для павильона Янсиндянь («Павильон  сбережения сердца»). Сейчас здесь экспонируются  лаковые изделия.   

Дворец Чанчуньгун («Дворец вечной весны») был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Здесь находится гроб жены императора Цзяньлуна. В 1884 г. при императрице  Цыси здесь устраивали музыкальную  драму.   

Дворец Сяньфугун  был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Когда умирал кто-нибудь из родичей императоров, то здесь они пребывали в трауре. Сейчас здесь помещается выставка письменных принадлежностей.   

Дворец Икунгун  был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. Здесь теперь тоже экспонируются художественные эмалевые изделия.   

Дворец Чусюгун  был построен тоже при Минской  династии. Жена императора Цзяцина  одно время жила здесь. Здесь также  жила императрица Цыси, когда она  была ещё наложницей и потом, когда  управляла страной.   

Вышеприведенные дворцы и павильоны являются основными  в западной половине, но интересно  будет узнать кое-что и о Дворце Тихэдянь, который был построен в 1802 г. Здесь Цыси выбирала невесту  для сына-императора Гуансюй. Сейчас здесь экспонируются художественные эмалевые изделия.   

Ещё нельзя не упомянуть о Павильоне Янсиньдянь. Он был построен при Минской династии. Начиная с третьего императора Юнчжена  Цинской династии, все императоры жили в этом павильоне и обсуждали  государственные дела. Здесь также принимали чиновников из разных провинций.   

В западную (часть)  входят ещё несколько  второстепенных дворцов и павильонов, как Дворец Цынингун. Он был построен при Минской династии, перестроен в 1790 г. Здесь жили матери императоров  как Минской, так и Цинской династий. Когда подходило время принцессам выходить замуж, здесь устраивались свадебные церемонии.   

Ещё Дворец Шоукангун («Дворец долголетия и  здоровья»), Дворец Шоуаньгун («Дворец  долголетия и покоя»), Павильон Чунсидянь («Павильон весенних радостей»), ещё есть небольшой сад - Цынин («Сад доброты и покоя»). Южнее, недалеко от ворот Умэнь, расположены Павильоны Цзиньсыдянь, Уиндянь и ещё несколько сооружений. Сейчас здесь находится выставка прикладного искусства Минской и Цинской эпох. Помещения частично заняты под выставку, рассказывающую о жизни императриц.   
 
 

А в восточные основные дворцы и павильоны (построенные  также при Минской  династии) входят:  

Дворец Цзинжэньгун, Дворец Чэнцяньгун, Дворец Чжунцуйгун, Дворец Яньсигун, Дворец Юнхэгун, Дворец Цзиньянгун («Дворец солнечного пейзажа»).   

Кроме этих шести дворцов, в этой половине тоже есть немало второстепенных дворцов  и павильонов.   

Надо ещё  упомянуть знаменитую «Стену девяти драконов», сооруженную в восточной  части Запретного города у ворот Хуанцзимэнь. Она является копией такой же стены в парке Бэйхай. Эта стена украшена сложными и искусными узорами и выложена глазурованным многоцветным кирпичом. Она поражает яркостью красок, большой выразительностью и динамичностью изображений девяти фиолетовых и желтых, извивающихся на зеленом фоне драконов. «Стена девяти драконов» - произведение подлинно народного искусства.   

При династиях  Мин Дворец Гугун служил политическим центром китайской империи.   

В 1912 году на второй год Синьхайской революции, последний китайский император Цинской династии Пу И отрекся от престола, но продолжал жить во дворце. Пуи в течение 13 лет раздарил, заложил и продал множество древних реликвий. Таким образом, из дворца утекли многие ценности.   

А ещё почти  накануне освобождения по указанию гоминдановского правительства книги и ценности были сложены в 13427 ящиков и 64 пакета. Оно намеревалось все это переправить на Тайвань. Однако быстрая победа в освободительной войне помешала ему осуществить этот грабеж. Удалось увезти только 2972 ящика.   

Гугун - это  гармоничный по композиции и совершенный  по планировке ансамбль дворцовых сооружений, один из красивейших средневековых  дворцовых комплексов. Построенный  в основном из дерева, Гугун служит замечательным образцом национальной китайской архитектуры. Здесь и гармоничное, умелое сочетание разных по величине и форме зданий, ворот, переходов, и многоярусные крыши с загнутыми краями, покрытые глазурованной яркой черепицей золотистого цвета, и резные створчатые стены под красным лаком.   

Замечательные китайские архитекторы создавали  все эти сооружения. Десятки тысяч  китайских тружеников вложили свой талант и труд в эти исторические памятники, созданные на веки. Огромные, расписанные цветными орнаментами, арки, искусственные озера и пруды, покрытые лилиями и бледно-розовыми лотосами, мраморные мосты, колоссальные каменные и лепные своды, стены, разрисованные яркими красками, колонны, украшенные фантастическими драконами и фениксами, неповторимы по своей красоте.   

После образования КНР Народное правительство зачислило дворец Гугун в список наиболее важных культурных памятников, охраняемых государством. Пребывавший долгое время в запущенном состоянии, старый дворец преобразился.   

Реставрированные  старинные сооружения Гугуна сияют  сейчас своими красочными украшениями. Музей Гугун, его постройки и сокровища вызывают восхищение древней культурой и искусством Китая у широких народных масс…

Императорский дворец в Пекине - «Запретный город» («Гугун»). Его особенности  и тайны в контексте  исторических событий.

Малоизвестные факты о «Запретном городе»    

  

На  иллюстрации из архива: Панорама «Запретного  города». На переднем плане виднеются  ворота «Тяньаньмэн» с портретом  Мао. Очень часто эти ворота, украшенные  портретом коммунистического вождя и лозунгами, - ворота, ставшие в таком виде визитной карточкой коммунистического Китая, чтобы не разрушать атмосферы императорского города, на многих фотографиях сознательно оставляют за кадром. Так это сделано на снимке ниже, где изображен непосредственно «Запретный город» без  ворот «Тяньаньмэн», хотя они исторически относятся к комплексу императорской резиденции.  

Итак, материал «Международного Радио  Китая» о некоторых малоизвестных  особенностях дворцового комплекса  китайских императоров в Пекине. Орфография первоисточника сохраняется:   

«Запретный  город, и по сей день приводящий в  восхищение путешественника своим блестящим великолепием, служил резиденцией императорам двух последних китайских династий - Мин и Цин, а всего здесь на протяжении 491 года правили 24 императора. Годы их правления полны многочисленными драматическими событиями, оставившими глубокий след в китайской истории. Давайте пройдемся по Запретному городу от южных ворот Умэнь до северных ворот Шэньумэнь и попытаемся приподнять завесу над некоторыми его тайнами...   
 

Сигнальная  система, спрятанная в столбах мраморной  балюстрады   

Строения  Запретного города окрашены в темно-красный цвет и крыты позолоченной черепичной кровлей. Особую прелесть придает дворцовому комплексу балюстрада из белого мрамора, которой обнесены главные дворцовые строения. Столбы и перила балюстрады покрыты искусной резьбой, кое-где она воздвигнута в несколько ярусов. Интересно, что назначение балюстрады не ограничивается декоративной целью, в ней кроме того кое-где спрятаны скрытые сигнальные устройства. Вот, например, столбики балюстрады, ограждающей малые ворота Сехэ и Сихэ, которые расположены по сторонам больших ворот Тайхэ. Головная часть этих мраморных столбиков выполнена в виде пышно расцветшего цветка, а в центре цветка скрыта шарообразная полость. В эту полость кладутся мелкие каменные шарики. Непосвященному туристу покажется, что отверстия в этих мраморных столбиках, увенчанных цветистой резьбой, - результат размывающего действия дождей, ему и в голову не придет, что отверстия эти имели и особое назначение. На самом деле они - не что иное, как потайная сигнальная система. Всякий раз, когда возникала опасность вторжения внешнего противника или пожара, охранник вставлял в сигнальное отверстие мраморного столба специальную бронзовую дудочку воронкообразной формы и начинал с силой дуть в нее. При этом каменные шарики в полости столбика приходили в движение, издавая низкий гул, напоминающий гул большой морской раковины, поднесенной к уху. Говорят, что этот сигнал можно было услышать и в отдаленных уголках Запретного города.   

Фигурки, украшающие конек  кровли  

На  всех строениях Запретного города можно  видеть керамические глазурованные  фигурки животных, украшающие конек  кровли. Некоторые фигурки имеют  застывший благообразный вид, другие выглядят более живо. Но все они играют не только декоративную роль, им в китайском зодчестве отведена важная роль неотъемлемых элементов сооружения.   

Если  встать лицом к павильону Тайхэдянь, то по обеим сторонам его кровли можно видеть глазурованные элементы в виде голов дракона. Четыре лапы воздеты вверх, на спине дракон несет меч, глаза широко открыты и выражают свирепость, а страшная пасть прочно схватывает конек кровли. В народе этого дракона называют «вторым сыном дракона» и именуют «Драконом Вэнь». В представлении китайцев эпох Мин и Цин дракон Вэнь был способен тушить пожары и устранять другие бедствия. Примечательно месторасположение драконьей головы: она охватывает узловую часть, где сходятся горизонтальный конек кровли и ниспадаюший черепичный ряд. Именно в этом месте легко возникает течь во время дождя. Так что драконья голова служит надежным скрепляющим элементом.   

В том месте кровли, где она переходит  в свой взлетающий участок, выстроились  в ряд маленькие глазурованные  фигурки. Возглавляет ряд святой, едущий верхом на фениксе, за ним выстроились одна за другой фигурки животных, а конец ряда венчает более крупная голова мифического существа. Число фигурок в ряду определяется рангом и важностью здания, на кровле большого здания можно насчитать до 10 скульптурных изображений, а на кровле незначительного сооружения может быть лишь одна едва заметная фигурка. Существуют строгие правила и касательно порядка их расположения. Образы, запечатленные в кровельных фигурках, являются персонажами мифов. Некоторые из них олицетворяют благополучие, другие - храбрость и суровую непреклонность. Издали они напоминают небесных воинов, слетевших с небес и остановившихся над бездной. Их можно представить также в роли богов, спустившихся на кровлю для того, чтобы наблюдать за людскими тайнами.   

Традиция  украшать конек кровли мифическими  фигурками не только преследует цель придать зданию пышность, но также  является выражением пожелания благоприятной  погоды и государственного спокойствия. Гораздо более важной, чем просто декоративное украшение, выглядит роль кровельных фигурок в предупреждении течи кровли. Эти элементы декорации также выражают идею благополучия и призваны служить амулетом, отпугивающим несчастье.    
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Императорский дворец в Пекине