Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция

Описание работы

Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.

Работа содержит 1 файл

Индустриальный Этап в развитии архит пром сооружений.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

???  Поиски нового стиля, осмысление новых технических форм, конструкций и материалов наиболее ярко воплощал в своих проектных фантазиях архитектор Яков Чернихов (рис. 59).

В 1925 году в Москве архитектором Борисом Гладковым было запроектировано здание аэродинамической трубы ЦАГИ, которое можно поставить в один ряд с лучшими мировыми сооружениями новой архитектуры того времени (рис. 62). Комплекс предназначался для проведения исследований бурно развивавшейся авиационной промышленности и являлся уникальным для того времени. Архитектура комплекса отражала характер нового социалистического общества. Здание аэродинамической трубы было скомпоновано из различных по функциональному назначению объемов — помещения для собственно аэродинамической трубы, башни ветряка, винтомоторной, помещений лабораторного оборудования, кабинетов научной работы, бытовых и подсобных помещений.

Свой вклад в развитие конструктивизма сделал и такой известный советский архитектор, как И. Жолтовский. Так, по его проекту было сооружено здание электростанции в Москве (МОГЭС), архитектура которой имеет своеобразный и необычный для объектов энергетического назначения облик (рис. 63). Благодаря использованию легких ограждающих конструкций в виде больших остекленных витражей, сооружение не кажется тяжелым или мрачным, несмотря на свои значительные размеры и громоздкое оборудование. Оформленная в виде ритма прозрачных вертикальных стеклянных эркеров стена контрастно сочетается с массивными объемами металлических дымовых труб.

Выразительным и новаторским  по объемному формированию, где образы конструктивизма нашли яркое воплощение, является здание Свердловского дома связи, построенное в 1934 году по проекту архитектора Соломонова (рис. 65). Здание размещается на одной из центральных городских улиц и запроектировано в соответствии с логикой протекающих в нем процессов. Красота функциональной архитектуры находит свое выражение в тяжелой монументальности глухих объемов, предназначенных для размещения оборудования, обеспечивающего все виды городской и междугородной связи, их сочетании с остеклением операционных залов.

Совершенно другим подходом отличается также построенный в  Свердловске архитектором Д. Фридманом в 1930-е годы гигантский Дом промышленности, представляющий собой универсальное производственное здание, предназначенное для размещения проектных бюро и разнообразных производств без тяжелого оборудования (рис. 64). Это сооружение в стиле конструктивизма решено в виде простого объема периметральной формы с внутренним двором. Несмотря на крупные размеры, здание не подавляет прилегающую городскую застройку, благодаря большому проценту остекления наружных ограждений и сочетанию различных приемов организации окон.

В 1932 году было закончено  строительство Днепровской гидроэлектростанции  — выдающегося произведения советского и мирового промышленного зодчества, отражавшего эстетические принципы периода первых пятилеток (архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов). За четыре года была создана одна из крупнейших

в то время гидроэлектростанций  в мире и самая большая в  Европе с силовыми агрегатами такой  мощности, какие до этого в мировой  практике не применялись (рис. 69). Монументальную архитектуру комплекса формирует огромный криволинейный объем тела плотины с четким ритмическим чередованием строгих вертикальных железобетонных пилонов и водопропускных устройств в сочетании с прилегающим горизонтальным, достаточно цельным объемом машинного зала станции, контрастирующим «ажурности» плотины.

Днепрогэс была одним  из наиболее ярких примеров создания выразительной функциональной архитектуры на базе новейшей техники с максимальной автоматизацией, чистотой процесса и полноценными условиями труда для персонала. Во время войны станция была немцами разрушена и восстановлена в 1944—50 годы.

В начале 30-х годов  постепенно заканчивается период активных творческих поисков в направлении конструктивизма в советской архитектуре, что было связано с меняющимися социально-политическими установками руководства страны и в какой-то мере с кризисом самого конструктивизма.

Еще в 1920 году советское  правительство начало разработку первого  в истории общегосударственного плана развития народного хозяйства, предусматривавшего в первую очередь подъем тяжелой промышленности, транспорта и энергетики. В его основе лежал план электрификации всей промышленности России — ГОЭЛРО. Чтобы понять масштабы промышленного строительства того времени, можно проследить основные этапы развития советской индустрии в межвоенный период и привести некоторые цифры.

За первую пятилетку  в 1928—1932 годы было построено 1500 промышленных предприятий. В это время были созданы крупные отрасли металлургической, авиационной, автотракторной, химической промышленности, построены

такие гиганты тяжелой  промышленности, как крупнейший в СССР и в Европе Магнитогорский металлургический комбинат, крупнейший машиностроительный завод «Уралмаш» в Свердловске, автомобильные и тракторные заводы в Москве, Горьком, Харькове, Сталинграде, Челябинске, сооружались комбинат «Запорож- сталь», Новокраматорский машиностроительный, Луганский паровозостроительный. Волховский алюминиевый заводы, трубопрокатные в Днепропетровске, Жданове (Мариуполь), крупнейшие цементные, текстильные, маслозаводы, хлебозаводы, элеваторы. К концу 1932 года в различных районах страны вошло в строй 46 крупных районных электростанций. Строительство велось в кратчайшие сроки. Так, заложенный в 1928 году УЗТМ в Свердловске вошел в строй уже в 1933 году. Для внедрения передовых технологий и приемов организации предприятий в страну привлекались специалисты из-за рубежа, в том числе из США. Используя передовой зарубежный опыт и достижения отечественной промышленности, были созданы комплексы, превзошедшие зарубежные аналоги. Страна быстро и уверенно входила в число передовых индустриальных держав. Объем промышленной продукции за первую пятилетку вырос более чем в два раза. Страна была похожа на огромную строительную площадку. За вторую пятилетку с 1933 по 1937 год было построено в 3 раза больше — 4500 крупных промышленных предприятий. За три года третьей пятилетки производство промышленной продукции выросло на 45%, в том числе в машиностроении на 70%. Благодаря индустриализации страна встала в один ряд с ведущими мировыми странами и с созданным мощным экономическим потенциалом смогла победить немецких захватчиков во вторую мировую войну. Новые предприятия строились на основе самых передовых методов и технологий того времени, и многие из них послужили образцами новой промышленной архитектуры [6].

Начало типизации  промышленных зданий и унификации основных строительных размеров относится к 1933 году, когда были регламентированы размеры пролетных мостовых кранов отечественного производства и в зависимости от них установлены основные параметры строительных конструкций, сетки колонн были унифицированы кратно 3 м. В 1939 году были утверждены типовые секции, в которых принимались стандартные пролеты, что имело большое значение при создании объемно-планиро- вочного решения заводских корпусов и дальнейшей стандартизации блоков и целых зданий [6].

 

Огромное влияние на развитие архитектуры гигантов отечественной  индустрии оказало сотрудничество в 1930—32 годы с американскими специалистами и, в частности, с архитектором А. Каном, который даже перенес сюда свою мастерскую. Благодаря этому нами были освоены передовые американские методы строительства, зачастую тогда еще не применяемые западноевропейскими специалистами. Так, в первой пятилетке по американскому образцу стал формироваться тип одноэтажного многопролетного здания с внутренними водостоками, с продольными световыми фонарями, в одном огромном корпусе которого сосредоточивалось несколько цехов ,но При этом генеральный план становился компактным и более экономичным. Так, механосборочный цех Челябинского тракторного завода имел длину 540 м, ширину 156 м, площадь всех цехов превышала 180 га.

Такие здания, на основе американских технологий, позволяли совместить эффективное действие естественной вентиляции с достаточной равномерностью и силой освещения. С использованием этих методов было построено значительное число зданий таких гигантов, как Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, Горьковский автозавод, Нижне-Тагильский  вагонозаводы.

 

 

3.2. Научно-техническая революция

и кризис архитектуры функционализма в промышленной архитектуре

С окончанием второй мировой  войны промышленность всех стран начала после восстановления интенсивно развиваться в мирных условиях с использованием новых технологий и передовых методов, многие из которых были получены в напряженные военные годы. Во время войны промышленное строительство велось во всех воевавших странах для обеспечения их обороноспособности и даже в странах, не участвовавших в боевых действиях. В Советском Союзе заводы эвакуировались из европейской части на восток, в глубь страны, где на основе эвакуированных заводов после войны формировались новые индустриальные центры. Американцы, избежавшие разрушений, интенсивно наращивали промышленный потенциал как во время войны, так и по ее завершении.

Рассматривая послевоенное развитие промышленной архитектуры в европейских странах, Америке и Советском Союзе, можно выделить общие для них черты и специфические, характерные для каждого из регионов. Прежде всего, можно сказать, что в целом для всех рассматриваемых стран было характерно дальнейшее развитие и совершенствование функционального направления в архитектуре. В послевоенные годы архитекторы большей частью строили здания, архитектура которых носила функциональный характер. Увеличение объемов промышленного строительства, повышение эффективности новых предприятий становятся в ряду основных задач в послевоенном строительстве. При этом, благодаря развитию средств информации, для всех промышленно развитых стран в этот период в целом характерен широкий взаимообмен архитектурными и техническими идеями.

В 1960-е годы получает дальнейшее развитие появившийся в Америке еще до войны новый тип цеха — с искусственным микроклиматом, распространившийся и на другие регионы. Во всех странах начинают сооружать «герметичные» здания — цеха, в которых предъявляются жесткие требования к внутреннему режиму в помещениях, предполагающие постоянство температуры и влажности, отсутствие пыли, в некоторых случаях отсутствие внешней вибрации, производимой городским транспортом и технологическим оборудованием внутри здания.

В противоположность  американским особенностью производственных зданий в европейских странах была «пестрота» их конструктивного и планировочного решений. В европейских странах редко можно встретить в этот период два одинаковых производственных здания. Гибкость планировочного решения достигается применением большепролетных зданий с пролетами размером 30 м и более. Важнейшим отличием европейских зданий было то, что в конструкциях покрытия, как правило, устраивались фонари верхнего света, обеспечивавшие естественное освещение помещений. Это отличие было обусловлено экономическими соображениями и стремлением создания условий, обеспечивающих повышение производительности труда. Специалисты европейских стран проектировали несущие конструкции покрытий с учетом максимальной экономии материалов

 что было особенно  характерно для промышленного  строительства в ФРГ [43].

Особенности социально-экономических  условий формирования промышленности в СССР нашли свое отражение на размерах создаваемых здесь предприятий. В нашей стране предприятия развивались в рамках централизованной государственной экономики, способной концентрировать значительные финансовые ресурсы на необходимых направлениях, и это выразилось в сохранявшейся в послевоенные годы в СССР стабильной тенденции к росту размеров создаваемых предприятий. В СССР был накоплен богатый опыт успешного строительства крупнейших промышленных комплексов, объединенных в гигантские промрайоны.

 

3.2.1. Промышленная архитектура европейских стран

Сравнивая архитектурно-композиционные аспекты формирования послевоенной промышленности в Европе, США и СССР, можно сказать, что наиболее интересные примеры дали европейские архитекторы и проектировщики

Самые яркие производственные здания в этот период были созданы в Европе, благодаря сделанным здесь важным техническим открытиям — разработке большепролетных конструкций покрытий — железобетонных оболочек, складок, металлических вантовых и перекрестно- стержневых конструкций (ПСК).

 

Значительным достижением  в области перекрытий больших пролетов было изобретение П. Нерви еще в 1940-е годы нового строительного материала, так называемого армоцемента — сборных или монолитных тонкостенных элементов, выполненных из стальной проволочной плетеной сетки, покрытой несколькими слоями цементного раствора. Железобетон стал использоваться для создания оболочек — изогнутых цилиндрических поверхностей или поверхностей двоякой кривизны, представляющих собой пространственные несущие конструкции. Под действием равномерно распределенной постоянной нагрузки в оболочке возникают только взаимно уравновешивающиеся нормальные и поперечные усилия, и, поскольку в них не возникает изгибающих моментов, оболочки могли быть очень тонкими с толщиной практически от 4 до 10 см, в среднем 6 см.

Примером успешного использования оболочек в производственном здании является фабрика резиновых изделий в Бринмоуре в Южном Уэльсе, запроектированная кооперативным содружеством архитекторов Лондона. Фабрика была построена в 1945—51 годах и являлась одним из самых передовых предприятий Англии 74).

Не менее заметным явлением в европейской промышленной архитектуре было сооруженное в  Госсау в Швейцарии здание ткацкой  фабрики резиновой тесьмы (архитекторы  Данцейзен и Фозер, Санкт-Галлен; инж. Г. Хосдорф). Фабричный корпус имел полезную площадь около 1400 м2. В целях обеспечения возможности любой расстановки ткацких станков при их усовершенствовании помещение длиной 50,7 м при пролете 28,5 м перекрыто шестью одинаковыми оболочками и одной аналогичной им торцевой (рис. 75). Железобетонные цилиндрические оболочки толщиной 6—12 см с опорами на уровне земли были поставлены под углом в 70° к горизонту, их наклон обеспечивал хорошее естественное освещение помещений и одновременно исключал непосредственное попадание солнечных лучей в производственное помещение. В здании поддерживалась постоянная температура и влажность воздуха автоматизированной установкой для кондиционирования.

Использование пространственных конструкций можно проиллюстрировать на примере полиграфического предприятия в г. Тапиола в Финляндии. Трехэтажное здание конструктивно состоит из восьми секций, покрытие которых выполнено в пространственных металлических конструкциях (рис. 80). Каждая из секций опирается на несущую железобетонную опору по центру секции, в пространстве которой размещаются объекты обслуживающего назначения. Кроме того, конструкция покрытия крепится к опорам вантовыми растяжками. Вынесенные наружу объемы опор и растяжки в контрасте с цельной основной коробкой здания придают зданию выразительный силуэт. Необходимо также отметить, что при сооружении этого предприятия в лесу ставилась задача максимального сохранения природного окружения.

Ярким примером творческого  подхода к проектированию производственного здания, созданию выразительного облика, благодаря применению висячих вантовых конструкций в комбинации с металлическими пространственными конструкциями, является здание бумажной фабрики Бурго в Мантуе, построенное в 1962 году по проекту инженеров П. Нерви и Д. Ковре (рис. 76). Покрытие фабрики представляет собой уникальную конструкцию и осуществляется с помощью четырех главных металлических балок, подвешенных к четырем стальным вантам, опирающимся на железобетонные рамы. Средний пролет между рамами имеет в длину 163 м

3.2.2. Промышленная архитектура США

Американские архитекторы  в этот период продолжали совершенствовать промышленную застройку с позиций  максимальной рациональности и утилитарности. В противоположность европейским странам, где ощущался недостаток в свободных земельных участках большой площади и где поэтому достаточно широко применялось многоэтажное строительство,

Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений