Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция

Описание работы

Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.

Работа содержит 1 файл

Индустриальный Этап в развитии архит пром сооружений.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Задачи максимальной экономии, типизации и индустриализации привели к повсеместному применению стандартизированных унифицированных конструкций с упрощенными объемно- пространственными параметрами. Самым оптимальным видом промышленной застройки стал чистый производственный блок прямоугольной формы, «закрытая коробка», импортированная из США — универсальный модуль — идеальная форма для организации всех видов технологических процессов — бездушная постройка, не украшавшая город и не создававшая эмоцио-

 

нально нормальную или благоприятную производственную среду, и в которой можно с трудом различить некоторые цветовые решения и найти несколько квадратных метров для социальных нужд. В качестве образца такого рода архитектуры можно привести построенный в 1954 году в США пропеллерный завод «Гамильтон-Стандарт» (рис. 83), здание которого решено без всяких претензий на поиски эстетики, в виде обстроенной вспомогательными пристройками действительно «стандартной» коробки, варианты которой можно встретить во всем мире и по настоящее время.

Отрицательному восприятию промышленной среды, наряду с гигантскими  размерами многих корпусов и формируемых  ими пространств, зачастую также способствовала ее насыщенность инженерным оборудованием — нагромождениями труб, эстакад и сложного открытого технологического оборудования, непонятными для не связанного с производством человека. Промышленность стала ассоциироваться с загрязнением, шумом и недостатком света, многие архитектурные решения создавали впечатление о предприятии как о крепости, отдельном мире, с блоками без окон, унылым видом, высокими стенами и охраняемыми входами, нарушающем гармонию городских образований. Психологическое отчуждение предприятий в глазах горожан было связано и с закрытым характером территории предприятий для обычных жителей. «Закрытая коробка» стала единственной моделью для конструкторов и широкой публики, типичным образом промышленного мира, секретного, замкнутого в самом себе, стоящего в стороне от жизни. Экономия на выразительных формах и конструкциях привела к тому, что люди уже не хотели работать в громадных серых безликих зданиях, отличавшихся в лучшем случае рисунком фасадной плоскости.

В результате даже архитектура  Л. Мис ван дер Роэ, который, используя  достижения промышленной технологии, довел упрощение и геометризацию формы до предела рафинированности, надоела и превратилась в своего рода штамп, постройки ортодоксального функционализма стали называть «архитектурой для нелюдей». Бывшие отдельные всплески архитектурной мысли в промышленности, характерные

в большей степени  для некрупных по размерам предприятий, были редким исключением в огромной массе однообразных цехов, ничего не говорящих о протекающих в них процессах, с одинаковым для различных видов производств и отраслей промышленности внешним обликом. Человек мог прожить всю жизнь рядом с заводом и не знать, что в нем размещено и что там происходит. Даже в тех предприятиях, где «оболочка» здания была проработана, искусно оформлена сложными выступами и конструкциями, это не меняло по сути ничего в организации производственной среды и рабочего места. Со всей очевидностью назревала необходимость поиска новых путей дальнейшего развития промышленной архитектуры.

Но не только эстетические недостатки производственной застройки послужили причиной необходимости перемен. Потрясший западную экономику в 1973 году энергетический кризис вызвал замедление роста промышленного производства и сделал актуальными новые задачи — развитие энергосберегающих технологий и использование альтернативных видов энергии и топлива, необходимость значительного увеличения продуктивности и особенно улучшения качества продукции. Кризис функционализма и появление новых подходов к формированию производства были вызваны также и изменившимися условиями формирования самой промышленности. Появление новых видов производства, активное внедрение экологически чистых технологий, сделавших основную часть предприятий безвредными в санитарном отношении, произошедшая научно-техническая революция вместе с новыми социальными и эстетическими требованиями, предъявлявшимися к промышленности в целом, кардинально изменили представления о промышленной архитектуре и ее роли в городах.

Все это послужило  причиной завершения этапа с безоговорочно  функциональным подходом в архитектуре предприятий и о начале с 1970-х годов следующего, так называемого постиндустриального этапа в развитии промышленной архитектуры, а произошедшие перемены можно назвать третьей промышленной революцией, постиндустриальной, соизмеримой по своей значимости и радикальности с предыдущими двумя.

 

 

4. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Рассматривая развитие промышленной архитектуры последнего периода, необходимо отметить, что новые прогрессивные решения были характерны в основном для промышленной застройки развитых зарубежных стран, тогда как развитие архитектуры отечественных предприятий в 1970—80-е годы продолжалось в русле старых тенденций, а в начале 1990-х годов практически остановилось. При этом большинство выразительных, интересных в архитектурном отношении предприятий этого периода, за редким исключением, относятся к работам архитекторов стран Западной Европы.

В промышленной архитектуре  развитых стран с начала 1970-х годов  происходит кардинальная трансформация, коснувшаяся не только сферы технологии и организации производства, но и выразившаяся в качественных переменах в эстетическом формировании предприятий, в организации условий труда, в их размещении в структуре города. Благодаря изменившимся условиям организации предприятий, технологическим новшествам промышленная архитектура начинает активно впитывать новые концепции, совершенствоваться и меняться в соответствии с предъявляемыми к ней новыми требованиями. Активно развивающиеся автоматизация производственных процессов, информатика, компьютеризация и современнейшая оргтехника, робототехника с роботами, управляемыми на расстоянии, автоматическое информационное складирование радикально расширяют границы новых направлений в организации производства и труда.

Улучшение условий для  работы, экономия энергии, положенные в основу новых технологий, становятся определяющими в новых подходах к концепции рабочего места на промышленном производстве. Монотонная работа на конвейере, бывшем на протяжении XX века символом эффективности организации производства и в целом рациональности архитектуры и жизнеустройства, уходит в прошлое и становится уделом автоматов и роботов. Предприятие со стальным лицом, черным от дыма, меняет свою внешность и становится более индивидуальным и гуманным. Промышленная архитектура, переживающая глобальные перемены, облагораживается, становится более точной, более строгой. меняет формы и объемы, обогащается и технически, становится более результативной. ЗИсоиомичность производства, влияние техноло

гического оборудования перестают быть ведущими факторами в формировании архитектуры производственного здания. Пространственная организация новых сооружений становится настолько многообразной, что далеко выходит за рамки сложившейся типологии и уже с трудом поддается систематизации, а сами производственные объекты все меньше похожи на промышленные в традиционном смысле этого слова. Такие традиционно фундаментальные для формирования промышленной застройки положения, как максимальное блокирование сооружений, максимальные унификация и стандартизация зданий и их элементов, обязательное объединение предприятий в промышленные районы, уходят в прошлое как источник серости и однообразия предприятий. Громадные объединения распадаются, отвергнув промышленную зону, завод ищет свое собственное новое лицо. Промышленники открывают для себя, что здание является отдельным орудием труда и что оно может сильно влиять на продуктивность и качество продукции. Формируя предприятие, они создают целую многопрофильную команду, в которой социологи, эрго- номы, экономисты вместе с архитекторами и инженерами сообща решают различные аспекты проблемы.

Промышленная архитектура  западных стран 1970—90-х годов дает пеструю картину объектов производственного  назначения, разнообразных как по типологическим особенностям, так и по художественным характеристикам. К числу основных наиболее заметных и во многом противоположных по направленности и значимости тенденций можно отнести: сохранение функционального подхода в развитии предприятий; децентрализация производства и активное развитие малых и средних предприятий; развитие универсальных, приспособленных к технологической трансформации зданий; гуманизация промышленной застройки и новое звучание промышленного образа в архитектуре; включение в производственный процесс исследовательской, дистрибь- ютерской и других непроизводственных функций.

Отмеченные тенденции  являются отражением новых процессов и изменений в структуре производства, которые наряду с последовавшими достижениями в области компьютеризации и информационного обеспечения, разделением труда между регионами в рамках глобализации, всеобщим распространением комфортности и увеличением свободного времени в дальнейшей

 

эволюции создали предпосылки  для формирования, так называемой, постиндустриальной цивилизации и для начала в 1970-е годы нового постиндустриального этапа в развитии промышленной архитектуры, дальнейшие перспективы которого пока трудно предвидеть. Начинает формироваться постиндустриальное общество, в котором сфера услуг, наука и образование получают приоритетное развитие и начинают превалировать над объемом промышленного производства и сельского хозяйства, прогресс общества все больше измеряется успехами в области знания.

4.1. Сохранение функционализма в архитектуре

Одной из основных тенденций  рассматриваемого периода являлась сохранившаяся глубокая взаимосвязь промышленной архитектуры с формообразующими принципами функционализма, хотя во многом он уже трансформировался и не был так ортодоксален. Эти принципы оказались в промышленной архитектуре, в отличие от гражданской, достаточно устойчивыми и в условиях активного развития получившими в 1970—80-е годы широкое распространение разнообразных творческих направлений, объединяемых термином «постмодернизм» [4]. Функциональное направление отражало традиционную ориентацию архитекторов, работающих в промышленном строительстве, на производственный процесс как ведущий фактор формообразования.

В наибольшей степени  такая тенденция была характерна для производств со сложным и крупногабаритным технологическим оборудованием — энергетических, нефтегазодобывающих и перерабатывающих, мусороперерабатывающих. Выразительность и разнообразие архитектуры сооружений этих предприятий определялись многообразием проходящих производственных процессов и выражались в монументальности и красоте объемов и форм конструкций, промышленных образах открытых установок и агрегатов, переплетений труб и несущих открытых каркасов, емкостей для хранения сыпучих материалов, жидкостей и газов (табл. 20). Объемно- пространственная структура таких промышленных зданий жестко детерминирована технологией, и архитектор в значительно большей степени, чем в остальном строительстве, здесь связан заданностью величин производственных площадей, габаритами и расположением оборудования, элементов инженерной инфраструктуры и ограничен в своих творческих поисках. Следствием таких жестких производственных, рамок, возможно, стало отсутствие в такой передовой по

технологическим разработкам отрасли, как атомная энергетика, ярких новаторских примеров в архитектуре атомных электростанций. Хотя и эти комплексы выразительны своей строгой логикой и масштабностью сложных форм (рис. 93).

Функциональный подход был характерен и для таких  высокотехнологичных предприятий, как авиационные и аэрокосмические — гигантских производственных ангаров, архитектура которых строится на выразительности большепролетных конструкций покрытий, которые для уменьшения эксплуатируемого объема здания стали выноситься наружу и определять своеобразие его облика (рис. 94). Сооружаемые под конкретную технологию, такие здания в основе своей представляют замкнутую оболочку, не отражающую ни параметры размещенного внутри оборудования, ни характер протекающих в них процессов. Так, уникальное гигантское здание цеха вертикальной сборки космических ракет на мысе Канаверал в США высотой 150 метров поражает своими размерами и отражает грандиозность аэрокосмических технологий — высота здания определяется размерами корабля, который после сборки в таком же вертикальном положении через гигантские, на всю высоту здания, раздвижные ворота вывозится специальной передвижной платформой на гусеничном ходу на располагаемую вблизи стартовую площадку. Архитектура здания проста по формам, лаконична, что характерно для американской промышленной архитектуры. В противоположность этому гигантскому корпусу структура лабораторно-исследовательского здания НАСА, в котором имитируются и изучаются пространственные параметры среды космического корабля, также жестко задана требованиями технологии. В этом случае архитектура здания активно отражает специфику происходящих в нем процессов и формируемых пространств. Объем решен в виде пластичных цилиндрических капсул, придающих сооружению неожиданный и запоминающийся футуристический облик (рис. 97).

Другим выражением функционализма в этот период были сооружения, не так  жестко ограниченные технологическими рамками и допускавшие различного рода поиски в формообразовании и многообразие решений, свободу творчества. Это в большей степени было характерно для небольших производств, где архитектор мог по своему творческому усмотрению подчинять или не подчинять облик своего здания технологии и в которых наряду с решением производственных вопросов успешно решаются задачи социальные и композиционные.

Примером активного  влияния функциональной организации на пространственную структуру

 

 

предприятия, не относящего к тяжелой промышленности, явился запроектированный в 1973 году архитектором К. Мунком пивоваренный завод «Carlsberg Brewery Ltd» в Норд- хемптоне, Великобритания (рис. 103). Производственный корпус представляет собой одноэтажное в целом, разновысотное здание, прямоугольной конфигурации в плане, с подвалом. В здании сблокированы все производственные отделения, подсобно-вспомогательные, бытовые, энергетические и складские помещения. Отделения размещены в соответствии с последовательностью технологического процесса приготовления пива. Наружные и внутренние продольные несущие стены здания выполнены из монолитного железобетона. Необычная выразительная форма производственного здания с динамичным силуэтом и ступенчатым профилем стен возникла в результате стремления автора к минимализации его объема за счет следования конфигурации наружного ограждения и покрытия пространственному расположению технологического оборудования.

Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений