Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция

Описание работы

Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.

Работа содержит 1 файл

Индустриальный Этап в развитии архит пром сооружений.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Также функциональный подход был связан с отражением в архитектуре  методов строительного производства и конструктивных принципов построения зданий. Для промышленных объектов данного периода характерно акцентирование внимания на конструктивном решении, что получает весьма разнообразную трактовку в различных ситуациях. В 1970-е годы продолжается начавшееся еще в 1960-е годы сотрудничество архитекторов и инженеров в области конструирования несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий из сборных конструкций и деталей индустриального изготовления, целью которого был не только поиск новых конструктивных решений, но и стремление к художественной выразительности. Яркой иллюстрацией может служить разработка новых типов конструкций одно- и многоэтажных производственных зданий из железобетона, предпринятая в Италии в 1960—70-е годы под руководством архитектора А. Маджаротти. Его конструкции отличают удобная в изготовлении и монтаже форма отдельных деталей, высокая рациональность использования несущей способности конструкционных материалов (рис. 102). В постройках А. Маджаротти открыто расположенные несущие конструкции играют важную формообразующую роль и в ряде случаев становятся элементами, определяющими главную композиционную тему фасадов.

Развитием архитектуры  производственных зданий в рамках функционализма с использованием индустриальных методов строительства также были сооружения из легких металлических конструкций. Широкое внедрение в промыш

ленное строительство  легких пространственных конструкций  из металлических стержней относится еще к началу 60-х годов. Возможность перекрытия больших пролетов при редком расположении внутренних опор в сочетании с небольшой металлоемкостью, индустриальностью изготовления, простотой и высокой скоростью монтажа оказалась чрезвычайно привлекательной и способствовала повсеместному распространению этих конструкций и широкому использованию их в промышленном строительстве. Принципиальное изменение несущей конструктивной основы производственных объектов повлекло за собой последовательную трансформацию всех остальных частей и элементов здания — ограждающих конструкций, структуры расположения инженерного оборудования и коммуникаций, что оказало сильное влияние на отношение к художественно-образным задачам архитектуры новых промышленных объектов.

Если раньше задача архитекторов состояла главным образом в том, чтобы максимально зрительно очистить помещения предприятий от сетей инженерной инфраструктуры, поместив их в специальных шахтах или за экранами подвесных потолков, то сейчас позиция в корне изменилась. С одной стороны, технологическое оборудование выставляется напоказ, к нему привлекается всеобщее внимание, а с другой — внутреннее пространство может оставаться свободным от вспомогательной инфраструктуры. Технологические системы обслуживания зданий и вспомогательное технологическое оборудование — воздухоза- борные устройства, трубопроводы, воздуховоды, вынесенные из подвалов и чердаков в интерьеры и на фасады зданий, стали ведущими стилеоб- разующими элементами архитектурных сооружений. На рисунке 104 показан молокозавод в Оулу, Финляндия, архитектора А. Катаджамаки, в котором выразительность зданию придают динамичный характер объемов сооружения, акцентирование композиции застройки вертикальными объемами емкостей для хранения жидких компонентов, а также контраст облицованных металлом светлых стен и вынесенных наружу темных несущих конструкций, совмещенных с системой технологических трубопроводов.

В последующие годы функциональное направление продолжалось в промышленной архитектуре, оставаясь в числе ведущих и используя все последующие достижения в сфере технологий и конструкций. При всей важности и выразительности запроектированных в рамках функционального подхода предприятий, они во многих случаях были лишь примерами дальнейшего развития уже сформировавшегося на предыдущем этапе функционального направления, оттачивания технических средств и приемов.

 

Чисто функциональный подход перестает быть показателем современности архитектуры предприятия, новаторскими становятся отход от стандартности, поиски образности, использование новых материалов, повышенное внимание к прилегающей среде.

Показательным в этом отношении является запроектированный в конце 1990-х годов Клодом Васкони один из крупнейших во Франции энергетический комплекс в Руане для компании Томпсон (рис. 109). Предприятие является примером выразительного современного архитектурного решения для обычно достаточно грязного производства, связанного с переработкой различного рода отходов и мусора и выработкой электроэнергии. Архитектор объединил в едином объеме длиной 200 м, шириной 100 м и высотой 40 м два здания, разделенные двором, в которых размещаются центр по переработке отходов, мусоросжигающий завод, комплекс по утилизации образующегося шлака. Помимо собственно производства, складов и экспедиционных служб, в здании размещается дополнительный сектор обслуживания с администрацией, системой проектных и контрольных бюро и рестораном для персонала и гостей предприятия, расположенный вровень с производствами и связанный с ними крытой остекленной галереей, пространство под которой занимают раздевалки, души и туалеты.

Комплекс представляет собой образцовую модель современного завода, в котором абсолютно промышленное предприятие решено в замечательном технологическом исполнении, выразительной, символично мощной архитектурной форме, в гармоничном соответствии с окружающей природой и историей данного географического места. Проект уважителен по отношению к окружению своей высочайшей организацией производственного процесса. Система удаления дыма запроектирована настолько тщательно, что их уровень гораздо меньше допустимых во Франции пределов.

Предприятие размещается в центре портового комплекса Нормандии, в исторически сложившемся судостроительном промышленном районе у реки Сены. Вся местность, окружающая комплекс, спланирована как некое подобие большого английского парка, поднимающегося террасами вслед за архитектурой завода, смыкающегося с наклонным рельефом посредством уступов, слагающих внушительный объем здания. Архитектура здания ассоциируется с образами морских судов, с их величественным дымовыми трубами. Здание покрыто анодированным алюминием «естественного цвета» и стеклом, декорировано горизонтальной рустовкой линейных сочленений, протянувшейся вдоль всего

объема, что придает  ему силу и сдержанность. Благодаря  натуральному серому цвету с его  блеском, здание чутко реагирует  на свет и меняется вместе со сменой погоды и окраской неба. Высокая естественная освещенность производственных помещений и близость выразительного ландшафта становятся дополнительными стимулами для производительной работы. Новый завод является настоящим промышленным собором и показывает пример современной формы интеллектуальной архитектуры предприятия с крупным производством.


Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений