Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция

Описание работы

Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.

Работа содержит 1 файл

Индустриальный Этап в развитии архит пром сооружений.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Продолжал совершенствоваться в США универсальный одноэтажный тип здания, который там, как правило, не имел явных выразительных и эстетических качеств, сложных форм

  Постепенно, с 1960-х годов, такой подход к архитектуре предприятий, благодаря его экономичности и удобству, получает широкое распространение и за пределами США и используется как в европейских странах, так и в СССР.

Новый тип одноэтажного производственного здания — громадный многопролетный блок с плоской кровлей, лишенный естественного освещения, обнаружил ряд преимуществ перед заводами, расчлененными на корпуса, — возможность гибкой организации производственных процессов и совершенствования технологии без серьезных изменений конструкций — и получил в дальнейшем широкое развитие.

На таких предприятиях американцы отказываются от естественного освещения, устраивают горизонтальные бесфонарные кровли и применяют сравнительно тяжелые и высокие стальные несущие конструкции, чаще всего фермы. Такие стропильные фермы воспринимали дополнительные нагрузки от располагавшихся в пределах несущих конструкций покрытия инженерных коммуникаций, вентиляционных установок, трансформаторов и широко распространенных установок кондиционирования воздуха, а также и от подвешиваемых к покрытию помещений наблюдательных пунктов, комнат мастеров, помещений для приема пищи и бытовых помещений, что позволяло освободить производственные площади от всякого рода подсобных элементов. Такой принцип размещения был связан с началом производства кондиционеров

Тем не менее американская архитектура дала в этот период ряд  примеров выразительной промышленной архитектуры. Так, именно в промышленном здании была впервые применена конструкция здания, получившая дальнейшее распространение и в гражданских сооружениях — многоэтажное здание, конструктивной основой которого являлся вертикальный железобетонный пустотелый ствол, в котором размещались лестницы, подъемники, санитарные узлы, трубопроводы и т. д. и к которому на разных уровнях консольно крепились горизонтальные плиты перекрытий. Пионером внедрения такой конструктивной системы в американскую архитектуру был Франк Ллойд Райт, который впервые осуществил в 1950 году эту оригинальную конструкцию в лабораторном здании-башне компании Джонсона по производству воска в г. Расине, штат Висконсин. Такая конструкция, напоминающая собой древесный ствол с отходящими ветвями, позволила Райту заменить наружные стены сплошным остеклением (выполненным из стеклянных трубок) и добиться наилучшего освещения рабочих мест, расположенных по периметру (рис. 84).

 

К числу знаменитых ансамблей  промышленной архитектуры этого периода можно также отнести начатый Элиэлом Саариненом и законченный его сыном Ээро технический центр компании «Дженерал Моторс» (1951 —1955). Центр можно считать главным произведением выдающегося архитектора Ээро Сааринена. Выполненный в лучших традициях функционализма, комплекс встал в ряд выдающихся ансамблей мировой архитектуры благодаря высоким художественным достоинствам (рис. 82).

 

В архитектуре уже  сказывался переворот, произошедший в  области строительных методов. В зданиях применены технически совершенные детали, строительные элементы заводского изготовления, еще новые для того времени сборные элементы из легких металлов, стали и новых строительных материалов.

Сааринен сумел показать возможность создания полноценного художественного ансамбля из зданий, выполненных в духе школы Мис ван дер Роэ. Но в его блестящем произведении эта школа, пожалуй, подошла к пределу заложенных в ней пластических возможностей. Введение элементов заводского изготовления влекло за собой

отказ от индивидуальных форм, а серийное производство заставляло пользоваться стандартными элементами. Назревавший уже несколько лет кризис школы разразился с особой силой, когда, казалось, была одержана победа в наиболее трудной области современной архитектуры — был, наконец, создан полноценный промышленный ансамбль.

3.2.3. Промышленная архитектура СССР

После победы в Великой  Отечественной войне в стране началось восстановление разрушенного промышленного потенциала и затем интенсивное строительство новых промышленных предприятий в русле общемировых передовых технологических и архитектурных тенденций. В условиях плановой общегосударственной экономики рост производства в стране был стабильным и продолжался до конца 1980-х годов. Характерной чертой в целом была тенденция к увеличению средних размеров предприятий, при этом советский опыт дал примеры многих передовых решений, обогативших мировую практику застройки крупных и крупнейших производственных комплексов.

При рассмотрении советской  промышленной архитектуры первых лет  после войны необходимо отметить недолгий период до середины 1950-х годов возвращения к архитектурной стилизации новых цехов, использованию классических приемов при решении их фасадов. Такой подход в целом был в русле общих архитектурных тенденций в стране в то время и был обусловлен установками руководства страны.

 

Примером стилизации производственной архитектуры являлся комплекс промышленных предприятий — полиграфический комбинат и завод ЭВМ в Минске на площади Я. Коласа (архитекторы И. Бовт, С. Ботковский). Запроектированный и построенный в середине 1950-х годов, этот крупный промышленный комплекс был смело введен архитекторами в композиционную структуру центра белорусской столицы. Совершенно разные по отраслевой принадлежности, по технологической организации здания типографии и электроники решены в одинаковой архитектуре, с использованием элементов классики.

Совершенствовалась и структура производственных зданий. До 1960 года наиболее распространенными типами промышленных зданий в СССР были одноэтажные корпуса сплошной застройки с пролетами различных размеров и различной направленности и с фонарями на кровле. Опыт эксплуатации таких зданий показал, что они нерациональны и неэкономичны. Удельные затраты на сооружение фонарных надстроек составляли 8—15% общей стоимости строительно-монтажных работ, они повышали стоимость эксплуатации зданий, приводили к значительным потерям тепла в зимнее время. В связи с этим с начала 1960-х годов основным видом промышленного здания в СССР становится одноэтажное здание сплошной застройки с одинаковыми пролетами,

Эволюцию производственных генеральных планов этого периода  можно проследить на примере отечественных  машиностроительных предприятий, которые  условно можно подразделить на заводы периода строительства в 1930—50-е годы и заводы, запроектированные после 1960 года. Характерными чертами генеральных планов этих заводов являлось большое число зданий, предназначенных для различных частей технологического процесса и для изготовления различных видов продукции, значительная протяженность внутризаводских транспортных коммуникаций.

Важным вкладом в  совершенствование мирового опыта промышленного строительства и градостроительства является советский опыт размещения новых заводов в составе крупных групп предприятий. В СССР концентрация производства достигла наибольших размеров как результат плановой государственной экономики.

В наибольшей степени  концентрация производства в СССР достигла в конце 1960 — 1970-е годы. В этот период были построены такие гиганты машиностроения, как Волжский и Камский автомобильные заводы, подшипниковые заводы в Вологде, Виннице, Волжском, вагоностроительный завод в Абакане и ряд других предприятий, которые по своему размаху и мощности, масштабам строительства являлись уникальными и превосходили зарубежные объекты. К 1979 году в стране были металлургические заводы, территория которых достигала 2000— 2500 га при концентрированном размещении предприятий комплекса с двумя полными циклами производства. На таких крупных заводах черной металлургии число зданий достигало 250— 300 единиц. Многие из них имели большие габариты, например, доменные и сталеплавильные цехи достигали высоты 100 с лишним метров, прокатные цеха строились длиной более километра. В начале 1980-х годов на Криворожском металлургическом комбинате на Украине на основе новейших технологических разработок была сооружена уникальная, крупнейшая в Европе доменная печь № 9 объемом 5000 м3 для выплавки чугуна, явившаяся образцом архитектуры производственных сооружений отраслей тяжелой промышленности (рис. 87). В домне впервые в отечественной практике применены электронно-вычислительная система управления загрузкой сырья и процессом выплавки.

 

В качестве примера крупнейшего  комплекса предприятий можно  привести Волжский автомобильный завод легковых автомобилей, сооруженный в г. Тольятти в 1966—70 гг. В созданном гигантском производственном комплексе были объединены разнообразные связанные с изготовлением автомобилей производства — литейные, кузнечные, сборочные, вспомогательные, энергетические объекты (рис. 86). Автозавод располагался в промышленном районе с сопутствующими производственными объектами. Размещение предприятий было осуществлено на основе зонирования территории, формирования в одной панели групп родственных предприятий.

 

Другим интересным примером был сооруженный в начале 1980-х годов в Москве в виде вертикальной доминанты высотный научно-лабораторный корпус радиоэлектронной промышленности. Здание представляло собой две разновы- сотные призмы с треугольниками в основании, что придало сооружению динамичный силуэт (рис. 90). Архитектура здания строится на сочетании глухих поверхностей фасадов и характерного для того времени приема — фасадной навесной стены с выступающими накладными металлическими профилями и заполнением из стекла. Монументальное сооружение является акцентом для прилегающих городских районов и существенно превышает по высоте прилегающую жилую застройку повышенной этажности. Приведенные два комплекса являются примерами универсальных зданий, позволяющих изменять технологию и быстро реагировать на появляющиеся достижения в науке и производстве.

Совершенно другой подход к архитектуре производственного  здания можно увидеть в построенном в 1988 году в Тбилиси (Грузия) хлебопекарном заводе. В этом комплексе предвосхищаются перспективные тенденции по уменьшению размеров создаваемых предприятий, включение в их структуру непроизводственных функций, по гуманизации внешнего облика, отхода от чисто утилитарного решения (рис.91). Архитекторы В. Давитая и Ш. Бостанашвили попытались создать качественно новый художественный образ промышленного сооружения, уйти от унифицированной функциональной коробки и использовать приемы традиционной крестьянской архитектуры Западной Грузии. Наряду с производственным цехом, оснащенным современным оборудованием для механической выпечки и складскими помещениями, проектом предусмотрены мельница, дегустационный зал с кухонным хозяйством и фирменный магазин. Помещения торгово-демонстрационного комплекса подняты на пилоны и перекрыты пирамидальными кровлями, по размещенной на втором уровне пешеходной галерее посетители могут осмотреть проходящий процесс выпечки хлеба.

Ярким выражением в архитектуре  сооружения технологического процесса является построенный в 1980-х годах  под Ташкентом в Узбекистане

 

 

уникальный научно-производственный гелио- комплекс «Солнце» (архитекторы В. Захаров, О. Таушканов). На основе проведенных исследований в области высокотемпературных технологий с использованием концентрированной солнечной энергии и использованием материалов особой чистоты был создан экологически безвредный металлургический комплекс нового типа (рис. 98). Сооружение представляет собой громадную зеркальную поверхность высотой с двадцатиэтажный дом и такой же ширины. Перед ним амфитеатром расположились ряды подвижных зеркал, воспринимающих солнечные лучи и направляющих их на зеркало концентратора. Отраженные от его элементов солнечные лучи собираются в фокусе на гелиоприемнике, где происходит высокотемпературный технологический процесс плавки металла. Почти вся солнечная энергия попадает на параболическую зеркальную поверхность и собирается в фокусную точку диаметром 40 см. Излучение соответствует излучению абсолютно черного тела при температуре 3700°С. Комплекс является воплощением передовых достижений как в области научных исследований, так и формообразования в архитектуре.

Можно также отметить концептуальный проект прокатного цеха металлургического производства, выполненный в Уральском Промстрой- ниипроекте под руководством архитекторов К. Никулина и А. Попова в 1970-х годах. Авторами было предложено новое решение по организации линейного производственного процесса большой протяженности в рамках функционального подхода (рис. 92). В результате проведенных исследований было получено решение «здание-агрегат», технологической и композиционной сердцевиной которого является «русло» основных технологических установок — прокатных станов. В отличие от традиционных подобных сооружений, представлявших собой замкнутый прямоугольный объем, все вспомогательные и обслуживающие участки и отделения примыкают к этой основной производственной линии по мере необходимости, формируя тем самым открытую структуру здания, уменьшая его габариты, экономя территорию и создавая участки для благоустройства и отдыха.

Вторая половина 1960-х годов характеризуется началом кардинального размежевания направлений развития отечественной и зарубежной промышленной архитектуры. Советская промышленность продолжала развиваться в русле функциональной архитектуры, наращи- мть размеры предприятий, их облик был рационален и вследствие этого становился все боле* | более однообразным, во многих случаях

от их отраслевой принадлежности. Западная промышленная архитектура  вследствие появившихся новых условий развития и новых факторов, влиявших на формирование предприятий, начинала переходить в следующий, так называемый, постиндустриальный исторический период, радикально изменивший архитектуру объектов производственного назначения и принципы их организации. СССР эти тенденции не коснулись, так как советские предприятия продолжали развиваться в рамках общегосударственной плановой экономики, и такое стабильное развитие продолжалось у нас практически до начала демократизации и развала страны в конце 1980-х годов, после чего промышленность в целом настолько «обрушилась», что не приходится говорить не только о достижениях и поисках в области промышленной архитектуры, но и вообще о серьезном промышленном строительстве.

В зарубежной промышленной архитектуре в конце 1960-х годов  начинаются процессы, характеризующиеся завершением поступательного развития функционального направления и общим кризисом функционального подхода в архитектуре. Рассмотренные ранее примеры отечественных и зарубежных предприятий относятся к отдельным заметным архитектурным образцам, отличавшимся выразительным обликом и отражавшим основные прогрессивные тенденции. Но как в целом в архитектуре отдельные яркие достижения не определяют всей картины, так и в промышленности основная часть производственных построек того времени не отличалась высокими архитектурными качествами, а многие были просты и даже унылы. Начинавшаяся в ярких и динамичных формах европейского функционализма начала века и советского конструктивизма 1920-х годов промышленная архитектура очень скоро стала вследствие быстрого роста объемов производства полем деятельности для «антиархитектуры». Рационализм и стремление к максимальной эффективности промышленных сооружений привели в конечном итоге к однообразию архитектурных решений производственной застройки.

Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений