Московский кремль

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Сохранилось очень мало документальных сведений и памятников, дающих возможность восстановить облик Кремля начальных столетий его существования. Первое упоминание о Москве внесено в Ипатьевскую летопись под 1147 г. Из нее известно, что в этом году в селе Москов состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с черниговско-северским князем Святославом Ольговичем. Через девять лет, в 1156 г., запись в Тверской летописи гласит о том, что тот же князь Юрий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы. Эти названия рек уже достаточно точно определяют местоположение Москвы и ее укреплений на месте нынешнего Кремля.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 82.10 Кб (Скачать)

 А в 1844— 51 гг. он же построил  в Кремле Оружейную палату  — музей для хранения произведений  искусства, связанных с историей  нашей Родины. Возведением Большого  Кремлевского дворца, нового здания  Оружейной палаты и Апартаментов  завершилась попытка, начатая  еще при Екатерине II, создать  крупный архитектурно-художественный  ансамбль дворцовых зданий, который  бы формировал облик Кремля, отвечал  идейным задачам своего времени.

 

1.5. Архитектура Московского Кремля

 

Существующие стены и башни  были построены в 1485—95 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкина хвоста (мерлонами), всего зубцов по верху стены — 1045.

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные  — квадратное. Самая высокая башня  — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.

Большинство башен выполнено в  едином архитектурном стиле, приданном  им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.

Башни:

  • Водовзводная;
  • Боровицкая;
  • Оружейная;
  • Комендантская;
  • Троицкая;
  • Кутафья;
  • Средняя Арсенальная;
  • Угловая Арсенальная;
  • Никольская;
  • Сенатская;
  • Спасская;
  • Царская;
  • Набатная;
  • Константино-Еленинская;
  • Беклемишевская;
  • Петровская;
  • Вторая Безымянная;
  • Первая Безымянная;
  • Тайницкая;
  • Благовещенская.

Соборы Московского Кремля:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Колокольня Ивана Великого;
  • Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне;
  • Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов;
  • Верхоспасский собор;
  • Покровский собор (Собор Василия Блаженного).

Дворцовые постройки:

  • Большой Кремлёвский дворец;
  • Грановитая палата;
  • Золотая царицына палата;
 

  • Потешный дворец;
  • Теремной дворец;
  • Церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Другие здания:

  • Арсенал (Цейхгауз);

  • Государственный Кремлевский дворец (Дворец Съездов);

  • Сенатский дворец;

  • Оружейная палата;

  • 14-й корпус Кремля.

    Площади и сады Московского Кремля:

  • Ивановская площадь;
  • Сенатская площадь;
  • Соборная площадь;
  • Тайницкий сад;
  • Большой кремлёвский сквер;
  • Красная площадь.

Памятники:

  • Царь-пушка;
  • Царь-колокол;
  • Памятник Минину и Пожарскому (на Красной площади, перед собором Василия Блаженного);
  • Мавзолей Ленина (на Красной площади).

  Утраченные здания и памятники Московского Кремля:

  • Афанасьевский монастырь;
  • Вознесенский монастырь;
  • Кремлёвское Кирилловское подворье (подворье Кирилло-Белозерского монастыря);
  • Кремлёвское Крутицкое подворье (подворье Крутицкого монастыря);
  • Чудов монастырь;
  • Собор Спаса на Бору;
  • Церковь Благовещения на Житном дворе;
  • Церковь Николая Чудотворца Гостунского;
  • Церковь святых Константина и Елены;
  • Дворец царицы Натальи Кирилловны;
  • Малый Николаевский дворец;
  • Старая Оружейная палата;
  • Львиные ворота;
  • Памятник Александру II;
  • Памятник великому князю Сергею Александровичу.

Организации , которые действуют в кремле:

  • Федеральная служба охраны — выполняет функции по охране высших должностных лиц государства;
  • Официальный рабочий кабинет Президента — находится в Сенатском дворце и резервный в 14-м корпусе;
  • Государственный Кремлёвский дворец (Дворец съездов) — место проведения различных мероприятий;
  • Большой Кремлёвский дворец — место проведения официальных церемоний (вручение государственных наград, верительных грамот и др.) с участием Президента РФ;
  • Русская православная церковь — использует  Архангельский,- Благовещенский и Успенский соборы и Церковь Ризоположения;
  • Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Алмазный фонд

 

2.1. История Алмазного  фонда

 

Алмазный фонд - это уникальная коллекция произведений лучших ювелиров России и мира, редких образцов драгоценных камней и самородков благородных металлов. После созерцания этих сокровищ в Алмазном фонде у Ваших гостей, несомненно, разгорятся глаза, и появится желание заключать крупные сделки.

Алмазный фонд - самый богатый музей России. Созданный Петром I как хранилище государственных регалий, орденских знаков, парадных ювелирных украшений, он пополнялся на протяжении всего правления династии Романовых и позже, во времена СССР.

Составившие основу  Алмазного  фонда  исторические  ценности России - императорские регалии, драгоценные камни и ювелирные изделия, накопленные  в  течении  столетий,  -  юридически  не были собственностью русских царей.  Они принадлежали «короне» -  государству и выдавались царствующим особам «для временного пользования».

Предыстория Алмазного  фонда  как  государственного собрания восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организации Камер-коллегии  впервые  включил  в  ее регламент параграф «О подлежащих государству вещах». После петровской «рентереи»  коронные ценности   хранились  в  специальных  охраняемых  помещениях, носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839 года  -Бриллиантовой  комнаты.  Ведали  ими  различные  отделы кабинета его императорского величества, а с начала 19 века - специальное Камеральное отделение (Камеральная часть).

Русские цари и царицы,  особенно в 18 веке, стремясь затмить роскошью иностранных  владык,  стараясь  увеличивать  богатство и пышность своего двора.  Они приобретали лучшие экземпляры  драгоценных камней,  создавали из них соответствующие украшения и хранили их неподалеку от «своего монаршего внимания».

Большинство этих   вещей  приобреталось  на  государственные средства, а небольшая часть поступала в виде подарков,  и  поэтому кроме регалий, т.е. знаков монархической власти, в состав коронных драгоценностей включались и светские украшения,  пользоваться которыми могли только царицы.

Порядок хранения,  учета, пополнения коронных драгоценностей и бриллиантов  время от времени учитывались и меняли места хранения. При Николае Первом  окончательно  определилась  юридическая природа коронных  драгоценностей  как части государственного имущества. 

Значительные вклады  в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке, особенно при Елизавете и Екатерине Второй,  - большая часть регалий, яркие,  светские украшения стиля рококо, прекрасные но более строгие изделия классического стиля.

Среди многих  драгоценных камней главное место тогда занимал бриллиант.18 век называли веком бриллианта.  В ювелирных изделиях начала 19  века  продолжены  лучшие  традиции русского ювелирного прикладного искусства,  но среди более  поздних  изделий  уже  не встретишь произведений,  сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века. Они становятся суше и в целом ординарнее.  Эволюция вкусов хорошо отражают данные  А.Е.Ферсмана  о составе предметов,  отобранных в 1922 году для Алмазного фонда:  вещи,  изготовленные или приобретенные в 1761 году (Петр Первый,  Елизавета),  - 20 процентов;  в 1762 - 1801 годах  (Екатерина  Вторая,  Павел  Первый)  -  40;  в 1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 - 1899 годах (Александр Второй,  Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов. 

Почти ничего неизвестно о  тех,  кто  создавал  эти  шедевры: большинство исторических  ценностей  Алмазного  фонда  безымянны. Лишь три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфистерер.  
В начале первой мировой  войны  драгоценности  Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы в восьми сундуках из Петрограда в Москву.  Так,  без проверки, их приняли  в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части.  Впоследствии их завалили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Октябрьской революции. 

После жестоких боев Октябрьской  революции чудом уцелели ценности Кремля - как находившаяся там эрмитажная коллекция,  так  и бессмертные сокровища самого Кремля,  хотя постройки сильно пострадали. Главный хранитель Эрмитажа  академик  Я.И. Смирнов  дважды выезжал в  Москву,  чтобы  убедиться в этом,  а сохранность кремлевских богатств установила впоследствии специальная комиссия.

Пожалуй, ни одна страна в  начале нашего века не обладала таким  запасом драгоценностей,  находившимся в  храмах,  монастырях, музеях, дворцах,  особняках  и  личном  пользовании граждан,  как Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам в наследство после революции.  Тайна исчезновения сокровищ России восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда. В феврале месяце 1919 года по предложению наркома  Красина была организована в Петрограде А. Пешковым «Экспертная комиссия»,  цель которой заключалась:  в отборе и оценке вещей, имеющих художественное значение, в тридцати трех национализированных складах Петрограда, бесхозных  квартирах,  ломбардах и антикварный лавках.  Эти вещи отбирались на предмет создания в Советской республике  антикварного экспортного фонда.

До 1-го октября 1920 года «Экспертная  комиссия»,  работая  в составе 80  человек  под председательством А. Пешкова,  образовала два склада отобранных ею вещей,  как то: художественной старинной мебели, картин  различных эпох,  стран и школ,  фарфора русского, севрского, саксонского и т.д.,  бронзы,  художественного  стекла, керамики, старинного оружия, предметов восточного искусства и т.д. 

По оценке 15-го года стоимость  этих вещей  превышает  миллиард. Кроме того,  на складах Комиссии имеются отобранные в бесхозяйственных квартирах ковры на сумму в  несколько  сот  миллионов (тоже по оценке 1915 года). 

1923 год один их самых  драматических  в  истории  Алмазного фонда. Тогда  на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появились бриллианты,  в которых специалисты узнали часть русских  коронных драгоценностей.  Возник  политический скандал.  Зарубежная пресса писала,  что эти города и их банки используются  советским правительством для  валютных операций с золотом,  алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущения, в конце 1925 года в Колонном  зале  Дома  Союзов спешно открылась выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы. 

Информация о работе Московский кремль