Московский кремль

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Сохранилось очень мало документальных сведений и памятников, дающих возможность восстановить облик Кремля начальных столетий его существования. Первое упоминание о Москве внесено в Ипатьевскую летопись под 1147 г. Из нее известно, что в этом году в селе Москов состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с черниговско-северским князем Святославом Ольговичем. Через девять лет, в 1156 г., запись в Тверской летописи гласит о том, что тот же князь Юрий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы. Эти названия рек уже достаточно точно определяют местоположение Москвы и ее укреплений на месте нынешнего Кремля.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 82.10 Кб (Скачать)

Всего за время существования ордена его кавалерами стало по разным источникам от 900 до 1100 человек.

C 1998 года орден восстановлен  как высшая награда Российской  Федерации.

Алмаз «Шах»- один из семи исторических камней Алмазного фонда.

Алмаз «Шах»- бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого  желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что  его носили как талисман. Хорошо видны три выгравированных имени его владельцев и соответствующие даты в мусульманском летосчислении, основанном на лунном годе (в скобках приведены даты в привычном летоисчеслении): Низам-шах, 1000 (1591); Шах-Джахана, 1051 (1641); Фатх-Али-шах, 1242 (1826).

Считают, что камень был найден в копях Голконды в XVI веке, перед тем как их забросили.

В 1591 г. шах Низам повелел вырезать на одной из граней алмаза надпись  на фарси: «Бурхан-Низам-шах второй. 1000 год». По-видимому, в придворной камнерезной  и гранильной мастерской Бурхана  работал талантливый, если не гениальный, мастер. Одним из первых на Востоке  он научился гравировать надписи  на алмазе. Мы знаем, что алмаз является самым твёрдым минералом на земле: его ничем нельзя поцарапать. Каким  же образом безымянный мастер сделал надпись на грани октаэдра, самой  твёрдой грани камня? Он догадался, что алмаз можно поцарапать только алмазом! И вот мастер покрыл октаэдрическую грань тонким слоем воска, иглой нацарапал на нём нужные слова. Затем на кончик стальной или медной иглы, смоченной маслом, набирал алмазную пыль и без конца царапал по грани.

В результате многодневного труда  появилась первая надпись. В русской  транскрипции она выглядит так: «Брхан сани Нзмшах. 1000 снт». Точный перевод гласит: «Бурхан Второй Низам-Шах. 1000 год». Поскольку мусульмане ведут летоисчисление со дня бегства пророка Мухаммада из Мекки в Медину (622 год), то время появления первой надписи датируется 1591 годом от рождества Христова. Другими словами, алмазу «Шах» 412 лет.

В этом же 1591 г. властитель Северной Индии  Великий Могол Акбар захватил Ахмаднагар и завладел алмазом. Когда на престол династии Моголов взошел внук Акбара шах Джехан ( «Властитель мира»), то он приказал на другой грани алмаза вырезать еще одну надпись: «Сын Дехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год». По нашему летосчислению шел 1641 г. Сын шаха Джехана Ауренг-Зеб подвесил алмаз над своим троном и окружил его изумрудами и рубинами. До 1738 г. алмаз «Шах» хранился в г. Дели. В 1738 г. на Индию напал шах Надир, захватил алмаз и увез его в Персию. В 1824 г. на третьей грани алмаза появилась надпись «Владыка Каджар-Фатх али-шах Султан. 1242 год».

В 1829 г. в столице Персии Тегеране убивают русского дипломата и  писателя А. С. Грибоедова. Правительство  России требует наказания виновных. Во избежание дипломатических затруднений  наследник персидского престола привёз в Петербург богатые дары, в числе которых был и знаменитый алмаз с искусной гравировкой  на трёх гранях- величайшая ценность персидских шахов. Так этот камень оказался в Алмазном фонде России.

Алмаз «Шах» хранился в подвальном сейфе Зимнего дворца, после Октябрьской  революции вместе с другими сокровищами  был перевезён в Москву, в Оружейную  палату Кремля. Здесь в 1922 году его  исследовал академик А.Е.Ферсман, написавший затем большую статью. Александр Евгеньевич восхищался техникой гравировки на продолговатом алмазе, исключительной и малопонятной по совершенству, резкости, изяществу исполнения. По его словам, камень имеет форму удлинённой призмы, притуплённой на концах пирамидальными плоскостями. Грани октаэдра мягко округлы. Самая широкая из них разделена на длинные узкие фацетки, которые хорошо отполированы. А.Е.Ферсман замерил углы между гранями, изучил скульптуру поверхности кристалла.

В начале двадцатых годов Советская  Республика выбросила на алмазный рынок  большое количество огранённых камней. Стоимость поставленных алмазов  оценивалась в 12 миллионов английских фунтов. Фирма «Де Бирс» была вынуждена сократить продажу собственных алмазов, чтобы стабилизировать цены на рынке. Следует отметить, что даже в тяжёлых условиях Советская Республика сумела сохранить алмаз «Шах» и другие исторические камни (за исключением, может быть, бриллианта «Санси»).

«Рубин Цезаря». Камень сочного розовато-малинового цвета, с которым хорошо сочетаются золотые листочки с зеленой эмалью, закрепленные на раздвоенном стебельке, покрытом белой и черной эмалью. Вес 255,75 карат. Камень огранен в форме виноградной грозди.

В 1777 шведский король Густав посетил  Петербург. Это было время, когда  Швеция настойчиво искала пути сближения  с Россией. Шведский король связывал со своим визитом не только планы  политического и военного союза, но и свои матримониальные планы. Желая теснее породниться с русским  царствующим домом, он хотел предложить руку и сердце одной из многочисленных племянниц Екатерины 2, о чем имелась  предварительная договоренность. Шведский дом не мог похвастаться богатством казны, тем не менее, король преподнес  Екатерине совершенно уникальную драгоценность.

По легенде «Красный камень»  был рожден халдейским демоном. За ним  охотились все алхимики мира, т.к. в кабалистических книгах записано, что он наделял своего обладателя даром видеть сквозь стены и проникать  в суть вещей. Цезарю подарила этот камень Клеопатра и, хотя в руках  непосвященного камень частично терял  свою силу, он помогал ему выигрывать битвы и разгадывать замыслы  врагов. Не уберег только от удара Брута, потому что Цезарь считал его другом. Затем камень принадлежал Карлу  Великому из рода Каролингов и помогал  ему в создании империи в Западной Европе. Неведомыми путями камень попал  к тамплиерам, потом его похитили иезуиты. Но в нечистых руках камень потух и утратил свою магическую силу. Тем не менее, ценность его  была очень высока. Иезуиты преподнесли  камень французскому королю Карлу 9 после  Варфоломеевской ночи как благодарность  за кровь еретиков. Королю-убийце он не принес ни счастья, ни долголетия. Вдова  Карла 9 и она же сестра императора «Священной Римской империи» короля Богемии Рудольфа подарила ему этот камень. Взамен он обещал сестре обратить в католичество поголовно все  население Австрии и Чехии, где  были сильны протестанты. Рудольф увлекался  алхимией и астрологией и пытался  создать философский камень. В  1648, во время войны со Швецией, рубин был захвачен в Праге и перевезен в Скандинавию королеве Христине.

Когда камень попал в «Бриллиантовую комнату» русские ученые пришли к  единодушному заключению: «Рубин Цезаря»  хотя и имеет огромную стоимость, но является не рубином, а рубеллитом или розовым турмалином. Происхождение  его - горы древней Бирмы, обработку  делали индийские ювелиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История Московского Кремля тесно  переплетена с важнейшими событиями  жизни Русского государства. Москва—маленькое поселение, выполнявшее в ХII в. военно-оборонительные функции, стала сначала резиденцией  правителей небольшого феодального  княжества, затем— центром общерусского движения за национальное объединение, позже —всемирно известными центрами культуры, архитектуры и живописи, религии, и, наконец, столицей Российского государства. В начале ХIV в. современники отделяют Кремль от Москвы. В это время он становится городской крепостью, в которой сосредоточены двор великого князя, государственное управление и главные религиозные реликвии.

 Кремль является красивейшим  памятником древней русской культуры, он также приобрел большое  политическое и идеологическое  значение в жизни народа и  государства. Политическое и идеологическое  значение Кремля всегда получало  свое выражение в его архитектурно-пространственном  облике. На каждом этапе что-то  разрушалось, что-то возводилось  вновь, но всегда оставалось  то, что приобрело непреходящую  историческую, художественную и  культурную ценность. Ожерелье стен  с неповторимым ритмом шатров  башен, гармония ансамбля Красной  площади, торжественная красота  Соборной площади, безусловно останутся как вехи преемственности художественной одаренности народа. Памятники архитектуры Кремля в своих формах доносят до нас художественные идеалы наших предков в годины больших событий отечественной истории.

Восемьсот лет назад Москва зародилась на месте Кремля и выросла вокруг него, как выросла вокруг Москвы Россия. Кремль обусловил радиально-центрическое развитие плана древней столицы. Являясь композиционным центром  Москвы, он не только собрал вокруг себя огромный город в единое целое, но позже и сам органично включился  в живописный его силуэт. Это святое место дорого для всех россиян. Кремль—  сердце Москвы и России.

На территории Московского кремля находятся множество музеев, но  из них выделяется   самый богатый музей России,  созданный Петром I как хранилище государственных регалий, орденских знаков, парадных ювелирных украшений, он пополнялся на протяжении всего правления династии Романовых и позже, во времена СССР- Алмазный фонд. Алмазный фонд Российской Федерации - государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих большую историческую, художественную и материальную ценность, а также золотых и платиновых самородков.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. «Города России». Москва. Издательство «Большая Российская энциклопедия» 1998 г.
  2. В. Н. Иванов. «Московский Кремль», Государственное издательство «Искусство», Москва 1971 г.
  3. «Художественные памятники Московского Кремля»,  Государственное издательство «Искусство», Москва 1956 г.
  4. Е.Н. Подъяпольская Памятники Московского Кремля.
  5. Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001
  6. Энциклопедия «Города России». Москва. Издательство «Большая Российская энциклопедия» 1998 г.
  7. А. С Щенков, Павлова М. П. Реставрация стен Московского Кремля в XX веке.
  8. К. Михайлов Уничтоженный Кремль. — М.:Яуза, Эксмо, 2007 г. 
  9. Н.Я. Баулан и др. «Алмазный фонд СССР./ Путеводитель». -М. 3-е изд. 1988г.
  10. Н. Я. Баулан и др. «Алмазный фонд СССР./ Путеводитель». -М. 3-е изд.1988г.
  11. Дворцы Кремля (подарочное издание): Сергей Девятов, Елена Журавлева — Москва, 2008 г.
  12. Россия. Большой иллюстрированный энциклопедический справочник: Гусев И.Е. — Санкт-Петербург, Харвест, 2007 г.
  13. А,Г. Родович, Держава (прошлое, настоящее, будущее): — Санкт-Петербур, 2010 г.
  14. О большом императорском алмазе // Русский архив, 1866. – Вып. 4
  15. Б. И. Прокопчук. «От алмаза до бриллианта». -М.1986г.
  16. С.М. Телегин Миф Москвы как выражение мифа России / «Литература в школе» № 5, 1997 г.
  17. В.В. Шуман Мир камня. Драгоценные и поделочные камни. — М.: Мир, 1986 г. 
  18. В.  А.  Милашев  «Алмаз.  Легенды  и действительность».-Л. 1989 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Московский кремль