Московский кремль

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Сохранилось очень мало документальных сведений и памятников, дающих возможность восстановить облик Кремля начальных столетий его существования. Первое упоминание о Москве внесено в Ипатьевскую летопись под 1147 г. Из нее известно, что в этом году в селе Москов состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с черниговско-северским князем Святославом Ольговичем. Через девять лет, в 1156 г., запись в Тверской летописи гласит о том, что тот же князь Юрий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы. Эти названия рек уже достаточно точно определяют местоположение Москвы и ее укреплений на месте нынешнего Кремля.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 82.10 Кб (Скачать)

Однако есть неоспоримые  свидетельства, что в 1923 году собрание коронных  драгоценностей  совершила интригующее путешествие под охраной латышских красных стрелков из Москвы в Читу,  где находилось японское  правительство.  Руководил  операцией  работник наркома финансов Р.Я. Карклин.  В архивах сохранилось  удостоверение, выданное  ему  28-го декабря 1922 года за номером 2739,  где сказано , что тов. Карклин Р.Я. назначен уполномоченным Народного комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном ревкоме. Подписал его среди прочих, тогда уже нарком финансов Сокольников. Загадку этого турне  нам  еще предстоит разгадать.  Но,  учитывая все вышесказанное, можно достоверно предположить,  Что после экспертной оценки сокровищ  комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний Восток, чтобы продать в Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со времен постановления  «О  хлебных  закупках»  стала центром нашей внешнеэкономической и внешнеполитической активности.  Видимо, канун этой  сделки  века  запечатлены опубликованные недавно в «Известиях» и в каталоге «Сотби» фотографии,  на которых снята в Чите, в  богатом  особняке,  на фоне коронных драгоценностей группы советских официальных лиц и респектабельных иностранцев.  Судя по ним, решили  оптом продать все величайшие реликвии Алмазного фонда: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской империей во  главе,  коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых диадем, бриллиантовые знаки и цепи императорских  орденов,  подарочные золотые кубки,  коллекцию вееров и перстней, императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились в Галлерее  драгоценностей  Эрмитажа  и  в  Бриллиантовой комнате Кремля.

Большинство из них бесследно  исчезло в 20-е годы. Некоторые  впоследствии  обнаружились  в американских частных собраниях, например, брачная корона  русских  императриц,  изготовленная  из бриллиантового  пояса  Екатерины Великой.  Сейчас она находится в собрании Морджори Меривезер Поуст - жены бывшего посла США в СССР Джозефа Дэвиса. Госпожа Поуст купила ее на аукционе «Сотби» в декабре 1966 года.  Возможно,  бриллианты,  проданные в 1923 году в Бельгии и Голландии,  были из этой партии и попали в Европу через Читу - Харбин - Владивосток, и такая же участь ожидала остальное. И как знать,  если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме, заставившая возвратить драгоценности на показательную выставку в Москву, то не потеряли бы мы все и навсегда?!  
Дальнейшее известно. 

В 1925 году возникла  Главная  контора Госторга СССР  по скупке и реализации антикварных вещей «антиквариат». Тогда же вышла брошюра «Алмазный фонд СССР»  ,  где  прямо говорилось , что при Советской власти эти сокровища «зажили новой жизнью так или иначе примут участие в общей  созидательной  работе,превратясь  в  столь  необходимое  для  рабоче-крестьянское государства предметы, как машины и т.п.». Осенью 1926 года упомянутая брачная  корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Первого, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских  бриллиантов  и  индийских  изумрудов,  бриллиантовой (2000 штук!)  табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией императорских  пасхальных  яиц  Фаберже и прочим была куплена у советского  правительства  и  доставлена в Америку торговцем Норманом Вайсом. 

Приведенные  документы  неопровержимо  доказывают,  что распродажа национальных сокровищ в СССР началась не в годы индустриализации, а значительно раньше.  Она переживала, как минимум, два пика: в 1920-1923 и в 1928-1934 годах. 

Выставка Алмазного фонда открылась  в 1967 году.

Сегодня вся экспозиция разбита  на семь групп:

  • Коронационные императорские регалии;
  • орденские знаки;
  • ювелирное искусство XVIII - XIX веков;
  • работы мастеров-ювелиров второй половины ХХ века;
  • алмазы российских месторождений;
  • редкие ювелирные и поделочные камни;
  • самородки золота и платины.

Постоянно действующая экспозиция состоит из двух залов. В первом экспонируются  алмазы, бриллианты, разнообразные  драгоценные камни, уникальные самородки  и изделия современных ювелиров. Во втором зале выставляются исторические ценности.

Семь исторических камней:

  • Алмаз «Орлов» 189,62 карат;
  • алмаз «Шах» 88,70 карат;
  • плоский портретный алмаз 25 карат;
  • гигантская шпинель 398,72 карат;
  • гигантский изумруд 136,25 карат;
  • гигантский цейлонский сапфир 258,18 карат»
  • гигантский оливково-зеленый хризолит 192,6 карат.

 

2.2. Наиболее значимые экспонаты Алмазного фонда

 

Большая императорская корона, в  которую вставлена благородная  шпинель - один из семи исторических камней Алмазного фонда.

Большая императорская корона Российской империи венец, изготовленный придворным ювелиром Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота с крестом 27,5 см. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета - благородная шпинель. Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Корона российской империи изготовлена  в виде головного убора восточных  традиций, состоит из драгоценных  металлов, серебра и золота: двух серебряных полушарий, усыпанных бриллиантами, разделенных бриллиантовой гирляндой  и двумя рядами жемчужин, скрепленных  невысоким венцом, состоящим из большой  шпинели, входящей в число 7 исторических камней, и креста из 5 огромных бриллиантов. Мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов  общим весом в 2 858 карат и 72 индийских  жемчужины, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных  матовых жемчужин. Высота короны с  крестом составляет 27,5 см.

Самым известным из драгоценных  камней короны является рубин (шпинель) на дуге весом в 398,72 карат, разделявшей  две половины короны. Камень был  приобретён в 1676 году у китайского императора Кансим  и доставлен на Русь ученым и писателем Николаем Спафарийем, находившимся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине с 1675 до 1678 г.

Этот знаменитый рубин кочевал  из одной короны в другую и первоначально  украшал императорский головной убор Елизаветы Петровны. Поверх рубина крест из пяти больших бриллиантов. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом.

Две полусферы олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи и объединяющей два континента в победе над османами. Соединённые  у основания короны и обрамлённые  жемчугом, они изображают латинскую  букву «V» (Виктория - победа). Снизу  сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в  рисунке гирлянды между полушариями  помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и  прочность власти.

Малая императорская корона Российской империи - одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в  Алмазном фонде Российской Федерации.

Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

5 апреля 1797 г., в первый день Пасхи,  в Успенском соборе Московского  Кремля митрополит Новгородский  и Санкт-Петербургский Гаша увенчал  голову нового императора России  Павла I (1754-1801) короной. Это была  большая императорская корона, изготовленная  ювелиром Иеремией Позье для  императрицы Екатерины II. Одновременно  с Павлом короновалась и его  жена Марья Федоровна (1759-1828); это  было первое в истории России  совместное коронование императора  и императрицы. На ее голову  была водружена малая императорская  корона, специально выполненная  для этого случая братьями  Дювалями. После убийства Павла  I, совершенного в результате дворцового  заговора, на власть вступил его  старший сын мужественный защитник  Павлович. Он был женат на немецкой  принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Баденской  (1779-1826).  При переходе в вера Елизавета-Марья приняла имя Елизаветы Алексеевны. Во время коронации на ее голову была возложена малая императорская корона.

Малая императорская корона сделана  по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край короны составлен из 22 больших бриллиантов.

Скипетр императорский с алмазом  «Орлов» был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II и ныне хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Использованные материалы -  золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль. Длина 59,5 см.

Гладко отшлифованная золотая  поверхность скипетра перехвачена  восемью бриллиантовыми ободками, ручка  прочеканена каннелюрами (вертикальными  желобками), усиливающими игру светотени.

Скипетр завершает литой золотой  двуглавый орёл, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы монархической власти усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр  в 1774 году.

Орлов - самый крупный и знаменитый из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда, с 1784 года украшающий Императорский скипетр Екатерины Великой. Алмаз был найден в Индии в конце XVII века - начале XVIII века. По дошедшим до нас сведениям, алмаз при огранке «похудел». Изначально вес этого белого алмаза со слабым зеленоватым отливом оценивался в 400 карат, но после огранки в форму бриллианта его вес сильно снизился и оценивается в 189,62 каратов. Это один из немногих алмазов, сохраняющих первоначальную индийскую огранку.

О происхождении камня размером с половину куриного яйца известно точно лишь то, что он был приобретён в Амстердаме у армянского или  персидского торговца за 400 тысяч  флоринов графом Г. Г. Орловым и в 1773 году преподнесён им Екатерине II в день именин вместо букета цветов в тщетной надежде вернуть  её утраченную милость. Но это лишь официальная версия. На самом деле бриллиант Орлов не покупал, денег за него не платил и очень недолго держал его в своих руках. Камень купила сама Екатерина II, заплатив за него из государственной казны. Но чтобы отвести от себя обвинения в мотовстве и неразумных тратах, она придумала целый спектакль, а камень получил имя Орлова. Весть об этом поистине царском подарке облетела всю Европу, так как ни один из европейских монархов не мог похвастаться бриллиантом такого размера.

Подобно другим драгоценностям XVIII века, раннюю историю «Орлова» связывают  с индийским храмом. Наиболее популярно  предание о том, что около 1750 года его вывез в Мадрас из храма  в Серингапатаме британский солдат, выдававший себя за индуса. Более вероятно, что «Орлов» был получен при переогранке описанного Тавернье алмаза «Великий Могол», скорее всего, вывезенного Надир-шахом в Персию в 1739 году

Держава императорская - 1762 год. Золото, бриллианты, сапфир, алмаз, серебро. Высота с крестом 24 см. Длина окружности шара 48 см. Изготовлена придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом для коронации императрицы Екатерины II.

При подготовке к коронации Екатерины II выяснилось, что драгоценные камни  с державы императрицы Елизаветы  Петровны давно сняты, а золото- «пущено в дело». В необычайно короткий срок была выполнена новая держава, которая с изменениями дошла до наших дней. В виде небольшого с гладкой, безукоризненно отполированной золотой поверхностью шара на невысоком профилированном основании держава производила впечатление богатого и роскошного изделия, благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху.

В начале 70- х годов XVIII века держава  была украшена двумя камнями, изменившими  ее общий вид. Между ажурным бриллиантовым  крестом и полуобручем был помещен в окружении бриллиантов огромный сапфир индийской огранки весом в 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском - большой алмаз весом в 46,92 карата, совершенно чистый камень, с синеватым отливом. Свой современный вид императорская держава приобрела только при Павле Первом. Под крестом появился огромный сапфир, а в центре бриллиантовых поясов -- крупный бриллиант.

Бриллиантовый знак на цепи и звезда к нему ордена Апостола Андрея Первозванного  первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917.

Учрежден  Петром I и при жизни являлся единственным орденом Российской империи. Первым кавалером ордена стал дипломат Фёдор Головин в 1699.

Первоначально восьмилучевая звезда ордена была не металлическая, а вышитая («Орденскую восьмиконечную звезду должно пришивать на кафтане и епанче, в середине оной золотое поле, в котором серебряный крест»). Выдавался лишь знак ордена. Так сложилось исторически, понятие орден обозначало организацию, члены которой носили знаки принадлежности к этой организации.

Орденский знак имеет две стороны: передняя представляет изображение Св. Андрея, висящего на так называемом Андреевском кресте, предоставленном продолговатым изображением в виде косого креста, на котором сей святой Апостол был распят. На задней же стороне изображен двуглавый орел с тремя золотыми коронами, означенный золотою и синеватою тенью на крыльях.

Знаки ордена Андрея Первозванного  состояли из:

1) Знака-креста, основным изображением  которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной  конфигурации;

2) серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи. Единственный из всех российских орденов, который имел цепь.

Информация о работе Московский кремль