Шпаргалка по "Истории архитектуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

позднее барокко - первая половина XVIII в.
Стилем этой эпохи - с конца XVI и почти до конца XVIII в. является барокко (итал, barocco - странный, причудливый; порт, perola barrocca - жемчужина неправильой формы. Существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Как и Контрреформация, этот стиль распространился из Рима. Сооружения этого стиля, пышность декораций пропагандировали авторитет церкви и государства. Стиль барокко на протяжении почти 150 лет являлся единственной стилевой формой, которая отвечала всем художественным, духовно-историческим и общественным потребностям современников.

Работа содержит 1 файл

Ответы, Ист. арх. IV.docx

— 6.27 Мб (Скачать)

 

воротах и колоннах сочетались античные приемы и образы с элементами позднего итальянского Возрождения. Со временем заставы перестали играть свою роль, а в годы революции началось их разрушение. Вследствие быстрого развития города заставы вскоре оказались в самой гуще разросшейся застройки.

 

 

Рис. 6.29. Парижский диаметр,

XVII - начало XIX вв.:

1 - площадь Звезды; 2 - Елисейские поля;

3 - лерковь Мадлен; 4 - площадь Согласия;

5 - Вандомская площадь; 6 - опера;

7 - Тюильрийский сад; 8 - Пале Рояль;

9 - Лувр; 10 - о. Ситэ и собор Нотр Дам де Пари; 11 - Дом инвалидов; 12 - Марсово поле;

13 - Эйфелева башня



 

 

Рис. 6.30. Площадь Согласия,

середина XVIII в., архитектор Габриэль, фрагмент генплана:

1 - площадь Согласия; 2 - Тюильрийский сад; 3 - Елисейские поля;

4 - улица Рояль; 5 - церковь Мадлен



В сегодняшнем Париже сохранились  лишь четыре заставы, да и то с искажениями. «Ротонда Шартра» у входа в парк Монсо - круглый храм с дорическими колоннами. На площади Сталинграда - ротонда ла Вийет в виде цилиндра с арками и колоннадой на массивном основании с дорическими портиками. Застава Данфер неподалеку от обсерватории - два симметричных квадратных павильона, фланкирующих авеню Данфер-Рошеро. Застава дю Трон у круглой площади Нации в восточной части города представляет собой композицию из двух симметричных квадратных павильонов и двух монументальных колонн, цоколи которых являлись в свое время караульными помещениями.

Все четыре заставы - это редкие сохранившееся  произведения Леду - архитектора, в свое время захватившего мысли целого поколения зодчих не только Франции, но и других стран Европы. Грандиозное мероприятие Леду – пояс застав - отразило новый урбанистический взгляд на город, стремление охватить его единой архитектурной системой.

37. Проанализировать планировочную организацию парижских площадей: Вогезов, Вандомской, Согласия.

Характерными особенностями  площадей XVII в, Франции являются правильные геометрические очертания, закрытый характер (застроены по периметру), единообразие сооружений, их окружающих, четко выраженное осевое построение, обелиск или скульптура в центре.

 

Соразмерность площади, ясное композиционное построение определили ее важное значение как образца градостроительного искусства Франции конца XVII в.

Вторая  площадь, построенная Ж.-А. Мансаром в этот период, - площадь Побед - располагалась на перекрестке двух новых улиц. В центре - конная статуя Людовика XIV работы Жирардона. К моменту открытия площади застройки еoе не было, а круговой периметр площади отмечала декорация на холсте с

изображением фасадов, задуманных архитектором. Ж.-А. Мансар придерживался прежней традиции обеспечения единства застройки площадей единообразными фасадами, в данном случае с аркадой по нижнему ярусу, ионическими пилястрами большого ордера, с люкарнами на высоких крышах с изломом, которые носят название мансардных по имени архитектора Франсуа Мансара.

Площадь Вандом, строительство которой завершили в 1701 г., в плане представляет четырехугольник со срезанными углами, окруженный по периметру однотипными зданиями. Они объединены единой крышей в отличие от зданий на площади Вогезов, построенных почти на столетие раньше. Известно, что для обеспечения единообразия окружающих площадь домов Мансар начал возводить только лицевые фасады. Первый рустованный этаж представляет собой аркаду, на осях двух длинных непрерывных сторон и на срезанных углах архитектор разместил шести- и четырехколонные портики с полуколоннами коринфского ордера и барельефами на фронтонах. Все фасады обработаны коринфскими пилястрами. В центре была установлена конная скульптура Людовика XIV работы Жирардона. В революцию она была снесена, а в начале XIX в. в центре площади установили триумфальную колонну, посвященную победам Наполеона.

СОГЛАСИЯ. Проект не был заказан какому-то одному архитектору, вместо этого объявили конкурс, в котором приняли участие самые именитые зодчие, в том числе Сервандони, Суффло и Габриель. Победу одержал проект Жак-Анжа Габриеля. Оригинальность его проекта заключалась в том, что площадь была полностью открыта, и только в северной ее части стояли два великолепных дворца. Прототипом фасада для них послужила луврская колоннада Перро. По своей элегантности колоннада Габриэля превзошла оригинал. Два дворца предназначались для размещения официальных гостей королевства, но по своему назначению никогда не использовались. Со временем один из них был продан герцогу Крийону и оставался во владении семьи до 1904 года, в 1909 во дворце была открыта самая фешенебельная и по сей день гостиница Парижа "Крийон". Во втором дворце сначала располагался королевской склад мебели. Под мебелью короли подразумевали картины Рафаэля, доспехи, украшенные драгоценными камнями, ковры из галерей Лувра и даже алмазы. В 1763 году состоялось торжественное открытие: площадь получилась в плане восьмиугольной, рвы, которые засадили цветами и травой, застройке не подверглись, к ним спускались лестницы, а остальную часть окружала балюстрада, сохранившаяся по сей день. В самом центре была установлена статуя короля работы скульптора Бушардона, которую мастер не успел завершить, и Пигаль придал ей окончательный вид. В своем первозданном великолепии площадь просуществовала 30 лет. Самые большие изменения площадь пережила в годы правления Луи-Филиппа. С архитектурной точки зрения подобную площадь должна обязательно украшать статуя, эту проблему обсуждала вся страна. Одни предлагали восстановить статую Людовика XV, другие хотели установить памятник Людовику XVI, чтобы никого не обидеть и не накалять и без того сложную политическую ситуацию. Луи-Филипп решил установить на площади обелиск, подаренный вице-королем Египта Мухаммедом Али. 25 октября 1836 году обелиск высотой в 23 метра и весом 220 тонн не без труда был воздвигнут в центре площади. Еще через несколько лет архитектор Гитторф установил по бокам обелиска два фонтана, созданных по подобию фонтана святого Петра в Риме, а на каждом углу площади появились статуи, символизирующие восемь главных городов страны.

В середине XVIII в. в Париже создается ансамбль площади Согласия (1753-1763), представляющей собой новый тип открытой столичной площади. Площадь Согласия построил Ж. Габриэль.

Во Франции  в конце XVIII – начале XIX в. продолжалось развитие классицизма, ставшего теперь орудием победившей буржуазии, видевшей в античных триумфальных сооружениях отражение своих собственных стремлений. В это время возводятся триумфальные арки, например арка на площади Карусель в Париже, позже арка на площади Звезды, которая отличается грандиозными размерами и прекрасной скульптурой рельефов.

38. Формирование диаметра Восток-Запад в Париже и его влияние на планировочную структуру города.

Широко раскрытая к Сене площадь  расположена на пересечении двух осей. Ось площади от церкви Мадлен до Бурбонского дворца на другом берегу реки перпендикулярна парижскому диаметру восток-запад. Первоначально площадь ограничивалась рвами и балюстрадами, в центре располагалась конная статуя короля работы Бушардона, которая была обращена в сторону дороги на Версаль, а ее пространство открыто с трех сторон. Вдоль северной границы открытого пространства в 1757-1775 г. Габриэль разместил два одинаковых трехэтажных здания, каждое из которых было около ста метров длиной и находилось на расстоянии тридцати метров друг от друга. Разрыв открывал короткую перспективу улицы Рояль, ось которой замыкается церковью Мадлен (архитектор Д. Иври, позже ее перестраивали архитекторы Юве и Виньон). С юга площадь ограничивает река, с восточной - Тюильрийский парк, с запада - зеленые насаждения Елисейских полей (рис. 6.29, 6.30). Габриэль своей площадью связал Лувр с Версалем, образовав ось Лувр - Версаль. Пространство площади взаимодействует с окружающим ландшафтом. Ее композиционное построение складывается из элементов урбанистического пейзажа, расположенных на большом удалении. В качестве фона вовлекаются и высоты Монмартрского холма, и купола соборов, и башни церквей.

Париж продолжал расти, осваивая новые  территории. Началась застройка пространства между Парижем и деревнями, предместий, свободных территорий к северу от Больших бульваров и церкви Мадлен к Монмартру, носивших название Поршерон (свинопасов). Продолжалось строительство отелей, устройство парков. Для регламентации строительства принимались нормативные указы. В 1783 г. была узаконена зависимость между высотой здания и шириной улицы, введена нумерация домов. Улицы становились более благоустроенными: появились дощатые тротуары, освещение масляными лампами. В массовом порядке сносили дома на мостах, запретили хоронить в пределах города и, как следствие, был объявлен конкурс на проект кладбища. Преобразования Сены должны были обеспечить проход кораблей из Гавра в Руан. Новый водопровод начал доставлять воду в Париж из рек Иветта и Беврон, уже в 1777 г. вода поступила в фонтаны на улицах и к частным владениям.

В годы революции был  разработан проект перепланировки Парижа - план Комиссии художников (1794 - 1797 гг.), который предусматривал очень большие работы по реконструкции города и его благоустройству. Создан он был на основе топографического плана Парижа. К основным положениям плана относились:

прокладка большой магистрали «Запад-Восток» от площади Согласия до Бастилии (вдоль Тюильри до площади  перед восточным фасадом Лувра, затем, сделав излом, от середины колоннады  Лувра на восток до площади Бастилии). Она образовала первый парижский  диаметр;

создание площади с  улицами-радиусами перед обсерваторией (южное направление);

расчистка острова Ситэ;

прокладка новых улиц;

огромный комплекс мероприятий, направленных на благоустройство и  повышение санитарно-гигиенических  показателей городской среды, среди  них упорядочение набережных, благоустройство  рынков, озеленение, освещение города, устройство новых колодцев, закрытие некоторых кладбищ внутри города и многое другое.

39. Характерные черты классицизма Франции (на конкретных примерах). Специфика развития классицизма.

Архитектура Франции XVII в. представляет собой пеструю картину: на фоне классицизма, который был ведущим направлением в архитектуре того времени, переплетаются  ренессанс, реминисценции готики и  барокко. Термин классицизм ведет свое начало от латинского classicus – образцовый – и указывает на отношение искусства к классике античности как к идеальному образцу. Значение стилевого термина архитектуры и изобразительного искусства классицизм получил только в конце XIX в.

Эпоха классицизма во Франции охватывает большой период: с начала XVII по первую половину XIX в. и за время своего существования  переживает два расцвета - во второй половине XVII в. и во второй половине XVIII в. Часто второй расцвет классицизма  называют неоклассицизмом.

XVI в., во второй своей половине ознаменованный гугенотскими войнами, вызвавшими негативные изменения в хозяйственной и политической жизни страны, завершился Нантским эдиктом 1598 г., который разрешил гугенотам занимать государственные посты. Гражданские войны прекратились. Идеология абсолютизма формировала новые формы во всех сферах творческой деятельности. В различных областях художественной культуры складывались свои особенности:

в литературе главенствующей становится тема гражданского долга, победы общественного начала над личным;

драматургия классицизма: конфликт разума и чувств, страсти и долга несли отражение противоречий между человеком и окружающим его миром;

живопись также выдвигала на первый план общественное начало, торжество разума над чувством, значение античного искусства как непререкаемого образца. Ведущим жанром стала историческая живопись, позже - портрет пейзаж. Бытовой жанр и натюрморт отсутствовали;

архитектура, в значительной мере связанная с практическими интересами общества, оказалась в наибольшей зависимости от абсолютизма. Именно поэтому расцвет архитектуры французского классицизма относит, ко второй половине XVII в., когда абсолютизм достиг апогея. В основе классицизма лежало обращение к античности, выработка национального архитектурного стиля.

40. Градоформирующая  роль Лувра и основные этапы его развития.

В 1661 г. Луи Лево получил заказ на завершение Лувра. Зодчий повторил мотив Леско и Лемерсье в трех новых фасадах, и четырехугольник дворца замкнулся.. Однако восточный фасад, который выходил на площадь, был признан не стишком репрезентативным. Кольбер объявил конкурс на проект восточного фасада Лувра, в котором приняли участие не только французские архитекторы Лемерсье, Леблон, Перро и другие, но и итальянские: Бернини, Райнальди, Кортона. Бернини приезжал в Париж и был, принят с королевскими почестями, однако его проект не прошел, так как был слишком барочным, что на тот момент было уже не очень современным (рис. 6.9).

 

 

Рис. 6.9. Париж. Восточный фасад Лувра. Проект Бернини



Победил Клод Перро, врач по специальности, разработавший ясную торжественную композицию с четкими выразительными формами, в структуре которой присутствовали элементы барочных приемов.

Восточный фасад Лувра Клода Перро представляет собой величественную протяженную колоннаду, состоящую из парных колонн на высоком цоколе (рис. 6.10). Парные колонны характерны для французской архитектуры XVII в. Они придавали ритмичность длинным единообразным фасадам дворцов. Широкие пролеты между колоннами оставляли место для больших окон и подъездов. Громадный ансамбль Лувра составил новую центральную часть Парижа.

 

 

Рис. 6.10. Париж. Восточный фасад  Лувра. Архитектор К. Перро



41. Рококо. Его характеристика, особенности, время распространения.

Стиль(франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725—50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы (Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёиман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии), стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории архитектуры"