Шпаргалка по "Истории архитектуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

позднее барокко - первая половина XVIII в.
Стилем этой эпохи - с конца XVI и почти до конца XVIII в. является барокко (итал, barocco - странный, причудливый; порт, perola barrocca - жемчужина неправильой формы. Существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Как и Контрреформация, этот стиль распространился из Рима. Сооружения этого стиля, пышность декораций пропагандировали авторитет церкви и государства. Стиль барокко на протяжении почти 150 лет являлся единственной стилевой формой, которая отвечала всем художественным, духовно-историческим и общественным потребностям современников.

Работа содержит 1 файл

Ответы, Ист. арх. IV.docx

— 6.27 Мб (Скачать)

Большое влияние на развитие архитектурных конструкций оказало  появление железа в качестве строительного  материала. Господствующим стилевым направлением в этот период оставался классицизм. Однако появлялись идеи, в которых  оспаривалась сама классическая система. Вместе с тем архитекторы вели поиск новой стилистики, новых композиционных решений и форм. Коренных преобразований в архитектуре не произошло, но изменившееся время, появление новых материалов, конструкций, эстетических критериев сделали заметными противоречия между формой и функцией, формой и конструкцией.

Годы революции, вызвавшие  большие негативные изменения в  экономике, социальной и общественной жизни, характеризовались застоем  в строительстве. Но вместе с тем  архитектурная мысль в это  время интенсивно развивалась. Проекты Булле (1780-1790) представляли собой впечатляющие композиции, отражающие новые идеи. Другой архитектор этого времени, Леду, в своих работах ломал привычные пропорции, создавая подчеркнутую экспрессивность. В творчестве зодчего Леке отход от классики проявился в использовании широкого спектра самых разнообразных мотивов. Эклектика превратилась в одно из вправлений в архитектуре XIX в.

Архитектурные замыслы революционных  лет отличались гражданственнотью содержания, например, проекты общественного зернохранилища, Соединенных академий, Дворца правосудия, Национальной школы изящных искусств, Форума, или общественной площади, и др.

В годы революции был  разработан проект перепланировки Парижа - план Комиссии художников (1794 - 1797 гг.), который предусматривал очень большие работы по реконструкции города и его благоустройству. Создан он был на основе топографического плана Парижа. К основным положениям плана относились:

прокладка большой магистрали «Запад-Восток» от площади Согласия до Бастилии (вдоль Тюильри до площади  перед восточным фасадом Лувра, затем, сделав излом, от середины колоннады  Лувра на восток до площади Бастилии). Она образовала первый парижский  диаметр;

создание площади с  улицами-радиусами перед обсерваторией (южное направление);

расчистка острова Ситэ;

прокладка новых улиц;

огромный комплекс мероприятий, направленных на благоустройство и  повышение санитарно-гигиенических  показателей городской среды, среди  них упорядочение набережных, благоустройство  рынков, озеленение, освещение города, устройство новых колодцев, закрытие некоторых кладбищ внутри города и многое другое.

Реализация этого плана  частично началась в период Консульства, а затем получила продолжение  в последующие десятилетия вплоть до перепланировки Парижа бароном Османом.

В XIX в. городское население  Франции, как и других стран Европы, быстро увеличивалось за счет сельского. Однако во Франции концентрация населения происходила главным образом в районах с развитой текстильной промышленностью. Париж, который быстро рос при Наполеоне, стал центром градостроительных преобразований. Наполеон хотел создать столицу империи, которая могла бы соперничать с императорским Римом. Опираясь на принципы, сложившиеся в градостроительстве Франции к началу XIX в., архитекторы прокладывали прямые улицы, использовали монументальную перспективу, лучевую систему планировки, единообразие в оформлении фасадов целой улицы или площади и др.

К числу главных градостроительных  работ этого времени можно  отнести пробивку улицы Риволи на правом берегу Сены вдоль сада Тюильри. Д. Фонтен застроил одну ее сторону одинаковыми фасадами, оставив вторую сторону открытой в сторону сада. Для соединения Лувра и Тюильри с северной стороны начали постройку галереи. Со стороны двора в ней был повторен ордер Большой галереи.

 

Рис. 6.34. Арка Карусель, 1806 - 1808 гг., архитекторы  Персье и Фонтен



На расчищенном от бессистемной застройки участке между дворцами Тюильри и Лувр Персъе и Фонтеном из цветного мрамора была построена триумфальная арка Карусель (1806 - 1808) в честь победы Наполеона под Аустерлицем. Трехпролетная арка высотой чуть меньше пятнадцати метров очень напоминает триумфальные арки Древнего Рима. О победах Наполеона рассказывают шесть барельефов на фасадах арки. В 1828 г. скульптор Бозио выполнил модель колесницы с упряжкой из шести коней (рис. 6.34).

 

Строительство другой триумфальной арки в честь побед Наполеона получившей название арка Звезды или Триумфальная арка) было начато в 1806 г. на самой высокой точке Елисейских полей - холме Шайо (рис. 6.35). Разработка проекта арки была поручена архитекторам Ж.Ф. Шальгрену и Ж.-А. Раймону, но в конечном итоге автором остался Ж. Ф. Шалъгрен. Вскоре после смерти Шальгрена пала Наполеоновская империя, и арка осталась недостроенной. В 1823 г. Людовик XVIII приказал закончить арку. В завершении работ принимали участие несколько архитекторов, в результате первоначальный замысел был нарушен. Скульптор Рюд со стороны Елисейских полей создал великолепную, полную динамики композицию Марсельезы, или «Отправление в поход». На другом устое - адекватная композиция скульптора Корто на тему «Триумф во славу победы под Веной». На противоположной стороне устоев также находятся барельефы.

 

 

Рис. 6.35. Триумфальная арка на пощади де Голля в Париже, начало 1806 г.,

архитектор Шальгрен



Однопролетная триумфальная арка Звезды имеет громадную высоту – 50 м. Большая круглая площадь с двенадцатью расходящимися улицами соответствует грандиозности мемориального сооружения. Реконструкция площади была произведена в 1860-х гг., когда были построены 12 особняков, закрепивших расходящиеся от площади лучи. В середине XX в. площадь получила имя генерала де Голля.

Военные победы прославляла  и Триумфальная колонна, воздвигнутая в 1806 - 1810 гг. в центре Вандомской площади на месте снесенного в дни революции памятника Людовику XIV. Авторы Ж. Гондуэн, В. Денон и Ж.Б. Лепер за образец приняли знаменитую римскую колонну Траяна. Слегка видоизменив ее, они увили ствол колонны спирально развертывающейся лентой с барельефом,

 

изображающим сцены  наполеоновских походов. Для отливки колонны использовались военные трофеи из бронзы. Вершина колонны увенчана фигурой Наполеона в образе римского императора.

Важным произведением периода Империи является храм Мадлен (рис. 6.36). Строительство храма как купольной композиции было начато еще в конце XVIII в. Предполагаемое назначение здания менялось до тех пор, пока Наполеон в 1805 г. не приказал завершить постройку как храм побед его армии. Окончательный образ сооружения в виде римского периптера коринфского ордера, с глубоким портиком на высоком подиуме, принадлежит творчеству Б. Винъона. После падения Наполеона тот же автор приспособил здание под церковь, устроив апсиду и капеллы. Храм стоит на пересечении двух осей площади Согласия, и портик храма светло-желтого цвета замыкает перспективу с этой площади.

 

 

Рис. 6.36. Вид на церковь Мадлен с  площади Согласия, архитекторы д'Иври, Юве, завершена в 1805 г. архитектором Виньоном



Ко времени Первой империи относится  создание в Париже ряда больших архитектурных  перспектив, которые связали в  общую структуру площади, расположенные далеко друг от друга. Ориентирами этих перспектив часто становились существующие здания. Такими явились улица Суффло, проложенная по оси Пантеона, и улица Валь-де-Грас, ориентированная на одноименную церковь монастыря. Архитекторы Персъе и Фонтен разработали новый генеральный план развития Парижа, отличающийся грандиозностью замыслов. Продолжались значительные работы по благоустройству города.

Многие особняки, построенные в  этот период, отличались от традиционного  типа отеля. Планировка квартир в  доходных домах мало изменилась в  этот период по сравнению с предшествующим. Дома обычно имели простые фасады: рустованный первый этаж, прямоугольные, вытянутые в высоту окна с фронтонами. К концу первой трети XIX в. фасады начали усложняться.

Типичным примером французского неоклассицизма служит Комедии Франсез (1787 - 1790 гг.). Снаружи здание покрыто рустованным камнем, фасад украшает восьмиколонный дорический портик.

54. Градостроительные преобразования Парижа XVII - начала XVIII вв. (въезды в город, площади).

Градостроительные преобразования Парижа, проводившиеся в первой половине XVII в., были продолжены и в его  второй половине. План расширения Парижа, составленный Булле и Блонделем в 1676 г., предполагал развитие города на северо-запад, устройство прогулочных бульваров на месте старых укреплений, парадное оформление въездов в город. Были построены торжественные въезды в город, в качестве прообразов для которых послужили римские триумфальные арки. Блондель построил арку Сен-Дени (рис. 6.16), Булле - арку Сен Мартен, были возведены и другие. В Париже продолжали строительство королевских площадей. На рубеже XVII - XVIII вв. Жюлъ Ардуэн Мансар построил две площади: Вандом и Побед, обе посвящены Людовику XIV (рис. 6.17, 6.18).

Площадь Вандом, строительство которой завершили в 1701 г., в плане представляет четырехугольник со срезанными углами, окруженный по периметру однотипными зданиями. Они объединены единой крышей в отличие от зданий на площади Вогезов, построенных почти на столетие раньше. Известно, что для обеспечения единообразия окружающих площадь домов Мансар начал возводить только лицевые фасады. Первый рустованный этаж представляет собой аркаду, на осях двух длинных непрерывных сторон и на срезанных углах архитектор разместил шести- и четырехколонные портики с полуколоннами коринфского ордера и барельефами на фронтонах. Все фасады обработаны коринфскими пилястрами. В центре была установлена конная скульптура Людовика XIV работы Жирардона. В революцию она была снесена, а в начале XIX в. в центре площади установили триумфальную колонну, посвященную победам Наполеона.

 

 

 


 

Рис. 6.16. Париж, арка Сен-Дени, 2-я половина XVII в., архитектор Блондель




 

Рис. 6.17. Генплан центра Парижа



 



 

Рис. 6.18. Париж, площадь Вандом, закончена в 1701 г., архитектор Ж-А. Манеар



Соразмерность площади, ясное композиционное построение определили ее важное значение как образца градостроительного искусства Франции конца XVII в.

Вторая  площадь, построенная Ж.-А. Мансаром в этот период, - площадь Побед - располагалась на перекрестке двух новых улиц. В центре - конная статуя Людовика XIV работы Жирардона. К моменту открытия площади застройки еoе не было, а круговой периметр площади отмечала декорация на холсте с

изображением фасадов, задуманных архитектором. Ж.-А. Мансар придерживался прежней традиции обеспечения единства застройки площадей единообразными фасадами, в данном случае с аркадой по нижнему ярусу, ионическими пилястрами большого ордера, с люкарнами на высоких крышах с изломом, которые носят название мансардных по имени архитектора Франсуа Мансара.

Характерными особенностями  площадей XVII в, Франции являются правильные геометрические очертания, закрытый характер (застроены по периметру), единообразие сооружений, их окружающих, четко выраженное осевое построение, обелиск или скульптура в центре.

55. План комиссии художников (Франция к. XVIII - начало XIX вв.).

В годы революции был  разработан проект перепланировки Парижа - план Комиссии художников (1794 - 1797 гг.), который предусматривал очень большие работы по реконструкции города и его благоустройству. Создан он был на основе топографического плана Парижа. К основным положениям плана относились:

прокладка большой магистрали «Запад-Восток» от площади Согласия до Бастилии (вдоль Тюильри до площади  перед восточным фасадом Лувра, затем, сделав излом, от середины колоннады  Лувра на восток до площади Бастилии). Она образовала первый парижский  диаметр;

создание площади с  улицами-радиусами перед обсерваторией (южное направление);

расчистка острова Ситэ;

прокладка новых улиц;

огромный комплекс мероприятий, направленных на благоустройство и  повышение санитарно-гигиенических  показателей городской среды, среди  них упорядочение набережных, благоустройство  рынков, озеленение, освещение города, устройство новых колодцев, закрытие некоторых кладбищ внутри города и многое другое.

Реализация этого плана  частично началась в период Консульства, а затем получила продолжение  в последующие десятилетия вплоть до перепланировки Парижа бароном Османом.

56. Специфика развития архитектуры Франции XVII - XVIII вв.

В развитии архитектуры Франции XVII - начала XIX вв. выделяется несколько  периодов: архитектура эпохи абсолютной монархии XVII - XVIII в. (которая, в свою очередь, делится на четыре этапа. Каждый из них примерно соответствует датам жизни и правления французских королей и отражает изменения в архитектуре), архитектура времени Французской буржуазной революции, архитектура периода консульства и империй.

Архитектура Франции XVII в. представляет собой пеструю картину: на фоне классицизма, который был ведущим направлением в архитектуре того времени, переплетаются  ренессанс, реминисценции готики и  барокко. Термин классицизм ведет свое начало от латинского classicus – образцовый – и указывает на отношение искусства к классике античности как к идеальному образцу. Значение стилевого термина архитектуры и изобразительного искусства классицизм получил только в конце XIX в.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории архитектуры"