А.А. Дейнека. основные этапы творчества и произведения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- выделить основные этапы и произведения творчества А.А. Дейнеки в контексте искусства советского времени.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть творчество А.А. Дейнеки в различные периоды его творчества,
Проанализировать основные идеи и тематику произведений А.Дейнеки.
Рассмотреть наиболее значимые его работы соответствующих периодов, выяснить какую роль сыграл А.А Дейнека в развитии советского искусства.

Содержание

Введение 3
1. Искусство А.Дейнеки 20-х годов ХХ века 5
2. Творчество А.Дейнеки 30-40-х годов ХХ века 10
3.Искусство А.Дейнеки 50-х – 60-х годов ХХ века 19
4.Заключение 22
5.Список использованной литературы 24 6.Приложения 25

Работа содержит 1 файл

Дейнека.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
 

                    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

                      ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ  
 

                                                                                   Кафедра культурологии и                                                                                          менеджмента в культуре 
 
 

                                     КУРСОВАЯ РАБОТА

   на  тему : «А.А. Дейнека. Основные этапы творчества и произведения» 
 
 

                       

   Студентка ИСК,                                                               А.О. Машканцева

   1 курс, гр. 46-11. 

   Руководитель 

   Канд. культурологии, доцент                                           О.Н. Караваева 
 
 
 

   Ижевск 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение                                                                                                           3      
1. Искусство А.Дейнеки 20-х годов ХХ века                                                5   
2. Творчество А.Дейнеки 30-40-х годов ХХ века                                       10     
3.Искусство А.Дейнеки 50-х – 60-х годов ХХ века                                     19     
4.Заключение                                                                                                   22    
5.Список использованной литературы                                                          24         6.Приложения                                                                                                  25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

       Искусство советской эпохи - один из интереснейших периодов культуры XX века. Эти годы- время радикальных перемен в изобразительном искусстве, время смены художественных концепций и мировоззренческих позиций значительного числа художников, происшедших как под давлением внешних обстоятельств, так и в силу внутренних преобразований, суть которых сводится к переходу от поисков авангарда к традиционалистским направлениям. Особый интерес в этой сфере представляет творческий подход к изобразительной деятельности народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, Героя социалистического труда - А.А. Дейнеки, основой которого является душевная искренность, новаторское мастерство, беспощадный реализм и жизненный опыт. А.А. Дейнека известен в нашей стране, как самобытный художник и истинный патриот своего народа, творивший в трудную и противоречивую переходную историческую эпоху. Взаимодействуя с окружающим миром, художник впитывал в себя огромную массу впечатлений, преломляя их в своем сознании через сформировавшиеся у него взгляды, интересы, убеждения, установки и мировоззрения.

     Творчество  Дейнеки- это эпоха в истории  отечественной культуры. Оно отразило наиболее существенные черты искусства социалистического реализма и впитало в себя сложившиеся традиции русского искусства предыдущих эпох. Вот что сам говорил Дейнека об искусстве: «Искусство обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью» [11].

       Актуальной представляется попытка осмысления художественных особенностей и тематики произведений в широком культурологическом контексте, а также формулирование основных закономерностей общего процесса развития советского искусства, опирающегося на вехи творческого процесса одного мастера.

        Цель работы- выделить основные  этапы и произведения творчества  А.А. Дейнеки в контексте искусства  советского времени. 

        Для достижения цели поставлены следующие задачи:

      1. Рассмотреть творчество А.А. Дейнеки в различные периоды его творчества,
      2. Проанализировать основные идеи и тематику произведений А.Дейнеки.
      3. Рассмотреть наиболее значимые его работы соответствующих периодов, выяснить какую роль сыграл А.А Дейнека в развитии советского искусства.
 

                 Многие ученые рассматривали творчество А.А. Дейнеки и писали  научные работы в этой сфере. В своей курсовой работе я использовала авторефераты А.В. Губко, Н.Г Пановой и В.Б. Ревинской, которые в свою очередь брали во внимание работы таких критиков и исследователей как Я.Тугенхальд, М.Бабенчиков, Р.Кауфман и другие.  Нужно отметить, что их отношение к творчеству А.А. Дейнеки было неоднозначным. Одни говорили, что он один из величайших художников, другие не хотели воспринимать его всерьез. Также в курсовой работе использовались Интернет-ресурсы.

        Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. 
 

1.ИСКУССТВО А.А. ДЕЙНЕКИ 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

     Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете  тем, кто знал его мало, и тем, кто  знал его близко. Поэтому и суждения о нем как о человеке и как  о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего, и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства.

        У А.А.Дейнеки был беспокойный характер. Энергия и энтузиазм первых десятилетий ХХ в. созвучны творческому темпераменту художника. «Его время» именно в 1920-1930-е гг., когда были созданы самые яркие и талантливые произведения в живописи, в графике, в монументальном искусстве. Многим тогда казалось, что жизнь всей страны и каждого ее гражданина в отдельности начиналась заново, с чистого листа, и от усилий каждого зависело сделать ее полнокровной и счастливой. Можно открыть новый лист в истории и написать на нем послание всему человечеству, передать свой восторг от новизны только что родившегося мира. Страна жила духом разрушения старого и созидания нового.

        Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов А.А.Дейнека мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и совершенной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы - композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках А.А.Дейнеки, и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности.

             Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Творческий процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация художников революционной России» (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и др. Художники АХРР выступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы запечатлеть жизнь революционной России. Среди членов АХРР было много талантливых художников. В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в которую наряду с живописцами и графиками входили архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был замечательный живописец К. С. Петров-Водкин.

        Для Александра Дейнеки же ключевым становится «Общество художников станковистов». «Общество станковистов» (ОСТ) – одна из ведущих художественных группировок 1920-х, стоявшая у истоков развития советского искусства и во многом определившая пути его дальнейшего развития. Общество объединяло художественную молодежь 1920-х, выпускников ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Название группировки — общество художников-станковистов было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради задач художественно-производственных, что членам будущего ОСТа пришлось не по нраву. Собственно Д.П. Штеренберг ( один из художников, находящихся во главе основателей ОСТа), еще на своем посту в отделе ИЗО как преподаватель способствовал развитию данного производственного искусства, но как живописец и член ОСТа уже стал отстаивать плодотворность станковизма. «Антистанковисты-производственники», а затем АХРР (Ассоциации художников революционной России), стали основными противниками ОСТа. Остовцы боролись за возрождение станковой живописи, подкрепляя свои тезисы конкретным творчеством – тематическими картинами в которых новое содержание было выражено в ярких, активных формах. Художники ОСТ первые в истории советского изобразительного искусства стремились воплотить новое социальное содержание в новых художественных формах. В своих поисках новых средств выразительности они опирались на революционно-агитационное искусство эпохи гражданской войны и на мировое художественное наследие. Новаторство художников ОСТа проявилось в понимании нового содержания жизни, в раскрытии новых явлений и нового композиционного видения – это дало им возможность создать собственный стиль. Общество станковистов просуществовало 7 лет и организовало несколько выставок.

        На первую выставку, организованную  ОСТ в 1925 году, Александр Дейнека представил две большие по размеру картины, вызвавшие много разногласий у критиков из-за чрезмерной графичности. Это работы «В штреке» и «Перед спуском в шахту», а также рисунки, которые были интересны не только для творческой жизни ОСТа, но и для всей художественной жизни 1920-х годов.  В этих рисунках сочетается стремление к новому, что открывало дорогу в будущее и удаление от всего старого. Все это Дейнека раскрыва, не детально прорисовывая тот или иной рисунок, а умением подметить  движения, позы людей, манеру одеваться, ходить, разговаривать, работать. Он умело сочетал массивные формы и мельчайшие детали, обобщение и динамичность, монументальность и экспрессию.

        Вторая выставка станковистов состоялась в 1926 году. Александр Дейнека представил на ней картину «На стройке новых цехов». Дейнека учился у мастеров конструктивизма и в тоже время был увлечен немецким экспрессионизмом. Остов завода в картине «На стройке новых цехов» выполнен в сухой, графической манере и вызывает в памяти архитектуру конструктивизма [Приложение 1]. Фигуры, напротив, словно вылеплены цветом до ощущения скульптурного объема. Они показаны в сложных ракурсах, стремительном движении, что близко выразительным средствам экспрессионизма. Но если для экспрессионизма характерно трагическое мироощущение, то А.А Дейнека, напротив, утверждает мажорное, оптимистическое мировосприятие. Экспрессионизм интересен ему возможностью смело деформировать форму во имя выразительности образа. Художник выстраивает образную систему картины на контрастах и противопоставлениях. Например, все детали композиции сюжетно не обоснованы. Площадка, на которой находятся работницы, словно врезана в пространство картины: невозможно увидеть ни ее начала, ни конца. Художник точно передает резкое движение сильного, мускулистого тела откатчицы. Но если вагонетка продвинется дальше, то она «упадет» в пространство фона, «упадет» и женщина, потеряв опору. У вагонетки нет не только пространства для движения, но и рельс. Только одна полоса рельс перерезает полотно в нижней части, разделяя вагонетку и ноги женщины. Столь необычное построение композиции картины основано на принципе монтажа. Монтаж - основной прием в фотографии и кинематографе. Эти новые для того времени виды искусства оказали огромное влияние на живопись 1920-х годов. Дейнека оригинально показывает действительность новой эпохи. Не случайно героями его полотен часто становятся женщины. В 1920-е годы взгляд на положение женщины в обществе меняется. Она воспринимается, прежде всего, как соратник в труде и борьбе за новую жизнь. Художнику нужны символы, а не детальный рассказ. Важно передать энергию трудового порыва, ритм стройки, важно создать собирательный образ, раскрывающий созидательный пафос тех лет. Картина «На стройке новых цехов» не просто продолжила графическую манеру его первых двух композиций, но углубила и подняла её настолько, что можно было говорить о возникновении нового и своеобразного монументального стиля. Это картина, написанная не по традиционным композиционным законам реалистической картины, отличается динамикой, жизнеутверждением, и самое главное рабочий человек изображен в труде, а не в праздничном или сугубо бытовом состоянии.

       Очень большое место в творчестве А. Дейнеки занимает картина «Оборона Петрограда» [Приложение 2], которая была написана в 1927 году. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников...», — писал автор произведения Александр Александрович Дейнека [http://www.artvek.ru/iskusstvo/beseda08.html]. Эта картина выглядит черно-белой, тускло поблескивающей холодной сталью. 
Портретов обычного типа здесь нет. В суровых, напряженных, словно из камня вырубленных лицах застыла железная воля, твердая решимость. 
Может быть, этот прием — одна из счастливейших находок живописца — и дал картине ту могучую силу, которой она покоряет зрителя уже многие годы.  Вот что представляет из себя эта картина. Черная ферма железнодорожного моста повисла над улицей петроградской окраины. Чеканя шаг, проходит под ней рабочий отряд. Плечо к плечу идут мужчины и женщины, молодые и пожилые, здоровые и уже раненные в боях. 
Широким шагом идут женщины в тяжелых рабочих ботинках. Они не отстают от мужчин. Метет поземка, резкий ветер раздувает одежду. Вдали виднеются очертания городских зданий. Люди идут быстро. Их ведет вперед та огромная сила, которую зовут долгом, — и тогда не бывает отстающих. Теперь у них нет никаких мелких будничных дел и забот — на лица легла суровая печать. Ее кладет лишь мужество. Так идут в бой. 
Четкий ритм движения подчеркивают винтовки, дружно взятые на плечо. Монолитен рабочий отряд. Группа выступает на светлом фоне единым цветовым пятном: серые, защитные, голубоватые, розовые, сиреневатые тона тонко сгармонированы в единую темную гамму, отливающую на свету холодным металлическим блеском. Лиц почти не видно. Резкий контур стал здесь почти главным выразительным средством. А. Дейнека остро подчеркнул твердость и решимость героических защитников Петрограда. Присущие этой картине лаконизм, острая выразительность линии, четкость силуэта — черты, свойственные произведениям графики. Дейнека в 20-х годах много и очень успешно работал в области графики, сотрудничая в журналах «У станка», «Безбожник у станка». Художник бывал в творческих командировках, общался с рабочими, постепенно накапливая «творческий багаж», который постоянно нужен художнику. Однако Дейнека не переносит приемы графики в живопись механически. Он творчески использует лишь некоторые особенности графического языка, умно и тонко сочетая их с живописными находками. Это произведение было новаторским по приемам художественного раскрытия темы большого общенародного содержания. Образы революционных рабочих в картине «Оборона Петрограда» подняты до символов, значение и смысл которых — высокий пафос революционной борьбы — близки и понятны советским людям. 
Картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» — одно из лучших монументальных произведений в советском искусстве.

Информация о работе А.А. Дейнека. основные этапы творчества и произведения.