А.А. Дейнека. основные этапы творчества и произведения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- выделить основные этапы и произведения творчества А.А. Дейнеки в контексте искусства советского времени.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть творчество А.А. Дейнеки в различные периоды его творчества,
Проанализировать основные идеи и тематику произведений А.Дейнеки.
Рассмотреть наиболее значимые его работы соответствующих периодов, выяснить какую роль сыграл А.А Дейнека в развитии советского искусства.

Содержание

Введение 3
1. Искусство А.Дейнеки 20-х годов ХХ века 5
2. Творчество А.Дейнеки 30-40-х годов ХХ века 10
3.Искусство А.Дейнеки 50-х – 60-х годов ХХ века 19
4.Заключение 22
5.Список использованной литературы 24 6.Приложения 25

Работа содержит 1 файл

Дейнека.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

        Таким образом, среди особенностей творчества этого периода художника можно выделить следующие:

     - эпический охват явлений действительности;

     - монументальность композиции;

     - построение изображения крупным планом;

     - ясная архитектоника (построение художественного произведения) 
 
 

     2.ТВОРЧЕСТВО А.А. ДЕЙНЕКИ 30-40-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

        Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

         Вместе с тем, во многих областях  культурного развития были достигнуты  значительные успехи. К таковым  прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла.

         Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за  унификацию стилистическую и  идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д.Д. Шостакович, режиссер С.М. Эйзенштейн, писатели Б.Л. Пастернак, Ю.К. Олеша и др. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

         Как уже было сказано, определяющим  стилем в литературе, живописи  и других видах искусства стал  так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

         Ограниченность идейных рамок  соцреализма стала значительным  препятствием для развития советского искусства.

          Конечно же, это не могло не отразиться на творчестве Александра Дейнеки. И именно поэтому в 30-х годах в работах художника происходят существенные изменения, так как в это время он в стремительном темпе расширяет круг своих художественных поисков. Его искусство становится особенно непосредственным, живым, полным удивительной силы и свежести. Мастер в полной мере опровергает своими работами сложившееся о нем мнение, как о художнике-плакатисте, неспособном отразить в своем творчестве лирических интонаций личности и психологизма персонажей. Архивные рисунки, относящиеся к тому времени, свидетельствуют о широчайшем круге жанров, образов и тем, интересующих художника. Это прежде всего журнальная и станковая графика, плакат, портрет, лирически переданный городской и сельский пейзаж, а также новая архитектура,  новая техника, современная авиация, вырастающие на глазах заводы и фабрики.

         Если основной тематический ряд  графики в 20-х годах передавал романтически приподнятый трудовой процесс рабочих и работниц молодой страны советов и был еще во многом связан с монтажно-конструктивными и плакатными условными образами, то в начале 30-х годов он обогащается активными образными поисками простого человека, наделенного сложным внутренним миром, а также духовной и физической простотой.

         Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов . Ярким примером является картина «Бег», написанная в 1932-33 годах. [Приложение 3]. Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в этой картине. Для раскрытия образа массового захватывающего бега автор строит композицию на сопоставлении движущихся спортсменов и неподвижной фигуры девушки на первом плане. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено. Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения.

     Мотивы  счастливой страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека  находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ. Одна из них- самая лиричная его работа – «Будущие летчики» [Приложение 4]. На фоне огромного летнего неба, освещенного солнцем синего моря, изображены сидящие спиной к зрителю будущие летчики. Загорелые севастопольские ребятишки заняты обсуждением конструкции гидропланов. Каменные ступени набережной, голубое небо, спокойное море гармонируют с жизнерадостным настроением юных мечтателей. Художнику нравятся чистые цвета, большие планы, как бы созвучные прекрасному будущему. Картина представляет гимн достижениям страны, радостной потребности народа в красоте, свободном дерзании, творчестве.

         1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932) [Приложение 5], бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Этому помогают и естественная асимметричная композиция, и сдержанная простота колористического строя, и выбор моделей. Однако даже при таком обобщении образов, зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, настолько неповторимы и индивидуальны их живые черты. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Эта картина - не одинокая удача, она - первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе - 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе - 1933).

         Если в 20-е годы ему приходилось много домысливать, то действительность 30-х годов не только давала художнику больше практического материала, но и ставила его творчество в жесткие рамки государственного заказа. А экспрессивная, жизнерадостная, кипучая натура Дейнеки, его художественное мышление прирожденного монументалиста не могли и не хотели укладываться в эти рамки.

       Дейнеку привлекает идея долговременности искусства. Поэтому он обращается к мозаике. Классический материал, имеющий давние традиции и методы использования, в руках большого мастера обретает выразительное богатство. Перед художником стоят сложные задачи создания монументальных мозаик, предназначенных для станции метро «Площадь Маяковского». При оформлении станции «Маяковская» главной задачей было создать плафонные мозаики так, чтобы у зрителей возникала иллюзия уходящего ввысь неба. Тема этих мозаик – «Сутки страны Советов». В 35 мозаичных плафонах раскрывается панорама жизни страны. Позже художник оформил мозаичными плафонами также станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая». В 1938–1939 годах он выполняет эскизы плафонов. Они посвящены Стране Советов, ее героической молодежи. Размещение крупных по размеру фигур, исполненных жизненной энергии, внешней экспрессии, на фоне безграничного неба создает впечатление величественности. Восприятие мозаик на большой высоте символизирует авторскую мысль о вечной притягательности молодости, ее обаянии и силе.

        Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет - середины 1930-х годов - будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу - во Францию, Италию, США - в 1935 году.

     Во  время первой поездки за границу, в Америку, художник особенно интересовался  примерами современного синтеза архитектуры, скульптуры, монументальной и станковой живописи. Об этом он писал в письмах домой, говорил в докладах о поездке. Это суждения глубокого, тонкого профессионала. Его и тогда, и позже очень интересовали вопросы дизайна и формирования окружающей среды: изящность облика самолетов, практичность рабочей одежды. Интересно, что Дейнека не брал в путешествия фотоаппарат, считая, что рисунок лучше помогает входить в то состояние, которое пережито несколько лет назад.

     Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. Такова акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека - бродяги или безработного - на садовой скамейке. Таков «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

     Художественный  язык его произведений складывался  прежде всего из работы над формой. Художник признавался, что форма, рисунок интересуют его гораздо сильнее, чем цвет. Он был очень чувствителен к тончайшим ритмам формы и при этом удовлетворялся простыми цветовыми отношениями, хотя и любил цветовую неожиданность, контраст, видел в этом новизну, которая очень его привлекала. Дейнека не писал непосредственно с натуры, но синтезировал многочисленные наблюдения, из которых в душе художника рождается образ. Справедливо утверждая, что невозможно с натуры написать рывок бегуна, он приходил на стадион, на ринг и пытался поймать в очень беглых и быстрых набросках, как он говорил «нашлепках», точное характерное движение.

     Так же, как и у художников Возрождения, творчество которых Дейнека хорошо знал и любил, центральным образом  в его искусстве всегда был человек. Герой Дейнеки - цельная, гармоничная личность, но в нем очень мало психологии, критического отношения к себе и к окружающему. Таково свойство творческого видения художника, таково и видение эпохи. Возможно, это было своеобразной реакцией культуры на глубокий утонченный психологизм XIX столетия. Несомненно, что в ХХ в. художников и зрителей остро привлекало другое: личность в ее цельности - физической, нравственной, интеллектуальной, общественной, и этой своеобразной гармонии многое приносилось в жертву.

         Этой эпохе нужны были герои. И крупнейшие мастера: В.Мухина, П.Корин, А.Дейнека - обратились к современнику, к личности незаурядной, живущей рядом с нами. Роль искусства в жизни общества осознавалась как очень важная, но постепенно искусство все больше и больше попадало под пресс идеологии, становилось ее орудием. Многие художники обратились к «большому стилю» в искусстве, отдали дань монументализму. С середины 1930-х гг. и Дейнека занимался монументальным искусством, и это неизбежно накладывало особый отпечаток на его станковые работы: гладкие поверхности своих холстов он мысленно сопоставлял с поверхностью стен, на которых они будут находиться.

         Таким образом, особенностями творчества А. А. Дейнеки 30-х годов ХХ века являются следующие:

     - искусство становится особенно непосредственным, живым, полным удивительной силы и свежести;

     -  тематический ряд обогащается  активными образными поисками  простого человека, наделенного  сложным внутренним миром, а  также духовной и физической  простотой;

Информация о работе А.А. Дейнека. основные этапы творчества и произведения.