Феномен фольклора и его воспитательное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Содержание

Введение 3
1. Фольклор – средство национального воспитания 6
1.1. Понятие и сущность фольклора 6
1.2 Специфические черты фольклора 8
1.3 Функции и воспитательный потенциал фольклора 10
1.4 Жанры фольклора 11
2. Практика использования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания 21
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский) федеральный  университет»

Институт филологии  и искусств

Заочное отделение  русской филологии

 

 

Кафедра Современного русского языка

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине  «Устное народное творчество»

Тема: «Феномен фольклора и его воспитательное значение»

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы   

 

Курс 3

 

Научный руководитель _______________

 

 

 

Казань 2012

 

Содержание

 

Введение 3

1. Фольклор  – средство национального воспитания 6

1.1. Понятие и сущность фольклора 6

1.2  Специфические черты фольклора 8

1.3  Функции и воспитательный потенциал фольклора 10

1.4  Жанры фольклора 11

2. Практика  использования фольклора и фольклорных  жанров в системе национального  воспитания 21

Заключение 27

Список  литературы 29

 

Введение 

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и  вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений  и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов  народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению  к подрастающему поколению, и  воспитательные традиции в семье  и обществе, и связь и преемственность  поколений.

Фольклор является бесценным  национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными  усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе  национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного  фольклора был создан огромный пласт  этико-педагогических идей: уважение к  старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с  такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.

Фольклор с воспитывающим  содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусская классическая литература – это те понятия, которые оказывают  огромное влияние на формирование национального  характера. Он способствует творческому  развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы  и поговорки могут служить  основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Таким образом, фольклор –  это главный источник знаний о  принципах воспитания, сложившихся  в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая  природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную  сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью  и в то же время эффективного воспитательного  воздействия.

Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно  одновременно.

Воспитательный потенциал  фольклора безграничен. Сегодня  наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние  годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными  особенностями жанров фольклора, с  глубокой духовностью и мудростью  народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается  повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному  художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического  и национального самосознания каждого  народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая  требует бережного отношения  к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному  творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного  и изобразительного искусства –  это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину  народной жизни, дают яркую картину  быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его  достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Цель курсовой работы –  раскрыть значение фольклора в системе  национального воспитания.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать феномен фольклора и его воспитательное значение;

– дать характеристику основным жанрам фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;

– показать практическое применение основных фольклорных жанров в воспитании.

Объектом данной курсовой является многогранный феномен национального  фольклора, а предметом – жанры  фольклора и их воспитательный потенциал.

Методы, используемые при  написании курсовой – описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.

фольклор воспитательный жанр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Фольклор – средство национального воспитания 

1.1. Понятие и сущность фольклора

 

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

  • фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;
  • фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;
  • фольклор как явления художественного творчества народа;
  • фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;
  • фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается  то, которое связывает его в  основном с жанрами устного народного  творчества, то есть с вербальным, словесным  выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая  огромный вклад в развитие науке  о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически  с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного  творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие  не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство  и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры  профессионального искусства имеют  свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в  древности было тесно связано  с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также  зачатки научных знаний. Обрядовые  действия, посредством которых первобытный  человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с  различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано  с другими видами первобытного искусства  – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и  сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у  человечества накапливался все более  значительный жизненный опыт, который  необходимо было передать следующим  поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом  обществе складывался героический  эпос. Возникали также легенды  и песни, отражающие религиозные  верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни  общества в русском фольклоре  возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий  у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и  с появлением письменности в течение  многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди  высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло  стать всенародным достоянием.

1.2  Специфические черты фольклора

 

Одной из важнейших специфических  черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства  определенных групп, но и коллективно  создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.). Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

С коллективностью народного  творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал  только в устной передаче. Устная форма  существования народной поэзии ведет  к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения – это еще одна специфическая  черта фольклора – вариативность.

Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями  художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают  народному творчеству специфический  колорит.

Информация о работе Феномен фольклора и его воспитательное значение