Феномен фольклора и его воспитательное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Содержание

Введение 3
1. Фольклор – средство национального воспитания 6
1.1. Понятие и сущность фольклора 6
1.2 Специфические черты фольклора 8
1.3 Функции и воспитательный потенциал фольклора 10
1.4 Жанры фольклора 11
2. Практика использования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания 21
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.

1.3  Функции и воспитательный потенциал фольклора

 

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с помощью фольклора  осуществляется усвоение нравственно-поведенческих  культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие  нормы и ценности находят выражение  в системе образов. Раскрывая  характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает  народные представления о красоте  человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы  и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора  возможно воспитание уважительного  отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок  чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность  в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор белорусов занимает особое место в национальной культуре белорусов и выполняет следующие  функции:

  • эстетическая;
  • воспитательная;
  • познавательная.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

1.4  Жанры фольклора

 

Все фольклорные жанры  принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные.

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число  которых входят загадки, пословицы  и поговорки.

Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные  явления жизни и имеющее форму  законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли  многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня  и потребуется завтра. Когда в  пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости  от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям [6, 36].

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума. Удачный афоризм, созданный  индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Народные пословицы имеют  форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как  этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическими и т.д.

В пословицах много материала  практического характера: житейские  советы, пожелания в труде, приветы  и др.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С  педагогической точки зрения интересны  наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в  добрых нравах, в том числе и  правила хорошего тона; поучения, призывающие  взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого  рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения  педагогического опыта. В них  содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. Положительные  и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

В «Литературной энциклопедии»  загадка характеризуется как  «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». В основе определений загадки одни и те же признаки:

– по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

– описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

– описание лаконично и загадке присущ ритм.

Таким образом, загадка –  краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее  в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки призваны развивать  мышление детей, приучать их анализировать  предметы и явления из различных  областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении  позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок  в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых  различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в  процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым  формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью  загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая  функция загадки: она позволяет  воспитателю без каких-либо специальных  тестов и анкет выявить степень  наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также  уровень творческого мышления ребенка.

Поговорка – из простейших поэтических произведений, каковы басня  или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую  речь, элементы в которых сгущают их содержание; это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Пословицы и поговорки  представляют собой сравнительные  или иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость народа. Из этих двух росточков, метафор (в загадках) и образных сравнений (в поговорках), и вырастает народная поэзия.

Песенные жанры фольклора  представлены эпическими песнями и  балладами, обрядовыми и лирическими  песнями, частушками, трудовыми песнями  и импровизациями. К песенному  жанру присоединяются и причитания.

В песнях отражаются вековые  ожидания, чаяния и сокровенные мечты  народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим  оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро  в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песни – более сложная  форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное  назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия  являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Песня – сложная форма  народного поэтического творчества. Главное назначение песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью  осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным  средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя  и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они –  одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова  песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось  только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным  сторонам народных песен.

И сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно  называется счастьем, высшим благом. В  народе всегда считали, что песни  развивают голос, расширяют и  укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь».

Неоценимо значение песни  в трудовом воспитании детей и  молодежи. Как уже было сказано  выше, песни сопровождали и стимулировали  трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы  друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Наиболее характерные  особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Информация о работе Феномен фольклора и его воспитательное значение