Феномен фольклора и его воспитательное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Содержание

Введение 3
1. Фольклор – средство национального воспитания 6
1.1. Понятие и сущность фольклора 6
1.2 Специфические черты фольклора 8
1.3 Функции и воспитательный потенциал фольклора 10
1.4 Жанры фольклора 11
2. Практика использования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания 21
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и  песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

В младенчестве матери и  бабушки убаюкивают детей ласковыми  колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где  были? –

У бабушки…».

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

«Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.»

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.»

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

– Весна красна! На чём пришла?

– На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

Особое место в песенном фольклоре занимает колыбельная  песня.

Основное содержание колыбельных  песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости  и печали. В колыбельной песне  мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую  разрядку.

Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она  нераздельно соединена с практикой  воспитания детей именно в том  самом нежном возрасте, когда ребенок  – еще беспомощное существо, требующее  постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых  он просто не выживет.

В народных песнях радость  и горе, любовь и ненависть, веселье и грусть. В песнях выявляются лучшие черты национального характера белорусов: смелость, отвага, правдивость, гуманизм, чуткость, трудолюбие.

 

Заключение

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов  очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми  требованиями к качествам формируемой  личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для  всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал  народных средств и факторов воспитания без изменений и критической  оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся  с нашими представлениями о гуманизме  и общечеловеческих ценностях.

Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Оно была достоинством и умом народа. Оно становило и  укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло  глубоким содержанием всю его  размеренную жизнь, текущую по обычаям  и обрядам, связанным с его  трудом, природой и почитанием отцов  и дедов.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление  его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его  духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения  в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и  смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это  героическое повествование о  событиях, которые происходили в  древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они  направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка  к народной культуре начинается с  детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения  в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном  этапе их развития.

 

Список  литературы

1.  Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С. 7–8.

2.  Беларускi фальклор. Хрэстаматыя. Выд. 2-е дап. Склалi К.П. Кабашнiкаў, А.С. Лiс, А.С. Фядосiк, I.К. Цiшчанка Мiнск, «Вышэйшая школа», 1977.

3.  Бел. вусна – паэт. творчасць: Падручнiк для студэнтаў фiл. спец. ВНУ / К.П. Кабашнiкаў, А.С. Лiс, А.С. Фядосiк i iнш. – Мн.: Минск, 20000. – 512 с.

4.  Беларусы. Т.7. Вусная паэтычная творчасць / Г.А. Барташэвiч, Т.В. Валодзiна, А.I. Гурскi i iнш. Рэдкал. В.М Балявiна i iнш; Iн-т мастацтвазнаўства, этнаграфii i фальклору. – Мн.: Бел. навука, 2004.-586 с.

5.  Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 240 с.

6.  Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

7.  Володько, В.Ф. Воспитание / В.Ф. Володько; БНТУ – Минск: Право и экономика, 207 – 230 с.

8.  Литературная энциклопедия. М.А. Загадки. М., 1964, т. 2, с. 970.

9.  Чернявская Ю.В. Белорус: штрихи к автопортрету. Этнический самообраз белорусов в сказках / Чернявская Ю.В. – Мн.: «Четыре четверти», 2006. – 244 с.

 


Информация о работе Феномен фольклора и его воспитательное значение