Феномен фольклора и его воспитательное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Содержание

Введение 3
1. Фольклор – средство национального воспитания 6
1.1. Понятие и сущность фольклора 6
1.2 Специфические черты фольклора 8
1.3 Функции и воспитательный потенциал фольклора 10
1.4 Жанры фольклора 11
2. Практика использования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания 21
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его  борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное –  следствие тяжелого исторического  прошлого трудящихся. В большинстве  же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в  бою и труде, безграничная преданность  народу и родине. Воплощение в сказках  положительных черт народа и сделало  сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти  черты, народность оказывается одной  из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают  уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как  правило, во всех сказках страдания  положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней  намек!

Добрым молодцам урок.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным  средством воспитания. Сказки –  сокровищница педагогических идей, блестящие  образцы народного педагогического  гения.

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных  с устным народным творчеством, зародился  в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие  праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и  т.д.).

В народном театре различают  театр живых актёров и театр  кукол. Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусская батлейка.

Наиболее характерной  особенностью народного театра (как  и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений  актёры непосредственно общались с  публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности  или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным  фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво  говорить, произносить речь перед  публикой, преодолевать застенчивость.

Народный танец – один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений  на праздниках и ярмарках. Появление  хороводов и других обрядовых  танцев связано с народными обрядами. Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.

Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце  наблюдения над животным миром. Образно  и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский  журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский – дровосеков, эстонский – сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению  друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

В народном декоративно-прикладном искусстве увековечена необъемная, вечно живая душа народа, его богатый  практический опыт и эстетический вкус. В Беларуси наиболее развивались  художественная обработка древесины, гончарство, плетение, роспись, ткачество  и вышивка.

В отдельных чертах народного  творчества прослеживаются нормы труда  и быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который  помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала. Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям. Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

 

2. Практика использования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания

 

Фольклор способствует творческому  развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные  в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.

Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей  системе народной педагогики, оно  действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей  обязанностью родителей, а затем  и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому  пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов  всего мира.

Не тот хорош, кто лицом  пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).

Велик телом, да мал делом (русская пословица)

Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)

Любишь кататься – люби и саночки возить (русская пословица)

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)

Гультай за работу, а мазоль за руку (белорусская пословица)

Любовь к родине, своей  родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина – мать, умей за нее постоять.

У чужой еды и вкус чужой.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Где выросла сосна, там  она и красна.

Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.

В своем болоте и лягушка  поет.

Дома и стены помогают.

На своей улице и  собака – тигр.

Свая хатка, як родная матка.

Особое место в системе  афоризмов занимают пословицы, поучающие  уважению старших.

Шануй людзей, то i цябе пашануюць [4,302].

Старога паважай, малога павучай.

Пословицы и поговорки  в художественных образах зафиксировали  опыт прожитой жизни во всем его  многообразии и противоречивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Отражая живописные пейзажи  родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (снег)

Загадки помогают детям познавать  окружающий мир, знакомят их с миром  вещей.

Вот примеры загадок о  предметах домашнего обихода.

Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать (часы)

Загадки обращают на повадки  животных, в загадках об овощах и  фруктах, растениях и ягодах указывается  особое внимание на особенности внешнего вида.

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет (кошка)

Круглое, румяное с дерева достану я (яблоко)

Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – все руки обдерешь (крыжовник)

Ценность загадки в  том, что она в высокопоэтичной форме отражает хозяйственную и трудовую деятельность человека, его быт, опыт, флору, фауну, мир в целом и до сегодняшних дней имеет огромное художественное значение в воспитании детей.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог  К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Сказки в зависимости  от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает  вопрос: «А как бывает в жизни?»  Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет  познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в  частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые  мелочи.

Например, в чувашской  сказке «Не почитающий старого и  сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.

Вот другой пример. В сказке «Скупому – копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился  с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала  масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку» копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. Почему, – спросит ребенок, – у старухи получилась одна большая «звездочка»?

В сказках идея единства обучения и воспитания в народной педагогике осуществлена в максимальной мере.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и

видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались  песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни  каждого песенного жанра.

Информация о работе Феномен фольклора и его воспитательное значение