Графическая модель дизайна печатного издания на примере газеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучение оформления современной печатной продукции, в частности на примере газеты «Северная правда».
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи :
Рассмотреть историю развития дизайна в России
Изучить особенности оформления печатного издания
Проанализировать процесс создания газетного номера
Охарактеризовать на примере графическую модель печатной продукции.

Содержание

Введение
Глава1. История развития дизайна в России…………………………….5
Глава 2. Графическая модель дизайна печатного издания на
примере газеты………………………………………………...10
2.1 Особенности в оформление печатного издания…………….10
2.2 Процесс создания газетного номера……………………..…...18
2.3 Графическая модель газеты «Северная правда»……………..22
Заключение……………………………………………………………..…..35
Список литературы …………………………………………………….…37

Работа содержит 1 файл

курсовая сергей.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Эклектика (XIX век, 1830-1890 гг.). В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Всему виной романтизм, с его философией "свободного перемещения в историческом времени" и отказом от строгих канонов в искусстве.

Модерн-стиль конца XIX-начало XX в., ввел в дизайн принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти. Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным.

Неомодерн - использование пластических форм Art-Nouveau .Практически полное отсутствие орнаментов. 
 
 
 

    Глава 2. Графическая модель дизайна печатного издания

                           на примере газеты.

    2.1. Особенности в оформление печатного издания

      Композиционно-графическая модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей, первой из которых является сетевой график. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям – для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно продуманная, возможно, измененная после выхода первых номеров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели – размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Все они имеют непосредственное отношение к внешней форме издания и не могут быть разработаны без некоего опосредующего звена между содержанием и оформлением. Если оформлять непосредственно содержание, то мы вернемся к опыту выпуска изданий начала века. Структура фактически является моделью содержания, конкретизированным перспективным планом работы редакции.[7,c.12]

    Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними. Даже эта самая консервативная часть модели, долгие годы определяемая общими ГОСТом и ТУ, претерпевает значительные изменения.

    Стандартные операции набора в определенной степени  перекликаются с моделью подвальной ступени. Они закрепляют основной и  дополнительный шрифты и кегли набора текст и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся  в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т. п.). При налаженной связи редакции и типографии сотруднику секретариату достаточно было указать над заголовком определенный код. Оператор сам находил его характеристики по утвержденному редакцией каталогу основных операций оформления. Особое значение эта часть КГМ приобрела с введением компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщика, все стандартные операции закрепляются в стилевых файлах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном служебном комплексах необходимо менять дату выпуска, время подписания в печать.

    В последние годы данная часть КГМ  приобретает особое значение в связи  с коммерциализацией изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы. Подчеркнутый интерес к индивидуализации композиционных решений, к поиску своего графического лица позволяет использовать в газетном дизайне типично рекламный термин «фирменный стиль».[17]

    Наконец, последняя часть КГМ - макеты-стандарты, представляющие собой принципиальные схемы верстки полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели. В противном случае оторванные от структурной основы макеты-стандарты вместо полезного инструмента становятся тормозом в работе секретариата. Нечто подобное произошло с «Собеседником» – первым в СССР иллюстрированным еженедельником газетного типа. В редакции был собран коллектив прекрасных художников, но они разработали макеты-стандарты абстрактного издания, что было обусловлено практически полным отсутствием других составляющих модели. Когда приступили к выпуску издания, красивые макеты скорее создавали дополнительные трудности, а не облегчали работу, так как под них приходилось подгонять содержание каждого номера. Макеты-стандарты меняли несколько раз, приглашая все новых и новых специалистов. После двух лет поисков внешней формы издания «Собеседник» в конце концов, обрел устойчивую композицию. Это произошло благодаря тому, что в еженедельнике сформировалась жанрово-тематическая структура, скрепленная сперва в сетевых графиках отделов, а позднее - в едином сетевом графике издания.[17]

    Таким образом, и в редакционной практике введение методов системного проектирования позволяет более эффективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функциональную цепочку.

    Два понятия – «оформление газеты»  и «дизайн газеты» – используются нами в качестве синонимов, но все же следует остановиться и на некоторых их различиях. Под оформлением мы понимаем прежде всего процесс, а под дизайном – результат. Дизайн – разновидность художественно-проектной деятельности, и вторая – проектная – составляющая здесь является обязательной и едва ли не важнейшей. К тому же если оформление может быть и не продуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн – никогда, поскольку для него «характерна моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений».[18]

    Все, что не оптимально выявляет содержание, не способствует эффективности смыслового восприятия визуальной информации, не есть дизайн. Главное в дизайне – порядок, система. Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его четкости, разумности, простоте проявляется и его особенная красота.

    Дизайн  газеты своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации в событиях современности. Нет сколько-нибудь неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Рассмотрю проблему единства содержания и формы газеты, акцентируя внимание на оформлении как важнейшем этапе формирования данного типа издания.

    Для выражения содержания любого газетного  сообщения используются языковые и внеязыковые средства. Поэтому различают внутреннюю литературную форму газетного материала и его внешнюю форму. Последняя образуется с помощью внеязыковых средств: сообщение включается в систему пространственных, шрифтовых, графических, цветовых выделений и акцентировок... Только благодаря тому, что печатное слово материализуется (типографская краска, бумага, изображение на мониторе компьютера), оно воспринимается зрительно.[13,c.60]

    А что собой представляют аспекты  формы? Специфичность этой категории  заключается в отражении устойчивой связи между элементами содержания. Форма пронизывает внутреннее и внешнее (сущность и явление), так как она структура содержания, которое, как я отметила, включает в себя и внутренние и внешние процессы вещи, предмета. Основа формы, есть результат внутреннего взаимодействия элементов предмета как такового и внешняя определенность его как представителя системы. «...Когда форма выступает в виде внутренней структуры содержания, она сливается с последним, является его моментом, когда же форма выходит вовне, касается области внешнего, она как бы отделяется от содержания и становится к нему безразличной».[14,c.102]

    То  есть форма соотносится с содержанием  как часть с целым, является его  основной частью.

    Понятие «структура» наиболее тесно связанно с понятием «форма», обозначающим способ существования, способ выражения содержания и способ организации его элементов. Но все же нельзя отождествлять структуру с формой. Исходный признак первой – зависимость одних элементов от других, форма же много шире, ведь она помимо способа связи элементов целостной системы, включает в себя еще и пространственный, временный аспекты. Та же газета как бы развернута во времени и пространстве – и мы оцениваем не только отдельную полосу, отдельный номер, но и комплект номеров, из которых становится более ясной позиция издания, последовательность и непоследовательность в освещении отдельных тем и проблем, системность и бессистемность дизайна. Конечно, редкий читатель занимается этим специально, но интуитивно читательская аудитория ощущает, насколько профессиональна та или иная редакция (уважение со стороны публики завоевывается годами и даже десятилетиями кропотливым – системным – трудом, а растерять его можно в течение нескольких дней).[9,c.40]

    Содержание  газеты – не просто сумма интервью и репортажей, статей и корреспонденций, очерков и фельетонов – все эти элементы постоянно взаимодействуют, переходя друг в друга, проявляют различные свойства. Причем взаимообусловленность сообщений здесь порой больше, чем в любом журнале, непериодическом издании, полосы формата А2 намного сложнее оформлять и верстать именно по тому, что внутренние связи между отдельными материалами, подборками, здесь намного сложнее, а ведь дизайнер держит в памяти еще и «идею» всей полосы, которую он стремиться выразить формально. Вовсе не случайно большинство еженедельников используют формат А3, позволяющий заверстывать гораздо меньше материалов, чем на полосах большеформатных газет. Они занимают как бы промежуточное положение между газетами и еженедельными журналами.

    За  каждой из страниц газеты, имеющей  композиционно-графическую модель, закреплены определенные рубрики, разделы, жанры и т.д. Существуют и определенные правила размещения материалов на полосе в зависимости от их важности, оперативности, актуальности («на открытие», «на закрытие», «чердаком», «подвалом» и др.) То есть можно говорить о газете как о системе. «Подобно всякой системе, газета обладает устойчивыми элементами и устойчивыми, повторяющимися связями между ними. Познание этих связей, закономерностей, которые ими движут и факторов, влияющих на их устойчивость, позволяет эффективно управлять газетой, в том числе моделировать ее композицию и оформление, именно в этом – смысл и цель научного подхода к исследованию структурных особенностей содержания газеты».[8,c.20]

    Внешняя форма газеты, так же представляет собой систему. Различные виды соединений элементов оформления – ряды, комплексы, подсистемы, системы – образуют в оттисках единое целое. Самая простая система публикаций – подборка. Следующие уровни – полоса, номер, газета. Именно содержание диктует соединение элементов в ряды, создание систем низшего и высшего уровней.

    Единство  содержания и формы, как и всякое единство противоположностей, относительно. Форма развивается, и ее «движение» зависит от изменений в содержании. Хотя очевидно, что при этом форма все же более устойчива. Форма реагирует на существенные изменения. Ну а поскольку форма газеты, как и любая форма, – относительно устойчивая система и реагирует лишь на качественные изменения содержания, видимо, возможно закрепить на определенный период данную форму, точнее ее систематизированную, структурированную суть. Важно только верно определить момент, когда действительно настанет необходимость обновить устаревшую. Причем для содержания и формы характерно при этом следующее: приобретая новые элементы, они сохраняют некоторые старые, но в измененном виде – в этом проявляется действие прогрессивных традиций в оформлении газеты.

    Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в то же время оставляет не мало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему – некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью.[4,c.45]

    Содержание  оформления всегда имеет определенную идею и определенную эмоциональную  окраску. К примеру, графическую  композицию характеризуют как «спокойную»  или «беспокойную»; шрифтами порой  дают абстрактные значения «легкости», «жестокости»; внешний вид газеты нередко оценивают как «праздничный», «будничный», «траурный» и т.д. Думается, что в этом смысле понятие «лицо газеты» в какой-то мере соотносится с понятиями «имидж», «образ газеты». Доводом в пользу эстетической содержательности газетной формы является и то, что важнейшая сторона этой формы – графическая композиция - соединяет элементы графики в единое целое при помощи таких художественных средств, как линейное и тоновое построение, контраст, ритм, пропорции, равновесие, симметрия и асимметрия. Да и «строительный материал» графической композиции составляют элементы, зачастую определяемые, как формы художественные: шрифты, рисунки, фотографии, линейки, украшения.

Информация о работе Графическая модель дизайна печатного издания на примере газеты