Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение работы различными

художественными материалами в развитии навыков по изобразительному искусству.

Задачи:

1. Изучить специальную литературу по теме.

2. Определить, в каких условиях успешно проходит процесс

усвоения знаний школьников.

3. Разработать конспекты уроков.

Содержание

Введение…………………………………………


Глава 1. Художественные материалы

1.1. Особенности творческой деятельности…..

2.Графические и живописные художественные материалы…………………………………..


Глава 2. Изучение изобразительных материалов в школе

2.1. Анализ программ по изобразительному

искусству……………………………………

2.2. Методика развития творческой графической

деятельности учащихся

2.3. Конспекты уроков………………….


Глава 3. Творческая работа

3.1. Последовательность видения работы над

пейзажем……………………………………


Заключение…………………………………………….


Список литературы…………………………………..

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Карандаш

       Из всех графических изобразительных материалов карандаш

более других дисциплинирует детей, простой  карандаш позволяет тщательно

прорабатывать как крупные, так и мелкие формы.

     На  начальной стадии обучения приемлемым является графически карандаш.

     Он   хорошо   ложится,   держится   и   удаляется   резинкой,   что   важно   при исправлении ошибок. Существуют карандаши различной степени твердости и мягкости (твердый, мягкий, средний).

     Для карандаша наиболее приемлемой является техника работы штрихом,

     которая заключается в обработке формы  сравнительно короткими линиями различной толщины и силы тона.

       Выразительность штриха, его изобразительные  возможности зависят от приема  работы карандашом.

     Немаловажные  значения при работе карандашом имеет резинка. Хорошее качество резинки определяется ее мягкостью.

     Уголь

       Среди всех рисовальных материалов обожженный древесный уголь

является  наиболее подвижным и выразительным  материалом. Он позволяет быстро устанавливать  в рисунке основные тональные отношения. Уголь также обладает достаточно большим тональным масштабом, что дает возможность добиваться в рисунке не только светотеневых нюансов, но и передавать воздействующую среду, материальность предметов, их живописные качества. Прием - концом угольной палочки намечается абрис формы предмета. Следующий этап- установление в рисунке больших тональных отношений. Снятие угля с бумаги и проработку света ведут размятым мякишем белого хлеба. Также применяется прессованный уголь, который дает более густой, бархатистого оттенка, тон.

     Соус

     Соус  изготовляется в виде цилиндрических палочек, спрессованных из

древесной сажи с добавлением растительного  клея или глины. Рисовать соусом можно  двумя способами. При «сухом»  способе рисунок выполняется  порошком натертого соуса растушкой. Сила тона темных мест достигается путем повторной прокладки соуса.

     «Мокрый»  способ заключается в следующем: натертый порошок соуса разводится водой до необходимой консистенции. Вначале раствором средней насыщенности кистью покрываются собственные и падающие тени. Затем слабым раствором покрываются большие части формы и окружающая среда. Затем приступают к детальной проработке предмета. Таким образом, способ работы «мокрым» соусом по-своему близок к технике работы акварелью (гризайль). Работать соусом можно и комбинированным способом.

     Сангина

     Сангина - материал минерального происхождения. Искусственная сангина изготавливается  из порошка окиси железа и специальной  глины.

       Техника   работы   сангиной   близка   к   работе   прессованным   углем.   При выполнении рисунков  принято работать комбинированным  способом, сочетая ее с прессованным  углем, «сухим» соусом.

     Использование при рисовании мягких материалов, соуса и сангины дает возможность детям творчески подойти к решению образной характеристики натурной постановки.

     Изображение может выполняться наряду с графическими материалами, также и живописными.

     Реалистическое  изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его - создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи - путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цветом. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения. У школьников нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, например, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие рефлексные и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры - это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идет параллельно с накоплением знаний и умений.

     Цвета подразделяются на ахроматические цвета (белые и черные). Они различаются  по светлоте.

     Все цветные краски называются хроматическими. Цвета могут быть либо теплыми, либо холодными. Также при работе с  натюрмортом мы сталкиваемся с явлением - контраст. Всякий ахроматический цвет в окружении более темного светлеет, в окружении более светлого темнеет. Это светлотный контраст. Изменение цветового тона в зависимости от рядом находящегося цвета называется цветовым контрастом.

     Цветовой тон - это признак цветности, по которому один цвет отличается от другого. Светлота - отличие по светлоте, насыщенность - степень выраженности того или иного цветового тона. Полутон - промежуточная часть формы между светом и тенью.

     Работают  различными живописными материалами. Одним из таких материалов является акварель.

     Тушь

     Тушь  представляет собой жидкость черного  цвета, которую в зависимости  от используемой рецептуры можно  приобрести на рынке художественной продукции в виде двух основных видов: водостойкой и водорастворимой. Производители выпускают тушь различных видов черного цвета в зависимости от процентного содержания пигмента в составе других компонентов. Наиболее существенное Различие между ними заключается в степени их светостойкости. Водостойкостью тушь обязана добавляемому в ее состав шеллаку (материалу в виде тонких пластин или хлопьев, который используется в производстве лаков). Эта тушь наиболее долговечна. Она может быть разбавлена водой, водостойкие характеристики проявляются только после полного высыхания.

     Водорастворимая тушь также хорошо смешивается с  водой (например, в заливках тональных  градаций), но после высыхания смывается  водой и особо не долговечна; ее нежелательно использовать в комбинации с другими водоосновными средствами.

     Если вы намерены в каких-либо целях комбинировать водный раствор туши, например, в заливках с акриловой или акварельной красках, берите водостойкую тушь.

     Как правило, тушь продается в стеклянных или пластиковых банках со специальными насадками- пипетками, которые позволяют без труда наполнять тушью любой инструмент, не опасаясь случайного разлива. При покупке туши можно заметить, что некоторая часть пигмента оказалась на дне банки в виде осадка. Хорошо встряхните ее и проверьте качество материала на бумаге - линия должна быть однородной, блестящего черного цвета. Существует общее правило - не покупайте тушь, если со дня ее изготовления прошло более двух лет. При использовании так называемых рапидографов, вам понадобятся светостойкие, специально разработанные для этих инструментов виды туши . Речь идет о водостойких и водорастворимых видах туши; они не засоряют инструмент и свободно "ложатся" на рабочую основу плотными линиями. 
Некоторые виды туши для графических работ (в особенности, основанные не на пигменте, а на красителе) имеют тенденцию к выцветанию; поэтому выбирайте светостойкий материал. Помимо плотности туши, а также способности не засорять инструмент, она должна быть водостойкой.

Шариковая ручка

      Большим преимуществом шариковых ручек  является то, что они доступны практически всегда. Источник красителя встроен в корпус и, кроме того, паста хорошо воспринимается всеми типами бумаги. Подача пасты-красителя в шариковой ручке осуществляется мгновенно, в результате чего линия приобретает непосредственный, легко текущий характер. Шариковая ручка коренным образом отличается от рапидографа. Для того чтобы линия была четкой, чистой и аккуратной, рапидограф следует держать в строго вертикальном положении. Линию наносят медленным, рассчитанным движением. А поскольку хорошо известно, что проток для туши в рапидографе время от времени засоряется, инструмент нуждается в заботливом отношении.  
Вместе с тем шариковая ручка - прочный, доступный и недорогой инструмент. С помощью шариковой ручки линия наносится очень быстро; сама же ручка занимает в руке удобное, комфортное положение. Основной ее недостаток заключается в долгом высыхании пасты-красителя - иногда на это уходит до двух дней. Поэтому во избежание опасности рисунка, накройте его листом чистой бумаги. Кроме того, уголком этого защитного экрана можно снимать излишки чернил с наконечника ручки. В противном случае паста, накопленная на кончике стержня, может испачкать рисунок, или линия приобретет небрежный вид. Среди художников большой популярностью пользуется ручка Paper Mate с тонким наконечником (для набросков); однако выбор ручек со средним или тонким наконечниками зависит от выполняемого рисунка. Наброски более крупных размеров требуют ручку с наконечником средней величины; небольшие - следует выполнять ручкой с тонким наконечником. Как правило, наилучшие результаты приносит следующая практика: нанесите несколько линий на бумагу, чтобы увидеть реальную толщину линий. 
Штриховка шариковой или перьевой ручкой выполняется серией частых вертикальных или горизонтальных линий, либо их комбинациями (перекрестная штриховка). Чем меньше расстояние между линиями, тем насыщеннее будет оттенок.

Фломастеры  и маркеры

Со времени изобретения фломастеры и маркер постоянно совершенствовались и претерпели существенные конструктивные изменения - их рабочие качества улучшились. Они стали прочными благодаря более долговечным и стойким материалам - таким, как фетр, нейлон, пластмасса и пенообразные материалы. Наконечники остаются острыми и твердыми в течение долгого времени, а подача красителя ровная и плавная, что выражается в превосходном качестве линии. Наконечники варьируются по характеристикам толщины и формы; популярные ручки с тонким наконечником и более "тяжелые" маркеры с наконечником в форме долота или клина. Они хорошо подходят для письменных работ и графического рисунка. Маркеры AD даже обладают сменными наконечниками; некоторые из них (в форме клина) для получения разнообразных линий можно подрезать острым лезвием. Маркеры с двумя наконечниками удобны для проведения широких и тонких линий с помощью всего лишь одного инструмента. Наконечник маркера в форме кисти изготавливается из мягкого пеноматериала и может применяться как кисть и обычный маркер.Некоторые инструменты заправляются водостойкими видами чернил, они обладают высокой светостойкостью и высыхают практически мгновенно. Однако эти красители созданы на основе спиртов и рассматриваются специалистами как токсичные; работать ими следует только в проветриваемом помещении. Маркеры, заправленные водорастворимыми видами чернил, нетоксичны и без запаха. Некоторые из них, тем не менее, не светостойкие, и тушь может размазываться на основе, если попытаться слегка растереть какой-либо фрагмент работы. Для предотвращения подобного "бедствия" пользуйтесь способом маскирования бумаги. Кроме того, эти чернила, по мнению многих экспертов, высыхают довольно медленно.  
Гамма производимых сегодня маркеров - это калейдоскоп разнообразных цветовых оттенков. Они включают яркие, пастельные и флуоресцентные разновидности. Еще один инструмент водорастворимого типа - маркер с наконечником в виде кисти - такой, как, например, модель Marsgraphic 3000 Brush marker , которая обладает мягким, эластичным наконечником из пеноматериала. Инструмент может быть использован и как маркер, и как кисть - им можно наносить тонкие и широкие, решительные мазки, а также создавать плавные тональные переходы и штриховки.

      
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение изобразительных материалов в школе

         2.1. Анализ программ по изобразительному

     искусству 
 
 

      Анализ  программы В.С. Кузина Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

     Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

     - овладение знаниями элементарных  основ реалистического рисунка,  формирование   навыков   рисования   с   натуры,   по   памяти,   по

     представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

     -  развитие у детей изобразительных  способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного  мышления, эстетического чувства  и понимания прекрасного, воспитание  интереса и любви к искусству.

       Для  выполнения  поставленных  учебно-воспитательных  задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

     Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

     В I классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III-IV классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. В V-XI классах на уроках изобразительного искусства необходимо обеспечить развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.

Информация о работе Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства