Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение работы различными

художественными материалами в развитии навыков по изобразительному искусству.

Задачи:

1. Изучить специальную литературу по теме.

2. Определить, в каких условиях успешно проходит процесс

усвоения знаний школьников.

3. Разработать конспекты уроков.

Содержание

Введение…………………………………………


Глава 1. Художественные материалы

1.1. Особенности творческой деятельности…..

2.Графические и живописные художественные материалы…………………………………..


Глава 2. Изучение изобразительных материалов в школе

2.1. Анализ программ по изобразительному

искусству……………………………………

2.2. Методика развития творческой графической

деятельности учащихся

2.3. Конспекты уроков………………….


Глава 3. Творческая работа

3.1. Последовательность видения работы над

пейзажем……………………………………


Заключение…………………………………………….


Список литературы…………………………………..

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Чем отличается форма головы сороки от головы грача? Чем отличается окраска оперения грача и сороки? Чем отличаются когти грача от когтей сороки? (Работа по таблице. Ответы детей.)

      V. Самостоятельная работа. (В ходе самостоятельной работы помогать ученикам индивидуально).

      VI. Итог урока.

      Конспект  №2

      Тема: Натюрморт из предметов быта.    5 - класс.

      Задачи:

      1. Познакомить с понятием натюрморта; с историей появления жанра натюрморт; с расположением в листе; перспективой; Работами художников; этапами работы карандашом; с красотой природы; с основными средствами композиции.

      2. Развивать навыки работы карандашом  и акварелью для передачи перспективы  или пространства.

      3. Эстетический вкус, интерес к  ИЗО искусству.

      Оборудование   для   учителя:  наглядные   пособия:   репродукция   работ художника   К.Коровина,   И.Машкова   «Снедь   московская. Хлебы», работы учащихся.' для учащихся: карандаш, резинка. Оформление доски 
 
 
 
 
 

      Оформление

                                                                               
                      Тема  урока                
                                                               
 
       
 
работы  учащихся
         
работы  учащихся
         
       
         
Репродукция натюрморта
 
Репродукция натюрморта
 
 
 
 
 
       
 
Место для пед. рисунка
       
 
 
       
                                 
 
 
       
                         
 
       
                                       
 

      План:

      I. Организационный момент П. Сообщение темы и задач.

      III. Вступительная беседа

      IV. Объяснение учебного задания

      V.  Самостоятельная работа.

      VI. Итог (показ работ) 

      Ход урока Примечание
 
I.
Организационный момент.

(Успокоить класс, подготовить рабочие места,

обеспечить порядок).

       
 
II.
Тема нашего сегодняшнего урока «Натюрморт из предметами быта». На  своих  альбомных  листах,  так как видите каждый   со  своего  места,   вы   нарисуете натюрморт, который стоит на натурном столике.  
 
III.
- А как по - вашему что такое натюрморт?  кто ответит?

Натюрморт это изображение неживой природы. Натюрморт   бывает    классическим,    бытовой, анималистический и т. д.

Рассмотрим     репродукции     работ     известных живописцев, которые изображали натюрморт. Что изображено на картине?

Какой вид натюрморта? Какая цветовая гамма? Что в работе главное? Что соподчинено          для  выявления композиционного центра? Показ работ учащихся с анализом выполнения учебных задач - что изображено не правильно на рисунке? Добиваться ответов учащихся по анализу рисунков: соблюдение пропорций предметов, соразмерности предметов.

Анализ художественных

Произведений. 
 
 
 
 
 
 

Анализ      работ

Учащихся.

IV.          Ребята,  назовите  какие  вы,  знаете  предметы быта?

Постановка  будет состоять из сахарницы, чайника, и груши.

Объясняется, как правильно нарисовать каждый предмет, а вы внимательно слушайте. Для начала должны выбрать предмет, с которым вы будете соотносить предметы. То есть, берём сахарницу и смотрим:

Сколько раз высота сахарницы умещается  в высоту чайника?

Насколько ширина сахарницы больше ширины чайника, груши?

Где самая  широкая часть сахарницы? Так же про чайник: Где самая узкая часть чайника? Широкая?

Самая высокая точка?

И так  чтобы правильно нарисовать и  не ошибиться, нужно правильно расположить  предметы.

Начнём  с чайника. Какое геометрическое тело напоминает чайник?

Правильно цилиндр. Чтобы начинать рисовать чайник постройте серединную линию. Затем измерьте высоту чайника по отношению к ширине. Отложите.

Верх  у чайника нужно чуть закруглить. Но не забываем, что у чайника  есть носик. Он рисуется так же в  форме цилиндра.

Теперь  сахарница похожа на куб. Поэтому рисуем её кубом,   а потом обрезаем и   закругляем верх, но не забываем про перспективу.

Груша напоминает усечённый конус.

Рисуем  усечённый конус, но не забываем, что  у

груши есть веточка и листочек. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(Педагогический рисунок).       
V. Ваша задача урока нарисовать натюрморт ^из предметов  быта. Теперь вы можете приступать к  самостоятельной работе.        
 
VI.
Итог урока. Учитель показывает несколько работ  учащихся, ведет анализ выполнения поставленных задач, привлекая к  беседе учеников.        
 
 
 

Конспект  №3

      Тема  урока: «Натюрморт с кринкой». (Кринка, яблоко и кружка)

      5 класс, 1-ый час

      Задачи:

      1. Уметь передавать форму, пропорции,  соразмерность предметов; вести  работу поэтапно; познакомить с видами натюрмортов.

      2. Развивать навыки работы карандашом.

      3. Воспитывать интерес к изобразительному  искусству, к рисованию с натуры.

      Оборудование  для учителя: таблица с этапами  рисования кринки;

репродукции видов натюрморта - анималистического, бытового,

классического; для учащихся: бумага, карандаш.

      Оформление  доски

                              тема  урока                                        
   
       
                                                   
       
 
       
 
       
       
 
работы  учащихся
         
место для упражнений
         
место для  пед. рисунка
   
место для  упражнения
        1 
работа ля

учащихся пражнения

               
 

План  урока

      I. Организационный момент П. Сообщение темы и задач.

      III. Вступительная беседа

      IV. Объяснение учебного задания

      V.  Самостоятельная работа.

      VI. Итог (показ работ) 
 
 

Ход урока Примечание
I. Организационный момент.        
II. Тема урока  «Натюрморт с кринкой». Сегодня на уроке вы рисуете натюрморт карандашом.        
III. Ребята, кто знает, что такое натюрморт? Вопрос учащимся
        Жанр изобразительного искусства, (от франц.) означает «мертвая природа».

Натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

1) Историю развития натюрморта. Натюрморт, как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже 16 и 17 веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Периоды его развития имели свои исторические предпосылки.

2) Виды натюрморта - бытовой, классический и анималистический.

Бытовой - изображение частной и общественной жизни человека.

- Классический - изображение из атрибутов искусства.

- Анималистический - изображение животных, птиц и зверей, насекомых.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показ бытового,

Классического,

Анималистич.,

натюрмортов

IV.       1). Анализ натюрморта. Вопросы учащимся: Из каких предметов состоит  натюрморт? Во сколько раз высота  яблока укладывается высоте кринки?

           Верхнее или нижнее основание кринки больше? Во сколько раз?

      Что больше: высота кринки или ширина?

      Какое основание кринки больше: верхнее  или

нижнее?

      Какой предмет находится ближе к  нам?

      2) Педагогический рисунок предметов

натюрморта: кринки, яблока и кружки.

      3) Этапы рисования кринки.

      4) Показ работ учащихся с анализом выполнения учебных задач.

- что  изображено не правильно на  рисунке? Добиваться ответов учащихся  по анализу рисунков: соблюдение  пропорций предметов, соразмерности  частей кринки и предметов.

      5) Упражнение для учащихся по размещению предметов натюрморта с трех точек зрения.

Вызываются  по одному человеку с каждого ряда, которые должны расположить шаблоны  предметов натюрморта как они  их видят со своей точки зрения.

Ребята, давайте посмотрим, все ли они  расположили, правильно? Чтобы вам хотелось исправить?

(Работа с таблицами. Анализ работ учащихся. Уч-ся

анализируют выполнение упражнений).

Ваша  задача урока нарисовать натюрморт  с кринкой карандашом. Приступайте  к самостоятельной работе. 

       
VI. Итог урока.  Учитель показывает несколько

работ учащихся, ведет анализ выполнения поставленных задач, привлекая к  беседе школьников.

      ,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 

       Глава 3. Творческая работа

                3.1. Последовательность видения работы над  

                                             пейзажем 
 
 

    Выполняется серия этюдов на пленере с целью нахождения наиболее приемлемой техники, были выполненные этюды «карандаш, гелиевая ручка, акварель, гуашь. Как наиболее приемлемая была выбрана техника графического карандаша, которая позволяет варьировать тоном, линией, пятном, применять различные виды рисунка: светлотеневой, живописный, конструктивный».

    Далее продолжалась работа над выбором  мотива изображения. Было решено сделать серию работ сельского пейзажа, здания церкви. Всю серию объединяет изображение церкви, но каждый лист должен быть самостоятельным. Сами по себе выполнялись композиционные поиски каждого листа, зарисовки, наброски отдельных объектов, деталей этюда.

    Использовались  фотографии сельских пейзажев с разными  ракурсами и мотивами. Каждый лист серии диктует свой подход к рисунку, свою манеру исполнения. Где-то акцент делался на изображении конкретного объекта его архитектурного строения, другой лист на панорамность изображения и окружения, где основным было передать ощущение от увиденного, делается за счет легкости перехода от одного пятна к другому и т.д.

     Каждый  этюд выполняется в следующей последовательности:

     1 этап: композиционное размещение  определением по массе? Количества  земли, неба (то есть уровень  горизонта), количество объектов  на земле;

     2 этап: набираем плотность земли,  неба и объектов относительно  друг друга. Определяем пропорцию света и тени по количеству и массам;

     3 этап: разбираем этюд по планам  и расположению в пространстве;

     4 этап: прорабатываем большую форму  деталей и взаимосвязь (их) между  собой;

     5 этап: завершаем работу, добиваясь  единства между крупным и мелким, прорабатываем воздушную перспективу, добиваясь целостности, пространственности изображения.

     После того как листы были закончены  на них надевалось паспорту и работа завершалась непосредственно в паспорту, после чего все работы просматривались вместе и вся серия заканчивалась в единой связке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

      В процессе школьного обучения происходит междисциплинарное взаимодействие научных, учебных и художественно-эстетических знаний. Значительная роль отводится  эстетическому развитию средствами изобразительного искусства.                                           *

      Школьники на уроках изо приобщаются к богатейшим традициям мировой и отечественной  культуры. Это способствует формированию их эстетического отношения к  окружающей действительности, стимулирует художественно - познавательную активность, способствует развитию интереса к национальной культуре.

      На  занятиях изобразительным искусством школьники участвуют в разных видах изобразительной деятельности: беседы по искусству, занятия по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству. Знакомятся с жанрами изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация книг и т.д. Выполняют практические задания с применением разных художественных материалов (акварель, гуашь, карандаш, уголь, сангина и другие). Чем разнообразней тематика заданий, чем выше эмоциональный настрой учителя и учеников на уроке, тем интереснее получается результат. Работа различными материалами помогает выбрать свой любимый материал, учит более тонко передавать свои эмоции.

      Изучение  школьных программ показывает, что  навыки пользования развиваются  постепенно от простых приёмов и  заданий к более сложным, в  усло'виях, когда возможности одного материала пробуются при выполнении работ с разной тематикой, например карандаш (натюрморт, подготовительный рисунок под акварель, декоративное рисование). Или когда одна тема выполняется различными материалами, например натюрморт (акварель, гуашь, карандаш., аппликация). Работа различными художественными материалами необходима и имеет большое значение так как    развивает у школьников: интерес к изобразительной деятельности, творческие способности, эстетический вкус, раскрывает их индивидуальные способности и особенности. Таким образом, задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства