Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

Введение

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной  школы - одно из главных условий повышения  уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.

Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий. Их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом «Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ». Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований (http://www.allbest.ru/).

Курс биологии в школе  призван вооружить учащихся элементарными  знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование (А.М. Розенштейн и др.,1989 г., с.5).

На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым  и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность», так как его используют для выражения разных педагогических понятий (В.Н. Максимова и др.,1985 г., с.95).

В связи с актуальностью  мною сформулирована тема исследования: «Использование наглядности в школьном курсе биологии».

Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.

Цель: изучить  основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока. 

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";

2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.

3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.

4. Разработать  отдельные фрагменты уроков с  использованием конкретных форм наглядности.

Объектом исследования является учебный процесс общеобразовательной школы, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.

Гипотеза  исследования: если применять большое количество наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, есть приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной  темы, определяются гипотеза, цель и задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе  «Общая характеристика наглядности в биологии» рассматриваются основные виды средств обучения.  Приводятся исторические сведения о возникновении наглядности, раскрывается сущность понятия «наглядность», дается перечень видов наглядности и примеры их использования.

Во второй главе «Применение наглядных средств обучения биологии» представлены результаты экспериментальной работы, проведенной в ходе педагогической практики, о влиянии наглядностей на уровень усвоения материала школьниками. Также в главе приводятся фрагменты уроков с использованием того или иного вида наглядности. В эту главу включены некоторые темы лабораторных работ, в ходе которых используется такое наглядное пособие как лабораторное оборудование.

В заключении подводится итог по проделанной работе.

 

Глава 1 Общая  характеристика наглядности в биологии

1.1. История возникновения понятия  «наглядность», сущность понятия

Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в., великий чешский педагог. Используя достижения народной педагогики, он нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. «Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках» - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика (А.И. Никишов, 2007 г., с.275).

Рисунок, картина - вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы, явления, события. Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А. Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки.

Книга усложняет познавательную деятельность ребенка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. К нему прибегали еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других странах.

Наглядность в  понимании Коменского становиться решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум (http://www.allbest.ru/).

К.Д. Ушинский дал  глубокое психологическое обоснование  наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие (А.И. Никишов, 2007 г., с.93). К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги и методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.192).

Я.А. Коменский обосновал золотое правило дидактики: привлекать к обучению все органы чувств. И.Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.192).

В.В. Половцов обосновал  роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом их роли в учебном процессе (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.192).

Наглядность является необходимым и закономерным средством  образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность», так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).

Наглядность как  средство обучения предназначена для  создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых  растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений, - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – вспомогательные (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Средства обучения биологии. Наглядность как одно из средств обучения

Средства  обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.191).

В связи с  этим выделяют три основных вида средств  обучения:

    1. Реальные (натуральные) объекты и процессы;
    2. Знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов;
    3. Вербальные средства

 (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.191).

Все средства обучения представляют собой те или иные способы  выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности.

Реальные, или натуральные, объекты – это микропрепараты, организмы живые и фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экскурсии, используют их и общаются с ними. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.192).

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов, экосистем, круговорота веществ и пр. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например модель ДНК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Как особая группа изобразительных объектов выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.192).

Словесные, или вербальные, средства – это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле- или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради.

Непосредственное  восприятие учащимися реальных объектов или их изображений обеспечивает путь познания в виде наблюдений или практических действий с ними. А восприятие вербальных средств обучения позволяет направить путь познания, проникнуть в сущность изучаемых предметов и явлений, обеспечить эмоциональное и аксиологическое раскрытие учебного содержания (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.192).

Реальные предметы в обучении биологии – это предметная наглядность, живые и фиксированные  объекты. Важность использования такой  наглядности в обучении биологии связана с тем, что она действует на все органы чувств обучаемых, создает конкретные и полные представления, яркие и живые впечатления об изучаемых объектах и явлениях, вызывает к ним повышенный познавательный интерес, убеждает в истинности получаемых знаний. Изобразительная наглядность (модели, муляжи, картины, таблицы) не может заменить предметную наглядность. Однако без ее использования трудно создать у школьников зрительные образы изучаемых процессов, показать многообразие органического мира, отношений и взаимозависимостей в живой природе. Немаловажное значение имеет использование изобразительных пособий в поддержании и переключении внимания учащихся при изучении каких-либо вопросов, в развитии познавательных способностей школьников (А.И. Никишов, 2007 г., с.93). Наибольшая эффективность в обучении достигается при совместном использовании натуральных и изобразительных пособий. Например, урок о паразитических плоских червях может дать хорошие учебно-воспитательные результаты, если учащиеся рассмотрят на влажных препаратах членики тела свиного или бычьего цепня, финнозное мясо, познакомятся с демонстрируемой моделью свиного цепня во всю его длину, моделями головок цепней, изображениями на таблице названных и других лентецов, выявят черты сходства и различия в их строении, проследят по иллюстрированным схемам их развитие со сменой хозяев (А.И. Никишов, 2007 г., с.94).

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии