Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Содержание

Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И   НАУКИ   РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Тульский педагогический колледж  № 2»

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина  «Методика развития детского изобразительного

творчества»

 

Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.

 

Выполнила

Андрианова  Юля

Специальность 050705

«Специальное дошкольное образование»

Курс 2, группа Д

Форма обучения: очная

Руководитель: Павлова

Татьяна Михайловна

 

Тула,  2009г.

Содержание.

 

Введение........................................................................................................……...3

Глава 1.  Теоретические  основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.

1.1.  Состояние проблемы  обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5

1.2.  Возможности использования  нетрадиционной техники рисования  в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13

1.3. Характеристика нетрадиционных  техник рисования в работе  с детьми………………………………………………………………………….20

Глава 2.  Опытно-экспериментальная  работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.

2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей  4 года жизни………………………………………………………………………...22

Заключение  ………………………………………………………………….33

Список литературы …………………………………………………………34

Приложение………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное  детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то новое интересное появилась новая техника рисования.

Нетрадиционная  техника рисования – это новое  направление в искусстве, которое  помогает развить ребенка все  сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. В данной курсовой рассматриваются различные техники нетрадиционного рисования, рассматривается как это влияет на ребенка.

Объект  исследования – техника рисования детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования  – возможности использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.

Цель курсовой работы: проанализировать возможности использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.

Реализация основной цели возможна при условии последовательного  решения следующих задач:

  1. На основе изучения искусствоведческой, психолого-педагогической литературы выделить особенности техники рисования в дошкольном возрасте, раскрыть нетрадиционные техники рисования.
  2. Проанализировать возможности использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.
  3. Опытно-экспериментальным путем проверить сформированность техники рисования детей 4 года жизни.
  4. Проанализировать результаты опытно—экспериментальной работы и сделать педагогические выводы.

   Исходя из целей и задач  исследования были определены методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Методы математической обработки  результатов.

4. Анализ продуктов детской деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 167, во второй младшей группе.

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в  работе с дошкольниками.

1.1.  Состояние проблемы обучения  дошкольников технике рисования.

        Содержание обучения детей рисованию рассматривалось в педагогических исследованиях. На основе работ психологов А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.М. Теплова и других  по проблеме детского рисунка Лазарь Т.И.  условно разделила педагогические исследования  на три группы.

Первую  группу составили исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Е.Г. Ковальской, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других, направленные на определение и совершенствование содержания обучения всем видам рисования.

Пристальное внимание видного педагога и исследователя  детского рисунка Н.П. Сакулиной было направлено к тому, чтобы определить содержание обучения рисованию детей дошкольного возраста. В качестве самостоятельных она выделяла такие виды рисования, как предметное, сюжетное, декоративное и по замыслу. Именно в её работах получила реальное воплощение мысль о необходимости при построении содержания обучения рисованию сделать исходными задачи, направленные на овладение детьми изобразительными и техническими навыками и умениями.

Нина  Павловна Сакулина постоянно подчеркивала важность систематичности и последовательности в содержании обучения детей рисованию.

Её  исследования обеспечили возможность  постановки и решения вопроса о взаимосвязи всех видов рисования при определении содержания обучения.

Нина Павловна убедительно показала, что основные изобразительные и выразительные средства реалистического искусства доступны пониманию детей и могут быть освоены ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» деятельность дошкольника, а наоборот вызывает его интерес и положительный эмоциональный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично ребёнку. В книге «Рисование в дошкольном детстве» рассматривается процесс формирования представлений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, о том, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников.

Т.С. Комарова разработала оригинальную систему обучения детей дошкольного возраста графическим навыкам и умениям, показала необходимость овладения детьми обобщёнными способами действия, позволяющими создавать изображения широкого круга предметов. Вместе с Н.П. Сакулиной Т.С. Комарова впервые подняла вопрос о систематизации обучения детей всем видам изобразительной деятельности, в том числе рисованию. Экспериментальным путём она разработала занятия по всем видам изобразительной деятельности для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей.

Вторую группу составили исследования Е.И. Васильевой, М.А. Раевой, Р.Г. Казаковой и других, в которых содержание обучения рассматривается косвенно, в связи с разработкой наиболее эффективных методов и приемов обучения детей отдельным видам рисования.

Третья группа - это исследования Н.Ф. Ярышевой, В. А. Езикеевой, Л.В. Компанцевой, Л.В. Пантелеевой, Н.Я. Шибановой, В.Ф, Котляр, Т.Н. Дороновой и других, в которых содержание обучения рассматривалось как развитие пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.Ф. Ярышева), развитие эстетического чувства цвета у детей 5-7 лет (Л.В. Пантелеева), формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (В.Ф. Котляр) и др.

Исследования  отечественных и зарубежных авторов (В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина (СССР) Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) свидетельствуют, что изображение - процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчётливых представлений, невозможно отражать действительность. Чтобы добиться успехов в развитии восприятия и в полной мере обеспечить формирование представлений, детям понадобятся определённые сформированные умения.

    Психологи В.П.Зинченко, Б. Г. Мещеряков под умением понимают промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании). На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определенного класса задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т.е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом.

По  мнению Коджаспировой Г.М., умения представляют собой  подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Формируются умения путём упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Исследователи утверждают, что, помимо умений, непременными компонентами деятельности являются навыки.

Существуют  несколько позиций по отношению  возникновения умений и навыков. Одни считают – навыки предшествуют умениям, другие – умения возникают  раньше навыков. Причиной этому служит многозначность слова «умения».

Как утверждает Мижериков, умения – это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков  в реальные действия. Попадая в  новые условия, человек использует имеющиеся у него знания и навыки.

В данном случае этот перенос навыков рассматривается как умения. Умения относятся к навыкам. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий.

В рисовании  необходимо  умение отобразить сформировавшиеся образы, представления в графической форме на листе бумаги. Для этого нужно умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. Все названные процессы (восприятие, представление, изобразительные движения руки, производимые под контролем зрения) связаны между собой. Исключение одного из звеньев нарушает целостность деятельности, тормозит её развитие.

  Григорьева Г.Г. отмечает, что  овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке.

Техника рисования  художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями.

В изобразительном  искусстве под техникой (от греческого  — искусная и  — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

То определение  техники рисунка, которое принято  в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.

    Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

 Изучение  детских рисунков свидетельствует  о том, что обучению технике  рисования в дошкольных учреждениях  уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей — все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Техника рисования  художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или  других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками