Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Содержание

Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

— в построении педагогического процесса экспериментальной площадки ГДОУ д/с № 1266 СВОУО на принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессивного направления в отечественной педагогике XXI века;

— в авторских разработках и экспериментальной проверке участниками эксперимента серий экспериментальных занятий по развитию детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.  

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. У детей в этот возрастной период быстро развивается речь, устанавливаются связи между окружающими явлениями, предметами и их словесным обозначением, происходит обогащение эмоциональной сферы, развивается конкретно-образное мышление.

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста, её особенности рассматривались многими исследователями, однако её трактовка была различной. В. Штерн рисунки детей этого возраста называет «бессмысленной пачкотнёй», Е.А. Флерина определяет первый период рисования как «процессуальный». Однако те же исследователи отмечают и другую сторону деятельности - образно-смысловую. Они указывают, что дети всё больше начинают интересоваться тем, что получилось, всё чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм.

    Е.А.  Флерина отмечала способность  детей легко «узнавать» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов, что говорит о появлении ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла: нарисовал, потом увидел образ, назвал. Возникновение образа в рисунке - показатель эстетического развития ребёнка, зарождения художественного творчества. По этому поводу исследователи высказывают различные суждения: одни считают, что творческие процессы в этом возрасте ещё слабы, не имеют сформированных свойств и признаков, другие рассматривают рисование детей как творческий процесс. А. В. Бакушинский применяет к характеристике детского творчества искусствоведческие категории, анализируя в рисунках композицию, цвет, ритм.

    Современная  отечественная психология и педагогика  рассматривают раннюю ступень развития ребёнка как процесс усвоения им социокультурного опыта. Исходя из этого положения, по отношению к изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста ставится задача - найти пути её развития как проявления художественного творчества, формирования у детей умений приобретать необходимый для этого опыт. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через овладение предметной деятельностью, восприятием и созданием графических изображений, гораздо раньше формируется образно-смысловая сторона изобразительной деятельности.

   Учитывая  специфику этой деятельности  детей младшего дошкольного возраста, внимание исследователей направлено на изучение средств и методов её развития, руководства её содержательной стороной: возможностей обучения детей - 3-4 лет изобразительным умениям; раскрытие специфики образа («живой образ») в детском художественном творчестве; развития у детей воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. В настоящее время изменились тенденции в понимании значения изобразительной деятельности младших дошкольников для их эстетического развития, приобщения к искусству. Отмечается сензитивность этого периода детства к творчеству в разных видах художественной деятельности.

Несформированность  графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок — это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.

Заключая вышеизложенное, можно сделать вывод, что большое  значение в решении многих задач  по формированию техники рисования  в дошкольном детстве исследователи  придают нетрадиционным техникам рисования.

 

1.3.  Характеристика нетрадиционных  техник рисования в работе с детьми.

Анализ процесса изображения показывает, что для  создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги. Следовательно, требуется специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений.

Изучение детских  рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования  в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании. Овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.   

Наряду  с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т.д.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый граттаж(грунтованный лият), цветной гратаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипная пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Опытно-экспериментальная работа по применению младшими дошкольниками нетрадиционных техник рисования.

2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4-го года жизни.

Опытно-экспериментальная  работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №167 г.Тулы, во второй младшей группе. Для экспериментальной работы по рекомендации воспитателя было отобрано 5 детей четвёртого года жизни.

Характеристика детей, участвующих в опытно-экспериментальной  работе:

1.  Катя Л. – 4 года.

Спокойная, уравновешенная, доброжелательная девочка. Она ответственно и с удовольствием выполняет  различные задания, поручения. На занятиях бывает не внимательна, из-за этого что-то может не получаться.

2.  Дима Н. – 4 года.

Спокойный мальчик. При выполнении задания старается быть аккуратным. Если в чем-то затрудняется может попросить помощи взрослого. На занятиях очень внимательный.

3.  Лера Ч. – 3 года

Эмоциональная, активная девочка. Предпочитает лидирующие роли в играх. Предлагаемые задания  не всегда выполняет аккуратно. На занятиях много отвлекается, из-за этого много не получается.

4.  Женя Р. – 4 года.

Спокойный, любознательный мальчик. При выполнении задания старается, но иногда обращается за помощью воспитателя. На занятиях очень внимательный.

        5.  Денис Д. – 4 года

Внимательный, сообразительный ребенок. На занятиях не всегда внимателен, не часто обращается за помощью к воспитателю. При выполнении задания старателен, но не всегда получается, так как иногда отвлекается.

Цель констатирующего этапа  экспериментальной работы: выявить уровень сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Из исследований отобрать критерии и показатели для выявления уровня сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.
  2. Отобрать диагностические задания для определения уровня сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.
  3. Организовать обследование сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, участвующих в опытно-экспериментальной работе.
  4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Из  исследований Тамары Семёновны Комаровой, Нелли  Владимировны Шайдуровой были заимствованы критерии и показатели сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании [32, с.110].

Критерии  и  показатели  сформированности  техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.

                             ↓                                                                           ↓

       Навыки владения                                                    Формообразующие

        изобразительными                                                     движения:

       материалами:                                                             1)линия

       1)навык владения                                                        2)форма

        карандашом,                                                               3)закрашивание формы

        2)навык владения 

        кисточкой и краской.

Далее представлены уровни формирования техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста.

Уровни

Описание уровня

I уровень

Высокий

Умеет правильно  держать кисть, карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу или ворсу, сильно не сгибая пальцы, не сжимая ими карандаш.

Умеет правильно  обмакивать кисть в краску, промывает  в воде, повторно обмакивает кисть в краску по мере надобности.

Регулирует  нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведёт его неотрывно туда-обратно.

Регулирует  силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность.

Умеет проводить  горизонтальные линии слева направо, вертикальные линии сверху вниз, пересекать их, замыкать в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии проводит слитным, неотрывным, безостановочным движением.

II уровень

Средний

Не всегда правильно  держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками: плохо промывает кисть в воде, обмакивает кисть в краску, если это необходимо, по указанию взрослого.

Не всегда может  регулировать нажим и направление  штриховки при использовании карандаша.

Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы красками применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно.

Не всегда верно  рисует горизонтальные, вертикальные линии. Может  замыкать линии в округлые формы, пересекать их. Рисует круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого.

III уровень

Низкий 

Не умеет  держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками: не промывает в воде, используя другую краску, рисует сухой кистью.

Использует  карандаш без регулирования нажима и направления штриховки. При закрашивании использует одни и те же способы движения карандашом и кистью: неотрывно туда-обратно.

Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.


 

Методика  обследования уровня сформированности технических  навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании была заимствована из исследований Комаровой Т.С., Швайко Г.С. и состояла из 2 диагностических заданий.

Диагностическое задание № 1.

Тема:  «Скворечник ».

Цель: определить уровень владения краской и кисточкой  и формообразующими движениями.

Форма проведения: групповая.

Материал: кисти, краски гуашевые, баночка с водой,  белые листы бумаги.

Инструкция: вначале был показан Скворец, и далее дети вспомнили как выглядит скворечник. Затем было предложено нарисовать скворечник для Скворца.

Условия проведения: обследование было организовано в  естественных условиях детского сада.

Результаты диагностического задания №1 были занесены в таблицу  №1.

Таблица №1.

Результаты  диагностического задания №1.

п/п

Имя ребёнка

Критерии  технических навыков в рисовании

Владение  красками и кистью

Владение  формообразующими движениями

1

 

Катя Л.

Регулирует  силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Не умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность;

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник, линии. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие.

2

 

Дима Н.

Умеет использовать кисть при передаче изображения. Закрашивает изображения недостаточно аккуратно. умеет накладывать краски в одном направлении, заполняя последовательно всю поверхность;

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки, не залазите за контуры рисунка.

3

 

Лера Ч.

 Не регулирует силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов.

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. 

4

 

 Денис Д.

Регулирует  силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов.

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура.

5

 

Женя Р.

Умеет использовать кисть при передаче изображения. Закрашивает изображения недостаточно аккуратно. Владеет техникой работы с художественными материалами.

 

Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками