Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 172.02 Кб (Скачать)

Гипербола, т.е. преувеличение тех или иных свойств  изображаемого предмета или явления, усиливает нужное впечатление, делает его ярче.

Литота –  художественное преуменьшение.

Снижение  – художественно-выразительное  средство, основанное на соединении возвышенного с узко практическим, явлений обобщающего  характера и сугубо конкретных.

Пародия –  ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном  виде свойственных ему характерных  черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.

Формы и приемы художественной обработки материала  могут быть самыми различными. Таким  образом, можно явления одного порядка  художественно разработать разными  средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог  художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Так в чем  же видовая специфика агитационно-художественного  представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление  – это, прежде всего агитация театрально-художественными  средствами.

 

2.2.2Литературно-музыкальная композиция  как вид театрализованного представления

Литературно-музыкальная  композиция рассчитана не на одного, а  на многих и разного плана актеров  и исполнителей, а часто в ней  принимает участие и несколько  художественных коллективов. В современной  литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности  современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную  композицию как сложившийся вид  театрализованного представления  можно лишь при сравнении, сопоставлении  с другими видами и разновидностями  явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными  представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной  композицией. Различия эти весьма существенны  – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие  отличительные, именно видовые особенности  здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная –  это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также  публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным  средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается  частью действенной структуры каждого  звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим  элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной  композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с  содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Еще одной  важной для любого театрализованного  представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются  новые оттенки смысла, углубляется  содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный  прием "стыка", служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в  драме, и в стихах, и нет оснований  только по этому свойству соединять  воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная  композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным  элементам.

Литературно-музыкальная  композиция – это один из видов  театрализованного представления, где органически сочетаются главным  образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем  чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и  чувства зрителя.

Создание  литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным  и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой  и потому должно являться результатом  углубленного изучения произведений искусства  и всего того, что с ними так  или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием  любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной  композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между  явлениями действительной жизни, формы  этих связей и направления развивающихся  процессов.

Процессы  действительности моделируются в драматическом  конфликте, конкретно выражаемом в  композиционной структуре, благодаря  особому сочетанию разнородных  элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных  и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря  этому делается как бы единым живым  организмом, ему придается живое  биение "оценивающей и усваивающей  мысли".

Литературно-музыкальная  композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров  и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются  друг с другом и создается впечатление  их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над  всем, и он диктует в большинстве  случаев именно такую слитность.

 

2.2.3Тематический вечер как вид  театрализованного представления

Существует  много клубных вечеров, в которых  тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято  называть тематическими. Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и  тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в  едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического  и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое  театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер. (Книга клубного работника. Опыт. Справочный материал. М., Профиздат. 1973 – 424с.)

По социально-психологической  ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер  чрезвычайно близок к массовому  празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые работниками культуры в праздничные  дни или посвящаемые важнейшим  событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное  состояние человека.

Наличие особого  психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную  ситуацию, создает потребность в  такой форме массовой работы, которая  заставила бы людей испытать эмоциональное  потрясение и побудило бы к активному  массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены  по законам театра, что диктуется  их обязательной сценарной основой.

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его  театрализации, требует, чтобы в  его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Практика клубных учреждений страны показывает, что тематические вечера играли и  играют важную роль в решении следующих  основных задач:

· Формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека.

· Воспитание нравственных качеств личности.

· Формирование эстетического отношения к действительности.

· Воспитание общественной активности.

· Стимулирование всестороннего развития личности.

Решению этих задач соответствуют и основные направления тематики таких вечеров, среди которых можно выделить следующие:

· Вечера, посвященные пропаганде идей (например: марксизма-ленинизма, в прошлом).

· Вечера, посвященные; научно-техническому прогрессу, выдающимся достижениям науки и техники, пропаганде передового производственного опыта.

· Вечера, посвященные героическим революционным, боевым и трудовым традициям русского человека.

· Вечера, посвященные достижениям нашей страны в области культуры.

· Вечера, посвященные российскому патриотизму, дружбе народов СНГ, борьбе за мир, демократию и гуманность.

Итак, важность поднятой темы, ее актуальность — первое методическое требование к организации  тематического вечера.

Тематический  вечер отличается особым путем раскрытия  темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались  на тематическом вечере – социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции. Попытки построить тематический вечер исключительно вокруг производственных, организационных, технических и  других вопросов, оставляя человека на втором плане, неизбежно превращают вечер в разновидность собрания, резко сужают возможности эмоционального воздействия на зрителей. Задача тематического  вечера состоит не столько в том, чтобы показать экономическую эффективность  того или иного производственного  процесса, но в том, чтобы, в первую очередь, раскрыть моральные стимулы  труда, показать человека в труде. Выбирая  тему для вечера, нужно руководствоваться  возможностью раскрыть ее через образ  человека, через мир его мыслей и поступков – это второе методическое требование к организации тематического  вечера.

Тематический  вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а  должен раскрыть ее на конкретном жизненном  материале. Тематический вечер –  это сценическая композиция с  предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком  историческом фоне, подкрепляться и  усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно  документален.

Режиссеру-постановщику необходимо умение найти интересный документальный материал и организовать его в сценарий. Для этого нужно, прежде всего, постоянно изучать  жизнь предприятия или микрорайона, в котором действует клуб, хорошо знать его людей, его традиции. В такой постоянной исследовательской  работе клуба не только залог успешного  преодоления однообразия и формализма в организации тематических вечеров, но и условие будущего успеха, критерий эффективности массового мероприятия, которое именно благодаря документальности делает вечер необходимым и интересным.

Яркой иллюстрацией может служить эффективная, действенная  работа по пропаганде передовиков труда, проводимой культпросвет работниками  Алтайского края. Среди них шло  постоянное соревнование за наиболее яркий клубный вечер, посвященный  чествованию трудовых династий. Изучение людей труда, их замечательных биографий  рождало у клубных работников яркие режиссерские находки. Здесь  и светящаяся дорога трудовой славы, по которой вышли на сцену Новоннколаевского  сельского Дома культуры ветераны, герои труда; и торжественный  эскорт мотоциклов, машин, сопровождающий героев труда в клуб, на вечер  трудовой династии; и галереи портретов членов знатной колхозной семьи. Когда в сельском Доме культуры на Алтае чествовали трудовую династию семьи Браун, 63 члена которой проработали в колхозе в общей сложности 500 лет, в клубном зале открылась выставка "Фамильные драгоценности". Для этой выставки были собраны экспонаты: ордена и медали, почетные, призы, грамоты, благодарности членам семьи. Жизненный материал, положенный в основу сценария, расширяет сценарно-режиссерские возможности организаторов тематического вечера, дает простор творчеству.

Отмечая 50-летие  Советской власти, один из ленинградских  клубов решил провести серию вечеров, рассказывающих о тех изменениях, которые она внесла в жизнь  Петроградской стороны – в  микрорайон клуба. По мысли организаторов, это должны были быть вечера, на которых  сами трудящиеся района расскажут, что  дала им Советская власть, какой  вклад каждый из них внес в ее развитие. Так родилась чрезвычайно  популярная серия тематических вечеров "Октябрьская трибуна Петроградской  стороны". Право подняться на эту  трибуну получали лучшие из лучших. Подготовка вечеров этой серии заставила  работников и активистов клуба вести  кропотливую, поистине исследовательскую  работу по изучению людей Петроградской  стороны. Каждый вечер "Октябрьской  трибуны" был открытием новых, удивительных биографий…

Вечер-воспоминание о фронтовиках в одном из сельских Домов культуры Вологодской области  был построен на документальных солдатских письмах с фронта, принадлежавших жителям села. За этими страничками  фронтовой летописи, прочитанными на вечере, вставал великий образ  народа—труженика, воина и патриота. Там, где учитывается необходимость  документальности сюжетного построения тематического вечера, где постоянно  занимаются сбором материалов, изучением  биографий людей, вечера получаются интересными, на них царит атмосфера  праздничности. В этом состоит третье методическое требование к организации  театрализованного тематического  вечера.

В настоящее  время тематические вечера – это  интерактивные телепередачи (РТР  Ток-шоу "Кто за ?" во время передачи работают телефоны: 16-21-01, 16-06-40…), в которых  зритель может принять мобильное  участие, по средствам связи в  режиме реального времени.

Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений