Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 172.02 Кб (Скачать)

Такая двойственность функции театрализации, синтезирующей  реальную и художественную деятельность, связана с конкретными моментами  в жизни людей, требующими осмысления необыденного значения того или иного  события, выражения и закрепления  своих чувств по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действия, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Тем самым театрализация  предстает не как обычный прием  педагогического воздействия на массы, который можно использовать везде и всюду, а как сложный  творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование  и наиболее близко стоящий к искусству. Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка  жизненного материала, и как особая организация поведения и действия массы людей.

С документальностью  как специфической чертой драматургии  театрализованных представлений непосредственно  связана и из нее вытекает и  другая существенная сторона — активный, агитационно-пропагандистский характер драматургии.

Если театр  требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений  требует и содействия, активного  вовлечения в то или иное действие. Это определяется агитационно-пропагандистским характером, как одной из основных черт драматургии театрализованных представлений.

Следовательно, сценарий театрализованного представления  или празднества обязательно  должен предусмотреть и способы  выявления активности его зрителей и участников.

К методам  активизации зрителей относятся  прямые обращения к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление гражданских  ритуалов, шествий и т. д.

Успешное  воплощение в жизнь принципа документальности драматургии театрализованных представлений, удачное освоение в сценарии местного, близкого людям публицистического  и художественного материала  создают возможность импровизации в подобного рода представлениях. Это в свою очередь будит инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения, как  бы снимает барьер между зрительным залом и сценой, участниками и  исполнителями, вносит коррективы в  ход самого представления.

Одной из форм импровизации является игровая форма, включение элементов игры в театрализованное представление.

Психологическая потребность в игре присуща людям  всех возрастов. Участники массового  действия без специальной подготовки включаются в игровую импровизацию, в те или иные церемониалы, отвечающие творческому замыслу сценариста.

Но использование  игровой ситуации — дело очень  тонкое, требующее от организаторов  массового представления особого  педагогического и художнического такта. В игровых эпизодах представления, особенно если оно рассчитано на участие  взрослых, должна быть реальная основа — действие, уже происходившее  когда-то или могущее произойти, близкое и интересное участникам театрализованного представления.

Что касается самих основ драматургии театрализованных представлений, ее теории, ее важнейших  категорий, то они в свою очередь  не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания основ  теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров.

Драматургия театра позволяет автору смоделировать  канву спектакля, не прибегая зачастую к конкретизации, что отвечает функциям театра как искусства больших  социальных и художественных обобщений, собирательных образов. Драматургия  театрализации выполняет конкретную социальную функцию художественного  осмысления и оформления реального  события или факта. Ее герои не могут быть вымышленными – это  всегда конкретные люди. Путь образного  решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его  эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный  путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского  хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного  чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро.

Главной специфической  чертой драматургии театрализованных представлений является проявление драматического конфликта через  композицию путем монтажа. Задача сценариста состоит в том, чтобы создать  основу единого, цельного и оригинального художественного публицистического произведения путем соединения документальных материалов, публицистических выступлений, церемоний, действований с поэтическими произведениями, музыкой, песнями, с пластическими фрагментами из спектаклей и кинофильмов. Монтаж служит подчинению всего этого материала общему замыслу, единой идее.

Известно, что  основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию  теоретиков, общие черты с драматургическими  произведения театра, кино. Главным  объединяющим моментом выступает здесь  драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства.

Конфликтность как специфическое отражение  существенных противоречий действительности в сценарии агитационно-художественного  представления, литературно-музыкальной  композиции, тематического концерта или массового театрализованного  празднества, так же как и в  драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и  сверхзадачу, и даже, в конечном счете, форму произведения.

Одним из существеннейших  моментов формы проявления конфликта  в драме, как известно, является сюжет  как система событий, имеющих  причинно-следственные связи. В сюжете и через сюжет драматургии  в подавляющем большинстве случаев  выявляют связи и противоречия между  людьми и целыми социальными группами, многосторонне раскрывают изображаемые характеры и обстоятельства.

Художественное  воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текучей  и противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного  представления главным образом  с помощью не сюжета, а ряда других средств.

Публицистичность  и документальность как специфические  особенности сценария театрализованного  представления, необходимость для  воплощения идейно-художественного  замысла обращаться то к речи действующих  лиц, то к лирическим высказываниям, то к документальности материала (письмам, дневникам, статьям и т.п.) выдвигают  на передний план композицию. Композиция становится одним из главных средств, с помощью которого и главным  образом через которое создается  конфликтная ситуация – чаще всего  как внутренняя контрастность тем, как определенное сочетание и  построение эпизодов и номеров, создающее  органический сплав форм и художественно-выразительных  средств, сплав отражающий в своем  единстве важные, существенные моменты  развивающейся действительности.

В сценарии театрализованного  представления, в виду ослабления функции  сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального  материала, ее функция становится определяющей. Именно поэтому в процессе создания литературного сценария важнейшим  моментом творчества является монтаж материала, композиционное решение. Чтобы  на основе тщательно подобранных  и обработанных материалов создать  нечто законченное и драматически выстроенное, нужно найти, открыть  именно то единственное построение, сочетание  фактов, сцен, событий, документов и  высказываний, которое знаменует  собой появление нового, целостного произведения.

По образному  выражению ирландского драматурга Сент Джон Эрвина, всякое законченное  художественное произведение должно быть живым организмом, настолько живым, что когда отрезана любая часть  его, все тело начинает кровоточить.

Главным специфическим  свойством сценария театрализованного  представления является характер выявления  конфликта через построение, через  композицию.

Сценарист театрализованного  представления, работающий в основном на местном документальном материале, не может начинать творческую работу, не познакомившись с конкретным материалом, не изучив его. Сам творческий процесс  в этом случае не состоится. Все начинается именно с поисков материала для  сценария и с его изучения. Только в процессе изучения фактов, событий, документов, биографий людей можно  очертить тему будущего представления. Материал нужно увидеть своими глазами, вжиться в него. При этом надо помнить, что одна и та же тема может  быть выражена и различным материалом.

При трактовке  темы как осмысленного, отобранного  художником материала тема непременно связывается с его идеей, так  как в самом отборе фактов неизбежно  сказывается мировоззрение автора. Понятие идея связано, прежде всего, с представлением о выводе, о решении  вопроса, который поставлен в  данном произведении.

Тема и  идея театрализованного представления  взаимосвязаны, взаимообусловлены, определяются в процессе осмысления противоречий изменяющейся, движущейся действительности, в процессе обдумывания драматического конфликта.

Совершенно  правы практики и теоретики, выделяющие три основных компонента сценария театрализованного  представления, которые, несомненно, соответствуют  и трем важнейшим этапам рабочего и творческого процессов. Если сценарист  может ответить на вопрос, о ком  или о чем будет театрализованное представление, то он достаточно точно  определил лишь его материал. Если сценаристу ясно, что он хочет сказать  этим материалом, - он близок к определению  темы. А если понятно, ради чего развивается  тема, какого воздействия на зрителя  сценарист желает добиться, - можно  сформулировать идею произведения.

Выстраивая  сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента: вступление (экспозиция), развитие действия, разрешительный момент (перелом, или кульминация) и  финал.

Завершенная внутри себя композиционная структура  театрализованного представления, в сущности, делится на ряд циклов действия. Драма, как известно, состоит  из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии театрализованного  представления, чаще всего одночастного, эти тематически однородные циклы  принято называть эпизодами. Каждый эпизод в сценарии театрализованного  представления распадается на еще  более мелкие, относительно завершенные  структуры.

Композиционное  расширение или сжатие событий, заострение средств выразительности, темп и  скорость развития действия определяются как кульминацией каждого цикла  в отдельности, так и кульминацией всего представления.

Режиссер  театрализованного представления  не деформирует реальность, но пользуется ею для создания новой реальности. Он отбирает элементы действительности для того, чтобы создать из них  новую действительность, принадлежащую  лишь ему одному. Поэтому основной прием театрализованного представления  – построение целостной картины  из отдельных кусков, элементов; прием, при котором можно отбрасывать  все лишнее, оставляя только самое  существенное и значительное. Именно в компоновке, в составлении, в  монтаже отдельных номеров, документов, публицистических материалов, музыки, пластики наиболее наглядно проявляется  мастерство сценариста.

При создании сценария театрализованного представления  нельзя лишь фиксировать результаты трудовых побед или недостатки –  важнее раскрыть их истоки. Недостаточно назвать, показать передовиков производства – нужно раскрыть образы этих людей  путем отбора важнейших фактов их биографии, продуманно и выразительно связать эти факты, создав непрерывность  действия.

В сценарии театрализованного  представления можно отбрасывать  все промежуточное, все незначительное из неизбежной реальности и оставлять  лишь яркие, ударные, узловые пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного  приема при создании сценариев театрализованных представлений.

К наиболее распространенным приемам художественного монтажа  относится контрастность.

Контрастность как прием монтажа основана на сближении противоположных, контрастирующих  по смыслу элементов художественного  произведения.

В сценарии театрализованного  представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные  номера, но и отдельные эпизоды, части  номеров, как бы заставляя зрителя  беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним  усиливая другое, благодаря чему достигается  острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.

Монтаж по контрасту – один из самых сильных  и наиболее распространенных приемов  подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в театрализованном представлении. Чаще всего конфликтность  выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целом  органический сплав. Именно органический сплав форм и художественно-выразительных  средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.

Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений