Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа
рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы
Что касается
такого вида театрализованного
Параллелизм
– два тематически не связанных
действия соединены вместе и идут
параллельно благодаря какой-
Одновременность
– монтажный прием; из истории
народных представлений и празднеств
известен принцип симультанности, т.е.
действования на нескольких сценических
площадках параллельно или
Лейтмотив ("напоминание")
– один из основных монтажных приемов
и одновременно одна из особенностей
драматургии театрализованных представлений.
Именно поэтому справедливо сравнивают
построение сценария театрализованного
представления с сюитным
Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.
Таким образом,
здесь названы и
Одним из творческих поисков и открытий был Театр Лаборатории Ежи Гротовского.
"Агрессивный,
провокативный театр, театр
На вопрос о том, на какого зрителя ориентируется его театр, Гротовский отвечает, что его зритель должен иметь свои собственные духовные потребности, он должен действительно хотеть через конфронтацию со спектаклем проанализировать самого себя. Кто преодолевает бесконечный процесс саморазвития, кто ищет правды о себе и о своем назначении в жизни.
Гротовский
высказывается о
Посредствам искусства, считает Гротовский, "мы открываем себя людям, когда сталкиваемся с ними, чтобы понять себя самих".
Каждый актер должен найти свои собственные средства выразительности, свои средства передачи чувств.
Е. Гротовский считает, что наиболее разработанным методом игры актера является система К. С. Станиславского, который всегда эксперементировал в поиске средств актерского самовыражения.
Вместе с
тем, он указывает, что все направления,
имевшие место ранее, стремились
ответить на вопрос: "Как это можно
сделать?". Такой подход приводит
к созданию стереотипов. Ныне, отмечает
он, надо ответить на вопрос: "Что
я не должен делать?". Основным в
своей работе с актером он считает
поиск актером собственных
Театр являет собой для актера возможность к самораскрытию, духовному поиску не только перед зрителем, но и перед самим собой. Столь много энергии и сил посвящают актеры своему делу не для того, чтобы учить других, а для того, чтобы изучать вместе с ними самих себя, учиться преодолевать преграды, разбивать ограничения, навязываемые отсутствием мужества и вследствие неведения, т. е. заполнить пустоту в себе. Искусство – это не состояние души и не состояние человека (в смысле профессии или общественной функции). Искусство – это эволюция, развитие, устремление к тем высотам, которые способны пробудить и вызвать человека из пучины тьмы к проблеску света. Актер должен преодолеть застенчивость и найти в себе мужество к самораскрытию. Он должен не иллюстрировать, а совершать "акт души" с помощью собственного организма.
Гротовский назвал свой театр лабораторией. Это справедливо. Его театр – центр научных исследований.
Творящая энергия живого актера-человека, его непосредственный, у вас на глазах, здесь и сейчас происходящий акт творчества – вот, по мнению Гротовского, чистые истоки – корни зрелищности, уникальная природа и магия театра. Неповторимость, единственность, сиюминутность актерского переживания, "аскетического", очищенного от всех неорганических элементов, превращает театральный спектакль в особого рода осязаемую встречу между творцом и зрителем. В этом – альтернатива Гротовского и "богатому театру", и другим современным зрелищным искусствам, отделенным (и отдаленным) от зрителя барьером технического совершенства.
Для Гротовского театр – это не форма бегства от жизни, но и не средство иллюстрации ее. Театр – сам образ жизни. (42)
Близкую мысль высказывает Э. Бентли – один из наиболее солидных американских критиков и теоретиков театра. Эта мысль, кстати, проясняет существенное различие между так называемым "прямым внешним контактом" со зрителем, "втягиванием" его в действие, характерными для многих западных экспериментальных театров, и внутренней активизации зрительского восприятия, осуществляемой в Театре Лаборатории.
Для романтиков проблема участия зрителя в спектакле была проблемой высокой важности: это была мечта о вторжении искусства в реальную жизнь, стремление сломать условность, отделявшую сцену от зала не только физически (это вопрос второстепенный), а именно эмоционально. Изменить зрителя и толкнуть его к действию – в этом заключался идеал театра романтиков.
С какой целью
так предельно
"Поражающие",
"фантастические" достижения его
актеров (критика особенно
"Какое-то
время мне казалось, что проблемы
театра - это прежде всего проблемы
актерской игры, режиссуры, драматургии,
сценографии. Потом я убедился,
что существует более
Вся театральная деятельность Театра Лаборатории, - говорит Ежи Гротовский, - это два процесса. Во-первых, это редукция – возвращение театру того, что является его сутью, а затем – это уже было в последний период моей театральной практики – в ломке стен, границ театра. Вначале надо было устранить все, что в театре является искусственной подпоркой, что может служить, может быть творческим, существенным, но не является необходимым.
"Поиск
был в самом своем существе
эволюционным. Это были поиски
возможностей сделать так,
Театр, является
результатом социокультурного соглашения,
предполагающего, что в определенных
условиях места и времени, задающих
"рамку", определенные люди (актеры)
осуществляют фиктивное, "несерьезное"
поведение, которое и воспринимается
как таковое. "Рамка" как бы
осуществляет за зрителя эстетическую
редукцию (переход от сложного к
простому), отделяя условный, театральный
мир от "серьезной" реальности,
актера от зрителя. "Рамка" позволяет
выделить специфические особенности
"театрального" поведения, т.е. поведения
актера на сцене, и отличить его от
"серьезного" поведения. Это делает
театр своеобразной "матрицей",
образцом для театрализации жизни.http:/
Однако в то же время театр как социальное явление, как это ни парадоксально, остается частью обыденной жизни, ее дополнением (как развлечение - по принципу: "Делу время - потехе час") и оправданием именно в силу строгого отличения внутри самого театра театрального поведения от "реального". Сосредоточение "театральности" лишь внутри четко социально очерченной "рамки", как в некой резервации, увековечивая существование "серьезного" поведения вне этой рамки (в том числе и в самом театре), является препятствием для театрализации жизни.
В современной сценической практике есть тенденция не разделять подготовительную работу (над текстом, персонажем, пластикой) и конечный результат: таким образом, спектакль, предлагаемый вниманию публики, это отчет не только в отношении самого текста пьесы, но и позиции его творцов относительно текста и игры. Так что постановка не ограничивается рассказом о какой-то истории, но также содержит размышления о театре и предлагает эти размышления зрителю, более или менее органично интегрируя их в представление.
Театр как
социальный организм может играть не
только пассивную (как образец), но и
активную театрализующую роль. Для
этого театр должен быть сам театрализован,
т. е. необходимо театрализовать, вывести
на сцену, подвергнуть "эстетической
редукции" такие важные составляющие
части театра как социального
организма как авторское (режиссерское)
поведение и воспринимающее поведение
зрителя (читателя), которые в обычном,
"нетеатрализованном" театре остаются,
как очевидно из предыдущих абзацев,
формами "серьезного" поведения
и усиливают "реальность" друг
друга. Театрализация театра также
предполагает и театрализацию литературы,
поскольку в основе любого театрального
представления лежит
"Текст
в тексте" делает "рамку", отделяющую
мир условный от мира
Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений