Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа
рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы
Но страсти
вокруг музыкальных соревнований в
Риме не шли ни в какое сравнение
с всеобщим увлечением публики цирком.
"В дни арены" буквально весь
Рим устремлялся в цирк. Кто
бы ни управлял государством, процветало
оно или раздиралось
Состязания колесниц в цирке проводились специальными обществами римских богачей. Конкуренция между обществами, в основе которой была материальная выгода, превратила их в обособившиеся четыре партии – по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании. Партии носили название "Белых", "Красных", "Зеленых" и "Голубых" (по цвету одежды колесниц). Болельщики также разделялись на четыре враждующих между собой лагеря.
В Риме были образованы целые касты организаторов празднеств: служители торжеств брачного союза ("свадебных спектаклей"), служители триумфов, погребальных пиров, всевозможных игр. Главным организатором священных обрядов и празднеств в масштабах всего государства были коллегии квиндецемиров (15 человек), нередко во главе с самим императором.
Массовые празднества и зрелища в Риме и в провинциях сопровождались, как правило, бесплатной раздачей пищи тысячам зрителей. Это требовало больших расходов, но власти шли на все, стремясь отвлечь массы от участия в политической жизни страны. Римский ученый Франтон говорил, что даровые раздачи продовольствия удовлетворяют только часть народа, даровые же зрелища – всех. "Предавайтесь увеселениям, занимайтесь зрелищами. Пусть нас занимают общественные нужды, а вас – развлечения", - откровенно высказывался римский правитель Аврелиан. Кроме того, администрация усматривала в "массовых продуманных и издевательских театрализованных убийствах" эффективную меру устрашения рабов в условиях наступления на Рим варваров.
Римский историк второго века нашей эры Светоний Транквилл так описывает время Юлия Цезаря:
"Игрища
он устраивал самые
На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и переулкам, а давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора". (33)
Римские празднества,
театрализованные представления и
зрелища времен конца империи
были одним из показателей упадка
культуры рабовладельческого общества,
распада рабовладельческого строя.
Рассмотренная эволюция празднеств,
представлений и зрелищ является
ярким свидетельством того, как поощряемые
и направляемые государством в определенную
сторону празднества и
1.4 Театрализованные
Античное мифотворчество и культура сменяются господством религии. Религия в период средневековья сопровождает всю жизнь человека, от его рождения до смерти. Она довлеет над его бытом, направляет его суждения, контролирует чувства, она дает духовную пищу и, пытаясь обуздать вольнолюбивый дух народа, прорывающийся в празднествах, в площадных представлениях, берет на себя организацию самих празднеств и представлений. Но, позволяя народу развлекаться, церковь не перестает проповедовать все ту же мораль рабской покорности богу, которой пронизана религия в целом. "Божий гнев" обрушивается на зрелища, которые церковникам не удается подчинить себе и в которых народ выражает свободомыслие, протест против церковных догматов, земное, радостное жизневоспитание.
Несмотря
на настойчивое преследование
Народные
забавники гистрионы
В период раннего средневековья, только что начавшая развиваться торговля, находилась в тесной связи с богослужением. Словом "месса" первоначально обозначают и обедню и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями.
Начиная с
четырнадцатого века, католическая церковь,
борясь с народными празднествами
и обрядовыми представлениями, в
которых проявлялись
В четырнадцатом веке пасхальное чтение текстов о погребении Христа уже представляет собой искусно организованное театрализованное действо. Именно из этого и подобных библейских текстов родились первые литургические представления.
Литургические действа, или представления, первоначально отличались статичностью и сложной символикой, но постепенно они оживляются, становятся более действенными, в них появляются бытовые детали и комические элементы, слышатся простонародные интонации. Появляется и бытовая костюмировка. Разрабатывается принцип симультанности, т. е. одновременного показа нескольких мест действия.
Такие представления
стали вызывать большой интерес
у зрителей. Но чем богаче они
насыщались жизненными чертами, тем
сильнее отступали от первоначальной,
религиозной цели. По свидетельствам
современников, во время литургических
действ, в стенах храма часто можно
было слышать "кощунствующий" смех.
Налицо интересный пример того, как
безжизненно и бесплодно
Сознавая
невозможность дальнейшего
Городская толпа,
заполнявшая церковный двор (а, следовательно,
рынок), теперь уже открыто диктует
свои вкусы и все больше отрывает
эти действа от религиозных нужд.
Даже среди исполнителей начинают преобладать
не церковнослужители, а простой
люд. Наконец разрывается и сама
связь с церковным календарем
– представления стали
Со временем веселые и буйные карнавальные празднества стали включать в себя процессии, игры, акробатические и спортивные номера; участники процессий надевают веселые и страшные маски. На карнавалах появляются специалисты-зазывалы, восхваляющие продукты собственного производства или какое-либо искусство сомнительного свойства. Это предсказатели, астрологи, гадалки, продавцы "всеисцеляющих средств" и др.
Карнавалы с
сопровождавшими их выступлениями
шутов-буффонов, жонглеров, мимов являли
собой настоящий фейерверк
Карнавал оказался одним из действенных механизмов социально-классового и общественного равновесия в феодальных государствах. Он давал возможность народу выявить свою энергию, свое неприятие многих сторон социальной действительности.
Получили
особенно широкий размах городские
празднества, отмеченные театрализованными
шествиями и процессиями. Такие
празднества постепенно насыщались
разнообразными игровыми элементами и
приобретали все более ярко выраженный
характер театрализованного
Процессии в
торговых и промышленных городах
Западной Европы выходят на улицу
по самым различным поводам. Заключение
мира или перемирия, избрание нового
папы, рождение наследного принца, наконец,
хорошая погода или отсутствие чумы
– по всем этим поводам организуются
общегородские шествия с
Накануне
шествия население города извещалось
о предстоящем мероприятии
Особое внимание обращалось на то, чтобы большой рынок и улицы города были вычищены и освобождены от всего, что могло бы помешать свободному продвижению шествия. Во время процессии запрещалось производить торговлю спиртным, закрывались все кабачки и погребки. Постановления нередко предписывали участникам шествия быть опрятно одетыми, не поднимать шума во время процессии и т. п. На всем пути шествия из окон домов вывешивались ковры и украшения из цветов.
Церковники и здесь пытались сделать главным участие и влияние церкви. На площади устраивался алтарь, накрытый дорогими покрывалами; на алтарь возлагались принесенные процессией реликвии. В особо торжественных случаях реликвии окружались высокими восковыми свечами. Кроме того, несли еще до трехсот факелов, окрашенных красными и белыми розами. Городские старшины шли в черных костюмах с трехфунтовыми свечами в руках, а "кающиеся" (провинившиеся накануне) шествовали в белых одеждах, босые, с непокрытой головой и с "покаянной" свечой в руках, отбывая тем самым положенное наказание. Женщины шли отдельно от мужчин, а в одном из указов разрешалось женщинам только тогда присоединиться к шествию, когда пройдут все мужские группы.
В уличные шествия стали включаться и декоративные колесницы (в том числе колесница "земного рая" с Адамом и Евой), конь легендарного "рыцаря без страха и упрека" Байяра, фигура "Мегеры" и другие фантастические персонажи.
Декоративные
колесницы, "триумфальные телеги",
гротесковые фигуры и другие элементы
театрализации вносили в
Процесс театрализации
городской жизни
Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений