Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения
1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века
1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день
ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений
2.1 Понимание сущности театрализации
2.2 Виды театрализованных представлений
2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска
3.1 План подготовки театрализованного представления
3.2 Сценарный план
3.3 Либретто
3.4 Композиционный план театрализованного представления
3.5 Хронометраж
3.6 Режиссерский монтажный лист
3.7 Сценарий театрализованного представления
3.8 Художественное оформление пространства
3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве
3.10 Организация действия во времени
3.11 Атмосфера театрализованного представления
3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления
3.13 Смета расходов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 172.02 Кб (Скачать)

Как и в  других странах Востока, театрализованные представленияв Бирме – составная  часть религиозных и народных праздников. Это пантомимы, песенно-танцевальные интермедии, карнавальные шествия. Актеры в основном играли без масок; в  масках исполнялись лишь роли духов  и колдунов. Сюжеты для спектаклей заимствовались главным образом  из "Рамаяны".

Театральное искусство Индии, Шри-Ланки, Непала и стран Юго-Восточной Азии имеет  в основном одну драматургическую основу — инсценировку эпизодов из древнего эпоса и буддийских текстов. Действие в этих пьесах слабо развито, сюжет  чаще всего излагается ведущим или  поется хором, a на сценической площадке без декораций актеры, облаченные в яркие костюмы, в гриме или  масках, используя канонические приемы игры — позы, жесты, положения пальцев  в танце или в ритмизированном  движении, как бы иллюстрируют текст  пьесы. Спектакль обычно длится несколько  дней и всегда имеет музыкальное  сопровождение.

Все перечисленные  свойства театрализованных представлений  присутствуют и в театральном  искусстве стран Дальнего Востока, однако, драматургия, сценическое пространство, костюмы, грим и музыкальное сопровождение  в театре Китая, Кореи, Монголии, Японии имеют свои, только им присущие черты.

Особое место  в многообразном ансамбле театров  стран Востока занимает театральное  искусство Японии с его самобытными  художественными традициями.

Театральные представления в форме гагаку были введены в ритуал буддийского  богослужения в XII в. Гагаку представляет собой сложный ансамбль — шествие  танцоров в масках (призванное разгонять  злых духов), музыкантов с флейтами, литаврами и медными тарелками, за ними следует юноша, ведущий на поводу "льва" (в этой роли выступает  один из актеров).

В Х—XI вв. ведущей  формой театрализованных представлений  становятся бугаку, для которых характерны яркие костюмы, устрашающие маски, музыкальное сопровождение на огромных (до 3 м высотой) барабанах.

Таким образом, театральное искусство стран  Древнего Востока, насчитывающее более  двух тысяч лет развития, имеет  еще одну, пожалуй, самую удивительную особенность: оно не стало историей, а продолжает жить как театр наших  дней, оказывает влияние на мировое  искусство театра.

 

1.3Массовые празднества и театрализованные  представления в Древней Греции  и Древнем Риме

 

Уже в третьем  тысячелетии до нашей эры на одном  из островов греческого архипелага –  на острове Крит – была создана  высокая культура. Именно там археологами  открыты первые в истории человечества сооружения, предназначенные для  народных празднеств и состязаний-представлений. Посвящались эти празднества  плодоносящим силам природы и  сопровождались торжественными процессиями, песнями, танцами, спортивными состязаниями.

Представление о мире в исторический период первобытнообщинного  строя у древних греков, как  и у других народов мира, было мифологическим. Но мифы греков были антропомофорными, т. е. на смену богам-животным пришли очеловеченные божества. А вместе с этим изменились и формы почитания  богов и героев.

Большое распространение  имели в Греции древнейшие весенние празднества плодородия. Изображая  победу светлых сил жизни над  темными – над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, скотоводы – на удачу в разведении скота. На празднествах этого типа люди приветствовали животворящие силы в  форме разгула, обжорства и всяческой  разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие  представлялись средствами, магически  обеспечивающими победу жизни. Обычные  в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. Звучали насмешливые песни –  ямбы. Эти песни могли быть средством  обличения, общественного порицания, насмешливой критики. В эпоху  же классового расслоения обрядовая  вольность такой насмешливой, позорящей  песни становится одним из орудий борьбы народа с власть имущими.

Культ Деметры  был распространен в Греции повсюду. Деметра была богиней растительного  мира и в первую очередь покровительницей, выращивающих хлебные злаки. Миф  повествовал о том, что бог  подземного царства Аид (или Плутон) похитил дочь Деметры, Персефону, когда  та собирала цветы на элевсинском  лугу, и сделал ее своей женой. Деметра  тщетно искала похищенную дочь в течение  девяти дней, и только на десятый  день бог солнца Гелиос сообщил безутешной Деметре, где ее дочь. Разгневавшись  на Зевса, знавшего об этом похищении, Деметра поразила землю бесплодием. Тогда Зевс приказал вывести Персефону  из подземного царства. По его решению  две трети года Персефона могла  пребывать со своей матерью на земле, а Деметра за это была благосклонна к земледельцам, и земля давала людям плоды. Осенью, когда с полей  убирали хлеб, вспоминали о судьбе Персефоны, о ее нисхождении в  подземный мир. Весной же праздновали  ее возращение на землю к матери, Деметре.

О Дионисе  было сложено множество мифов, широко распространенных в Древней Греции. Его считали сыном Зевса и  смертной женщины Семелы. Ревнивая Гера, жена Зевса, коварным советом  погубила мать Диониса: она уговорила  ее увидеть Зевса в окружении  молнии и грома – во всем его  блеске, как "отца богов и людей". Несчастная Семела погибла. Зевс извлек не рожденного сына из чрева испепеленной матери и зашил его в свое бедро. Когда ребенок окреп, Зевс как  бы вторично родил малыша. Нимфы  вскормили младенца, а веселый  Селен воспитал мальчика.

Мифы о  Дионисе ярко отражали переход общества от скотоводства к земледелию, важнейшей  отраслью которого в Греции было виноградство. Дионис становится богом земледелия, виноградства, вина и веселья. В числе  эпитетов Диониса есть такие как "плодородный", "цветущий", "жизнетворящий". А много позже в культе Диониса  искали опоры демократические элементы, выступающие против земледельческой  аристократии. В нем утверждалась здоровая, радостная, изначальная для  народных обрядов и празднеств, стихия.

В фаллических  празднествах древних египтян, судя по описаниям древнегреческого историка Геродота, чествовались зиждительные силы природы, торжествовало плотское начало, бушевал смех, разворачивались  комические перевоплощения. И у древних  греков смех, веселье были жизнетворцами, созидателями. Эта подлинно народная стихия восходит именно к празднествам Диониса, на которых были созданы  такие виды народного искусства, как дифирамб и комос. Дифирамб –  это хоровое песнопение, восхваляющее и прославляющее бога веселья  Диониса, при исполнении дифирамба  из хора выделялся запевала, начинавший песню. Комос – это веселое  шествие поселян, ватага гуляк, процессия  пирующих. Такое шествие, как правило, сопровождалось задорными фаллическими песнями.

Весной вся  Аттика справляла Великие Дионисии – празднество, продолжавшееся около  недели. В это время не взыскивали долгов, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все  могли участвовать в празднике. Первоначально главной частью Великих  Дионисий была торжественная процессия, во время которой деревянное изображение  Диониса переносили из Денейского святилища  в храм близ рощи Академа. Позднее  главную роль стали играть пышные театрализованные и театральные  представления, продолжавшиеся два  дня. В период расцвета рабовладельческой  демократии и наивысшего развития полисной системы народные празднества, торжественные  шествия и игры, выросшие из древних  обрядов и культов, всеместно  поддерживались городами-государствами. Организацию празднеств и всю  их материальную сторону полисы (т. е. общество в целом, городские власти) брали на себя. Благодаря этому  народные празднества процветали, возникали  разнообразные формы массовых состязаний-представлений. Так, например, филы (родовые объединения  Афин) выставляли на соревнованиях  своих атлетов, свои хоры и перед  лицом собравшейся общины добивались награды в состязаниях. Сложное  искусство коллективной орхестики (другое название дифирамбов) выросло  и развивалось в четвертом  и пятом веках до нашей эры  именно на основе этих гражданских  празднеств-представлений.

Из обще греческих  празднеств наибольшей популярностью  пользовались Истмийские и Олимпийские  игры. Истмийские игры проводились  каждые два года на Коринфском перешейке  – в Истме, Олимпийские – раз  в четыре года в Олимпии.

Во время  Олимпийских праздников по всей Греции объявлялся мир. За несколько месяцев  до игр по городам и колониям рассылались  послы, приглашавшие гостей на празднество  в Олимпию. Победители Олимпиады  получали в награду оливковый  венок и пользовались большим  почетом.

Известно, что  в античности существовали неразрывные  связи между атлетикой, музыкой  и поэзией. И сам Геракл – покровитель  Олимпийских игр, по представлениям греков, - не был чужд искусству музыки. Древние греки стремились к совершенному единству физической силы и духовной красоты в человеке. И их празднества  и состязания учили любоваться таким  единством и вырабатывать его  в себе. Вот почему их играм и  состязаниям-представлениям периода  расцвета рабовладельческой демократии была свойственна такая широта и  массовость.

В Древнем  Риме народные представления, как и  в Греции, восходят к сельским праздникам сбора урожая. После уборки урожая крестьяне приносили в жертву Земле – поросенка, богу лесов  Сильвану – молоко, а духам, которые  сопровождают человека от колыбели до могилы, - вино и цветы.

Римляне не только воевали с соседними народами – этрусками и греками, но и  подвергались сильному воздействию  с их стороны, так как по своему общественному и культурному  развитию стояли ниже их.

В 364 году до н. Э., по случаю моровой язвы, в Рим  были приглашены этрусские актеры, ибо "обычные средства" для  умилостивления богов не помогали. Этрусским актерам – мимам  – стала подражать римская  молодежь, прибавившая к их мимическим сценкам пение и диалог. Вскоре у римлян появились свои актеры, которых стали называть, как и  в Этруссии, гистрионами. Гистрионы  начали исполнять сатурны – небольшие, сюжетно не объединенные сценки комического  характера (буквально слово сатура обозначает блюдо, состоящее из разных овощей, - нечто вроде нашего винегрета). Сатурна включала в себя и музыку, и пение, и диалог, и была истинно  народным, площадным зрелищем.

Следующий этап в развитии народных представлений  в Древнем Риме – появление  ателланы. Исследователи считают, что  ателлана была заимствована римлянами  от племени осков из Кампаньи в  начале третьего века до нашей эры. В Кампанье был городок Ателла. Вероятно, по имени этого городка  римляне и стали называть пришедший  к ним народный фарс ателланой. Характерная  особенность ателланы состояла в  наличии постоянных типов масок. Это был глупец Макк, обжора Буккон, жадный старец Папп и шарлатан Доссен. Один только облик хорошо знакомых публике персонажей вызывал у зрителей смех. Исполнители ателланы выступали в масках, текст импровизировался. Содержание нередко отличалось не только веселым юмором, но и грубостью, непристойностью.

В третьем  веке до нашей эры дальнейшее развитие получил воспринятый римлянами  от этрусков и греков мим (его название произошло от греческого слова "подражать"). Как и в ателланах, но обычно без  масок, самодеятельные актеры мима (в  том числе и женщины) разыгрывали  маленькие и веселые сценки из народного быта, а иногда выводили в шутовском виде богов и героев. Существенной частью мима были танцы  под аккомпанемент флейты. Сценическая  постановка отличалась простотой и  непритязательностью.

Из древних  праздников римлян следует отметить сатурналии, выросшие из земледельческих  обрядов. Римляне верили, что бог  посевов Сатурн (от sator – сеять) дал  людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым  веком для людей. На празднике  сатурналии все становились равными  – не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Истинно народный, демократический  характер этого празднества обусловил  его долголетие в период демократического правления в Риме.

В период императорского правления, начиная с первого  века до нашей эры, характер празднеств резко меняется. Огромные богатства, притекавшие в Рим в результате завоевательных войн, способствовали развитию роскоши в быту высших классов  и обнищанию неимущих слоев населения, особенно мелких ремесленников. А так  как античные ремесленники и сами использовали труд рабов, то у них  тоже постепенно выработалось пренебрежительное  отношение к труду. К тому же высшие классы общества с целью отвлечения народа от политической борьбы стремились сделать театрализованные представления  и зрелища чисто развлекательными. С этой целью начали культивироваться состязания гладиаторов и травля животных, а в театрализованные представления  откровенно вводились элементы эротики  и цинизма.

Большим успехом  у зрителей в это время пользовался  пантомим (не следует путать с народным мимом). Это был сольный танец, который исполнял актер, игравший несколько  ролей, как мужских, так и женских. Танец сопровождался музыкой  и пением. Вокальные партии исполнял хор, который излагал содержание пантомима. Если же танец исполнялся ансамблем танцовщиков, то он назывался  пиррихой. Число участников пиррихии доходило до нескольких сот. Сами римляне  отмечали крайнее бесстыдство нового вида представления.

Императоры  стали чаще использовать цирковые и  театрализованные представления в  борьбе за власть, для укрепления своей  популярности. Так, число праздничных  дней, посвященных зрелищам, при  Августе составляло 66 в году, во втором веке оно возросло до 135, в середине четвертого века – до 175.

Желая превзойти  славу Олимпийских игр, император  Август учредил Акцийские игры, справлявшиеся  каждые четыре года (в честь победы над политическим противником Августа  Антонием у мыса Акциия). Проводился в Риме и другой массовый праздник – Капитолийские состязания. Во время Акцийских и Капитолийских  игр, наряду с массовыми, спортивными  состязаниями (в которых принимали  участие и женщины), устраивались состязания в пении, в игре на лире.

Информация о работе Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений