Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.

Содержание

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов.doc

— 276.50 Кб (Скачать)


Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Размещено на /


 

Дипломная работа

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)


 

Оглавление


 

Введение

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Значение воли

1.2 Значение памяти

1.3 Психогигиена вокалиста

1.4 Профилактика болезней голоса

1.5 Сущность успеха

1.6 Виды ментального тренинга

1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Материалы и методы

2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности

Глава 3. Результаты исследования

3.1 Обсуждение результатов

Заключение

Выводы

Список литературы


 

Введение


 

Актуальность данной проблемы состоит в том, что многие талантливые люди, в нашем случае, певцы, не всегда могут проявить себя в полном объеме.

Причиной всему является: во- первых, неосознавание своей деятельности, во- вторых- психологические аспекты (неумение сконцентрироваться на исполнении, страх, волнение, неуверенность в себе, в своих силах)

Для того чтобы удачно выступить на концерте, певцу необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Это состояние надо рассматривать по трем основным параметрам: физическому, эмоциональному и умственному.(Бочкарев П. , 1975Г)

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.

Компонент оптимального концертного состояния(ОКС) складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им своим искусством радость. Одним из важнейших показателей эмоционального оптимального состояния перед выступлением на сцене может служить частота сердечных сокращений. Пользуясь методом психоэмоциональной регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которые для данного певца оптимальны. ( Изард К. 1980)

Мыслительный (когнитивный) компонент ОКС складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых действий и воплощаемых слуховых образов. Передача мысли при вокальном исполнении, осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы- мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет певцу перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком–либо объекте- очень важный компонент ОКС. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки певца. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. (Станиславский К.,1958)

Для удачного выступления должно сопутствовать приподнятое настроение, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошее отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.

Для ОКС певец, прежде всего, должен охранять свою нервную систему от излишних раздражителей и экономно тратить силы, а также соблюдать гигиену, согласно своим индивидуальным особенностям.

Для психологической подготовки певцов к выступлению мы решили использовать ментальный тренинг (от англ. mentai - умственный, психический).

На основе вызванного внушением альтернативного состояния сознания путем вербального программирования происходит формирование оптимального психофизического состояния и формирование мотивации человека на общее эмоциональное благополучие.

В созданном альтернативном состоянии сознания максимально устранена критика воспринимаемой информации. Субъект выполняет все команды, не задумываясь об их содержании. При этом активно формируется необходимые представления и их эмоционально-чувственные переживания.

Таким образом, можно полагать , что в основе психорегуляции лежат следующие психофизиологические механизмы: устранение ненужных эмоциональных переживаний, негативных психических состояний, формирование требуемого уровня восстановительной функциональной системы, и обеспечение такого психического состояния, при котором наиболее полно реализуются возможности человека.

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что психомышечная релаксация, может успешно применяться в целях оптимизации певца перед выступлением.

Система методов морально-волевой подготовки певца в системе ментального тренинга дополняется аутогенной, идемоторнрй, сюжетно-ролевой умственной подготовкой, методами умственной репетиции, а также методами ауто- и гетеровнушений.

Мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационной мощности, следовательно, методы ментального психотренинга помогут нам мобилизировать скрытые в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованные функциональные возможности для его развития.

ЦЕЛЬ: Оптимизировать исполнительское мастерство вокалистов.

ЗАДАЧИ:

1) Изучить личностные характеристики исполнителей и определить отрицательные психологические и психофизиологические факторы мешающие исполнителю проявить свой талант.

2) на основе психодиагностических данных разработать индивидуальный ментальный тренинг, и провести с целью позитивации исполнительского мастерства вокалистов.

3) показать эффективность ментального тренинга при работе с вокалистами.

Объект : психическое и физическое состояние вокалистов

Предмет исследования: динамика психического и физического состояния вокалистов в результате применения ментального тренинга.

Гипотеза: предполагается, что применение ментального тренинга будет способствовать оптимизации состояния вокалистов перед выступлением.

вокалист ментальный тренинг исполнительский

Глава 1. Литературный обзор


 

Значение воли


 

Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому если человек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он должен обязательно позаботиться о развитии у себя не только профессиональных способностей, но и таких качеств характера, которые ведут человека к победе в жизненной борьбе.

Психологи говорят о волевом действии тогда, когда такое действие протекает одновременно в двух плоскостях, в двух смыслах. Один смысл при этом задается реальным побуждением, а другой – воображаемым. И если человек волевой, то воображаемый мотив или смысл оказывается сильнее. Воображаемый смысл связан с социальными потребностями человека, его представлениями о себе как об общественном существе, уважающим и поддерживающим социальные нормы жизни. (Леонтьев А.Н.)

Через волевое действие человек оказывается связанным со своим будущим, которого еще нет, но которое должно состояться в результате его волевых действий.

Само сознание человека возникает тогда, когда он приобретает возможность посмотреть на себя со стороны, глазами других людей. Такое действие становиться возможным при развитии способности к воображению, умении прогнозировать и представлять последствия своих действий, как для себя, так и для других людей. И здесь включаются волевые механизмы регуляции поведения. (Рубинштейн С.Л)

Волевая деятельность заключается в том, что человек может осуществить власть над собой, затормозить непроизвольные импульсы, и усилить те, которые представляются ему желательными.

Далеко не всегда решение совершить то или иное действие может быть выполнено без усилий. Очень часто происходит борьба мотивов – выбор из нескольких альтернатив наиболее верного решения. Это борьба сопровождается внутренним конфликтом, часто очень мучительным. Нерешительный человек, приняв решение действовать в заданном направлении, в своих мыслях непроизвольно возвращается к отвергнутой альтернативе и может поменять свое решение. Такие колебания истощают нервную систему.

Проявление решительности или нерешительности зависит от психологических особенностей человека. Сознанием полной правоты во всем, что они делают, отличаются люди эпитимного и истерического склада. Психастеники отличаются повышенной склонностью к проявлениям неуверенности, помногу раз возвращаясь к отвергнутым альтернативам.

Существуют другие проявления воли: выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выдержка проявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных аффектов – раздражения, гнева, отчаяния, страха.

Настойчивость выражается в способности к длительному рабочему напряжению на пути к достижению цели.

Самостоятельность проявляется в опоре на собственный ум , знания и интуицию при выработке решения. Большое значение здесь имеет доверие к себе и к своим решениям.

Все эти волевые качества должны быть присущи певцу, для достижения цели. Но они во-первых, могут быть развиты неравномерно, во-вторых, могут проявляться по- разному. Тренировка соответствующего качества происходит только в процессе практической деятельности -подготовка к публичному выступлению.


 

1.2 Значение внимания


 

Различные параметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы. Лица с сильной нервной системой обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. Т.е. кто обладает подвижными нервными процессами, без труда переключает свое внимание с одних объектов на другие. Побочные раздражители для лиц с сильной нервной системой , являются стимулирующим фактором для повышенного внимания к основному виду деятельности.

Внимание связанно с индивидуально-типологическими особенностями, как интроверсия и экстраверсия. При выполнении какой-либо работы экстраверты, в силу их большей подвижности, делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точность выполнения задания. (Станиславский, 1951)

Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко дается экстравертам, это связанно с предрасположенностью реагирования на внешние обстоятельства. Сосредоточение- первая буква в алфавите успеха. Внимание и концентрация мысли есть причина всякого успеха. Посторонние мысли нередко ведут за собой лишние и неточные движения, закрепляясь при повторении , образуют неправильное исполнение, не имеющую художественной ценности. Напряженное, концентрированное внимание представляет собой тяжелый умственный труд, истощающий нервные клетки головного мозга, ведущие в данный момент работу, в результате чего в них возникают тормозные процессы и процесс возбуждения переходит на другие участки мозга. Для того чтобы этого не произошло методисты рекомендуют ограничить время занятий. Внимание очень тесно связанно с контролем действия, которое становится собственно вниманием тогда, когда достигает уровня автоматизации действий.


 

1.3 Психогигиена вокалиста


 

Что нужно артисту для того, чтобы он всегда был, как говорят , в форме, чтобы он всегда мог в полной мере использовать свои творческие возможности?

Для этого артист прежде всего должен чувствовать себя здоровым.

Верхние дыхательные пути, а также трахея, бронхи и легкие должны быть у певца всегда здоровыми. Он должен иметь выносливую мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

У певца должны быть хорошие слух и зрение, а также хорошо развитая память. Он должен выработать у себя устойчивое творческое настроение. Все эти требования могут быть выполнены лишь в том случае. Если у певца будет здоровый организм с натренированной, работающей без срывов нервной системой, и если развитие певца, всей его личности будет происходить разносторонне, гармонично. Певец никогда не сможет достичь больших успехов , если будет заботиться о здоровье и правильном развитии только одного голоса, мало обращая внимания на рациональное развитие, укрепление всего организма в целом, на совершенствование всей личности в интеллектуальном и нервно-психическом смысле. (Егоров А.М..1962)

Очень важно оберегать себя от болезней, которые, как известно, наносят вред здоровью, снижают жизненный тонус человека.

Многие артисты после концерта не могут долго заснуть, у некоторых сон тревожен, только под утро сон становится более спокойным и глубоким.

Плохой сон не дает отдыха певцу. Составляя рациональный режим для певца, надо исходить из требований его профессий и гигиенических норм.

Особое внимание должно быть уделено укреплению нервной системы, сохранению нервной энергии. Дело в том, что певец часто переезжает из города в город с гастролями. Происходит быстрая смена условий работы и быта всегда сопровождается ломкой одного динамического стереотипа и заменой его новым, что требует затраты нервной силы.

Для певца очень важно закаливание и укрепление организма. Некоторые певцы относятся к этому скептически , предпочитая кутать горло шарфом, остерегаться открытой форточки. Практики доказали, что закаливание предохраняет человека от простудных заболеваний. Закаливание для певца - важное средство профилактики опасных для него болезней и сохранения здоровья. (К.В. Злобин, 1958)

У артистов-вокалистов гигиенические требования к одежде имеют некоторые особенности, связанные с их профессией. Нижняя часть грудной клетки и подгрудинная область не должна быть сжата одеждой, чтобы не ограничивать дыхательных движений, не затруднять кровообращения в этих областях и не создавать лишних очагов раздражений, которые могут сказаться отрицательно на дыхании (тугие жилеты, бюстгальтеры, корсеты и проч.).

Если певец недостаточно владеет мышцами брюшного пресса, рекомендуется надевать на живот особый пояс – бандаж (по Л. Н. Работнову), поддерживающий нижнюю и среднюю часть брюшной стенки. Это может значительно облегчить работу прямых и косых мышц живота и помочь созданию "опоры" для дыхания.

Воротнички сорочек должны свободно облегать шею со всех сторон, не сдавливая ее, не затрудняя кровообращения. Молодые певцы, недостаточно тренированные, должны избегать выступлений в узкой и сдавливающей ступни ног обуви и с высоким каблуком. Узкая обувь и высокий каблук, сдавливая стопы ног и перенося тяжесть тела с пятки на пальцы, вызывает прежде всего нарушение правильного кровообращения в ногах, кроме того, создает комплекс неприятных ощущений, что мешает творческому состоянию выступающего певца, а у нетренированных лиц может вызвать различные отрицательные явления. Имеются отдельные случаи, когда певицы во время концерта падали в обморок, чему причиной являлась нерациональная обувь.

Информация о работе Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)