Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, реферат
Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением
сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное
выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты,
объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и
Кипренского.
Вместе с тем
в искусстве романтиков часто
сказывалось одностороннее
современного общества, противопоставление прозаической буржуазной
действительности субъективной поэтической свободы человеческого духа.
Изображение общественных противоречий в романтическом искусстве обычно
приобретало характер контрастного противопоставления личности героя с его
миром сильных чувств и идеальных порывов убогой и враждебной окружающей
действительности. Отсюда вытекали характерные для Романтизма мотивы
трагического разлада с жизнью, иронии и горькой насмешки над несоответствием
мечты и реальности, восхищение стихийной жизнью природы, в которой находят
отзвук переживания героя, тяга к отдалённым странам и эпохам, к далёкому от
современной цивилизации укладу жизни. Творческий метод романтиков
характеризуется тяготением к изображению исключительных характеров и
обстоятельств, к выражению субъективного мира человеческих чувств и
фантазии, к идеалам, зачастую смутным и неясным. По определению В. Г.
Белинского, сфера Романтизма – вся та «почва души и сердца, откуда
подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь
находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею».
Романтизм в литературе и искусстве не был единым. В нём явственно различаются
две тенденции, в своей основе противоположные друг другу: прогрессивный и
реакционный Романтизм Соотношение этих тенденций было, как правило, очень
сложным. Борьба между прогрессивными и реакционными романтиками часто
приобретала открытые формы, но вначале они нередко выступали совместно;
переплетение прогрессивных
и реакционных элементов
многих романтиков (напр., Э. Т. А. Гофмана). Прогрессивный Романтизм явился
выражением протеста широких общественных кругов против капиталистического и
феодального порядка, господства политической реакции. В лучших своих
проявлениях он поднимался до подлинной революционности (революционный
Романтизм). Искусство прогрессивного Романтизма., выдвинувшее таких
писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, декабристы К.
Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер, молодые А. С. Пушкин и М. Ю.
Лермонтов; таких композиторов, как Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз
и Ф. Лист; живописцев, как Т. Жерико и Э. Делакруа; актёров, как Г. Модена,
Э. Кин, П. С. Мочалов, б. ч. прямо или косвенно связано с национальными и
социальными освободительными идеями. Художники прогрессивного Романтизма
отразили в своём творчестве борьбу народных масс за свободу, их стремление к
справедливости и счастливому будущему, героизм и душевное благородство
человека. Прочно связанные с лучшими национальными традициями, с народным
творчеством (в музыке и поэзии), прогрессивные романтики стремились цельно и
ярко воплотить в своём творчестве дух народа. Возникнув в резкой и
непримиримой борьбе с догмами позднего классицизма и академизма,
прогрессивный Романтизм явился во многих случаях исходным пунктом для
развития реалистического искусства 19 в. В этом отношении характерна
творческая эволюция Дж. Байрона, Стендаля, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
М. И. Глинки, Г. Гейне, Ш. Петефи, А. Леметра. Творчество прогрессивных
художников-романтиков – Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, И. Манеса, П.
Михаловского, К. П. Брюллова – можно рассматривать как особый своеобразный
этап в развитии реализма в изобразительном искусстве.
Идейную основу реакционного Романтизма составляют реакция на победу
буржуазного строя
и на идеологию буржуазного
революционными народными движениями. Выступая нередко с резкой, хотя и
односторонней критикой капиталистического общества, реакционные романтики
искали выход из социально-исторических. противоречий в апологии
средневекового прошлого, монархии и религии. Они пропагандировали
«возвышение» искусства над жизнью, выдвигали на место разума и логики
религиозную мистику. Реакционный Романтизм также обращался к жизни народа и
народному творчеству, но при этом обычно фальсифицировал их, идеализируя
«органический» патриархальный уклад жизни, рисуя народную жизнь неподвижной
и косной, а народ – благочестивым и покорным. Эстетика реакционного
Романтизма была разработана главным образом немецкими философами, писателями
и критиками: В. Г. Ваккенродером, Л. Тиком, Ф. Нова-лисом, братьями Августом
Вильгельмом и Фридрихом Шлегель, Ф.В. Шеллингом. Особенно характерен
реакционный Романтизм для явлений литературы и искусства, порождённых
феодальной реакцией как в Германии (художники-назарейцы), так и во Франции
(Ф.Р. Шатобриан), Англии (поэты «озёрной школы») и др. Реакционный Романтизм
явился предшественником многих буржуазно-дворянских эстетских художественных
направлений 19 – начала 20 вв. Декадентские течения – символизм, «модерн» и
т. д., поднимали на щит теорию и практику реакционного Романтизма и
культивировали своеобразный «неоромантизм», имевший в основном крайне
упадочный антиреалистичный характер.
Романтические черты
или влияния сказались в
художников 1-й половины 19 в. Но развитие реализма сковывалось в известной
мере рамками Романтизма; художники-реалисты не могли удовлетворяться
отрицанием современной действительности, но должны были в ней самой черпать
содержание своих произведений. Наряду с борьбой против реакционного
Романтизма передовые художники преодолевают ограниченность Романтизма в
целом. Размежевание и полемика с Романтизмом отчётливо выступают в
творчестве И. В. Гёте, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне, О.
Бальзака, Стендаля, П. Мериме.
Историко-художественное значение Романтизма исключительно велико. В лучших
произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы,
связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно
более высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней
источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения Данте,
Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей ограниченности
Романтизм явился важной ступенью в общем ходе развития исторических
взглядов. В этом отношении важную роль сыграли романы В. Скотта,
произведения франц. историков Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, история языка и
поэзии, созданная братьями Я. и В. Гримм. Романтики обратили внимание на роль
народа в истории, на борьбу классов. Но историзм романтиков носил
односторонний характер и был обращён главным образом к ранним этапам
национальной жизни. «Первая реакция против французской революции и
связанного с нею просветительства была естественна: все получало
средневековую окраску, все представлялось в романтическом виде» (Маркс К.).
Как «первая реакция» против утверждения новой буржуазной действительности
Романтизм заключал в себе положительное, исторически прогрессивное
содержание. Он обогатил культуру многих народов всеобъемлющим, хотя и смутным
еще сознанием противоречий наступившей буржуазной эпохи. Романтизм открыл в
искусстве новый мир чувств и страстей, порыва к идеалу, творческого
воображения. Художественный метод Романтизм оказал своими многими сторонами
огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства.
Лучшие традиции прогрессивного Романтизм питало творчество ряда передовых
художников 2-й половины 19 и 20 вв. В тесной связи с этими прогрессивными
традициями, но уже на совершенно новой исторической почве вырастает
революционная романтика произведений М. Горького, отражающая могучее
стремление народных масс к свободе и лучшему будущему. Революционная
романтика, связанная с воплощением народных коммунистических идеалов,
составляет органическую
часть искусства
Информация о работе Романтизм как метод и направление в художественной культуре