Смеховая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:10, реферат

Описание работы

Сущность культуры выражается в представлениях человека о самом себе, о смысле своего существования в обществе. Но культура складывается не в изоляции от всего остального мира, а как форма общения людей, ибо только в общении возможно самоосознание. В этом смысле любая культура есть некая форма диалога, а ее существование есть существование на границе с другой культурой. Однако и сама структура культуры не является монологичной. Наряду с официальной культурой, для которой характерны нормообразующие, сдерживающие функции, существует тот культурный пласт, где есть выход инстинктам, но в принятых обществом формах. Это так называемая неофициальная, народная, а по выражению М.М. Бахтина, смеховая культура, которая выделяется как специфический феномен европейской культуры в эпоху средних веков.

Содержание

1. Введение – стр. 2-4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(Концепция смеховой культуры М.М. Бахтина.) – стр. 5-9
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ – стр. 9-11
2.1. Юмор – стр. 11-13
2.2. Сатира – стр. 13-17
2.3. Каламбур – стр. 17-19
ГЛАВА 3. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре – стр. 20
3.1. Историко-культурная заданность смеховой культуры – стр. 20 -21
3.2. Особенность смеховой культуры Руси – стр. 21-22
3.3. Смех и отношение к нему православной церкви – стр. 22
3.4. Парадокс древнерусского смеха – стр.22-23
3.5. Валять дурака – стр. 23
3.6. Балагурство и скоморошество – стр. 23-24
3.7. Юродство между смеховым миром и церковной культурой – стр. 24
3.8. Отголоски древнерусского смеха – стр. 25
ГЛАВА 4. Амбивалентная символика смехового мира праздника – стр. 25-26
4.1. Семейная обрядность – ритуал ухаживания – стр. 26-27
4.2. Смех и смерть – стр. 27-29
4.3. Смех как оберег от нечистой силы – стр. 29 - 31
ГЛАВА 5. Проявление смехового мира в малых жанрах – стр. 31
5.1. Анекдот в традиционной культуре – стр. 32
5.2. Анекдотические былички – стр. 32-33
5.3. Топонимическая частушка – стр. 33-36
Заключение – стр.37
Литература – стр. 38

Работа содержит 1 файл

Реферат по смеховой культуре. РТП.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Содержание

    1. Введение – стр. 2-4

  1. ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    (Концепция смеховой культуры М.М. Бахтина.) – стр. 5-9

  1. ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ – стр. 9-11
  2. 2.1. Юмор – стр. 11-13
  3. 2.2. Сатира – стр. 13-17
  4. 2.3. Каламбур – стр. 17-19
  5. ГЛАВА 3. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре – стр. 20
  6. 3.1. Историко-культурная заданность смеховой культуры – стр. 20 -21
  7. 3.2. Особенность смеховой культуры Руси – стр. 21-22
  8. 3.3. Смех и отношение к нему православной церкви – стр. 22
  9. 3.4. Парадокс древнерусского смеха – стр.22-23
  10. 3.5. Валять дурака – стр. 23
  11. 3.6. Балагурство и скоморошество – стр. 23-24
  12. 3.7. Юродство между смеховым миром и церковной культурой – стр. 24
  13. 3.8. Отголоски древнерусского смеха – стр. 25
  14. ГЛАВА 4. Амбивалентная символика смехового мира праздника – стр. 25-26
  15. 4.1. Семейная обрядность – ритуал ухаживания – стр. 26-27
  16. 4.2. Смех и смерть – стр. 27-29
  17. 4.3. Смех как оберег от нечистой силы – стр. 29 - 31
  18. ГЛАВА 5. Проявление смехового мира в малых жанрах – стр. 31
  19. 5.1. Анекдот в традиционной культуре – стр. 32
  20. 5.2. Анекдотические былички – стр. 32-33
  21. 5.3. Топонимическая частушка – стр. 33-36
  22. Заключение – стр.37
  23. Литература – стр. 38
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Сущность  культуры выражается в представлениях человека о самом себе, о смысле своего существования в обществе. Но культура складывается не в изоляции от всего остального мира, а как форма общения людей, ибо только в общении возможно самоосознание. В этом смысле любая культура есть некая форма диалога, а ее существование есть существование на границе с другой культурой. Однако и сама структура культуры не является монологичной. Наряду с официальной культурой, для которой характерны нормообразующие, сдерживающие функции, существует тот культурный пласт, где есть выход инстинктам, но в принятых обществом формах. Это так называемая неофициальная, народная, а по выражению М.М. Бахтина, смеховая культура, которая выделяется как специфический феномен европейской культуры в эпоху средних веков.

     Средневековый этап в развитии культуры Западной Европы является  уникальным периодом в истории, т.к. представляет собой переход от античности к новой, собственно европейской цивилизации. В это время зарождается особый менталитет европейца, его уникальный взгляд на мир и самого себя. Но неофициальная культура редко становилась предметом рассмотрения, она казалась «случайным» явлением, приниженным, пародийным отражением идей «высокой» культуры средневековья. Традиционное исследование культуры средневековья и Ренессанса проходило через призму официальных христианских ценностей, созданных монастырской и университетской ученостью того времени. «Мы судим о культуре людей по людям культуры».

Рассмотрению  народной культуры, культуры «безмолвствующего  большинства», не уделялось должного внимания.

     Отсюда зачастую вытекает непонимание смысла и недооценка значения этой культуры, в то время как исследование смеховых начал культуры как неотъемлемой ее части, мировоззренческой ценности карнавала и сопоставление различных смеховых традиций позволяет воссоздать целостное представление о культуре эпохи средневековья и Ренессанса. А Монография М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» явилась первым опытом анализа

и структуры карнавального смеха. Несмотря на критику «смеховой» теории,

именно  она лежит в основе большинства  современных исследований указанной  проблемы.

Теория  М.М. Бахтина явилась стимулом к  рассмотрению и древнерусской смеховой культуры, которая предстала перед  исследователями как специфическое образование, а особенности ее проявления во всех сферах жизненного уклада русского человека явно выделяются на фоне смеховой культуры стран средневековой Европы. Исследование западноевропейской и древнерусской смеховых культур, поиски их сходства и различия, является актуальной проблемой истории и теории культуры. Поиски карнавальных начал в двух различных культурах средневекового периода, позволят глубже понять культурный диалог Запада и России современной эпохи. Так ли уникален европейский менталитет средневековья? Есть ли параллели? Пытаясь ответить на эти вопросы, автор настоящего исследования обращается к средневековой смеховой культуре Европы и Руси.

   Проблема смеховой культуры является сложной и многогранной темой, недостаточно разработанной в научных исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых.

Изучением народной культуры средневековья занимался ряд зарубежных авторов, в особенности стоит отметить французскую Школу «Анналов» и ее представителей: Люсьена Февра, Марка Блока, Жоржа Дюби, Эммануэля Леруа Ладюри и Жака Ле Гоффа. Современным французским историком Жаком Ле Гоффом были проведены исследования западноевропейской средневековой народной культуры и написаны труды относительно ментальности системы ценностей, смеховых традиций и т.д.

    Фундаментальность теории карнавальной культуры Бахтина может вызывать определенные сомнения, однако именно его теория стала толчком к исследованию феномена смеховой культуры. Бахтин подчеркивал, что его труд - лишь первый шаг в деле исследования необозримой карнавальной культуры. Именно поэтому вслед за «Творчеством Франсуа Рабле» выходит ряд статей и монографий по проблеме смеховой культуры.

Цели  и задачи исследования. Цель исследования состоит в сравнительном анализе западноевропейского и древнерусского смехового начала эпохи средневековья.

Достижение  цели предполагает решение  следующих задач:

— анализ образов и основных форм смехового  поведения на основе теории смеховой культуры М.М. Бахтина;

— выявление  западноевропейских и древнерусских ментальных установок средневековья;

— обоснование  западноевропейской смеховой культуры средневековья как явления городского уклада;

— установление специфической природы смеховой культуры Древ-

ней Руси.

Объектом  исследования является народная смеховая культура как особый аспект мира, человека и человеческих отношений. Это не только карнавал в узком смысле слова, но вся народно-праздничная, неофициальная жизнь.

Предметом исследования является смеховая культура средневековой Западной Европы и  Руси, ее базовые ценности и установки.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология обусловлена  задачами исследования и основана на сочетании абстрактно-теоретического и конкретно-исторического анализа, принципах системности, историзма, восхождении от абстрактного к конкретному.

В своем  понимании культуры автор, опираясь на концепцию М.М. Бахтина, рассматривает ее как особый субъект творчества в социальном измерении, который выражает себя как многоголосие, полифония в различных типах архитектоники.  

ГЛАВА 1.

ТЕОРИЯ  СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Концепция смеховой культуры М.М. Бахтина.

  Впервые проблема народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса была поставлена российским исследователем Михаилом Михайловичем Бахтиным. Произошло это 15 ноября 1946 года во время защиты Бахтиным кандидатской диссертации «Рабле в истории реализма». Парадоксальная концепция исследователя вызвала огромный интерес, отразившийся как в одобрении, так и в возражениях. Приняв во внимание замечания и предложения оппонентов, ученый старательно и детально дорабатывает свой труд. В 1965 году выходит книга Бахтина под названием «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» - издание, ставшее, впоследствии всемирно известным и положившее начало исследованию смеховой культуры.

До Бахтина  народная культура редко становилась предметом рассмотрения исследователей, отсюда проистекает недооценка значимости средневековой культуры. «Целый необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального средневековья. При всем разнообразии этих форм и проявлений — площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое — все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры».

Бахтин  первым обращает внимание на существование феномена народной (смеховой) культуры средневековья и Возрождения. Задачей ученого

становится  поиск смысла, исследование неповторимости и оригинальности,

отыскание мировоззренческой и эстетической сущности смеховой культуры.

Между тем Бахтин подчеркивает, что предметом его исследования является

творчество  Франсуа Рабле, в произведениях  которого «народная смеховая культура собрана, сконцентрирована и художественно осознана». Благодаря трудам Рабле, являющимся «энциклопедией народной культуры», возможно проникновение суть смеховой жизни средневековья.

В жизни  средневекового человека празднества карнавального типа играют значительную роль. Смеховые гулянья той эпохи помимо карнавалов включали в себя ярмарки с участием шутов, великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей; «праздники дураков», «праздник осла», «шаривари»; «рождественский смех», «пасхальный смех»; сценические постановки мистерий, фарсов и соти; городские сельскохозяйственные праздники, заканчивающиеся пирушкой и выбором эфемерных королей и королев и т.д. Временной период проведения празднеств карнавального типа насчитывал до трех месяцев в году. Столь длительное ощущение праздника оказало весомое влияние на мировосприятие людей той эпохи.

С древнейших времен «ритуальным смехом» сопровождались аграрные обряды и обычаи. «Некогда смеху приписывалась способность не только повышать жизненные силы, но и пробуждать их. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека, так и жизни растительной природы». Смеховые действа всегда были связаны с переломными моментами природной, человеческой и общественной жизнедеятельности. Смена времен года, чередование аграрных циклов, моменты смерти и рождения имели существенное значение в жизни древних людей. Народная мечта человеческого счастья, удачи, изобилия, плодородия и бессмертия появилась давным-давно. Древнейшие празднества (преимущественно земледельческого типа) несли в себе радость, ликование, смех и надежду на благополучное будущее. Социальное расслоение, усиление власти государства делает недопустимым существование смеха наравне с формами официальной культуры; постепенно народная культура приобретает статус неформальной, ограничивается в свободе своего выражения.

Эпоха средневековья приняла жесткую систему иерархического социального порядка, государственных законов, религиозных запретов. Официальная культура утверждала незыблемую и вечную правду о мире, Боге и человеке. Следовательно, характер государственного праздника был торжественно серьезным. Смеховое начало как основной элемент человеческой праздничности отсутствовало в официальной культуре. Однако смех являлся неистребимой основой любого народного праздника с древнейших времен.

Частичная легализация во времени и пространстве смеховых образов и форм

стала для официальной культуры неизбежна.

      Бахтин называет несколько возможных причин терпимого и снисходи-

тельного  отношения к смеховой культуре, сложившихся в ранние века средневековья:

1. Слабое  устройство официальной культуры, вплоть до IX века;

2. Быстро  развивающийся феодальный строй  являлся относительно народным;

3. Существование  традиций римских сатурналий и других народных праздников;

4. Народная культура всегда являлась сильным образованием, с которым приходилось считаться;

5. Языческие  смеховые обряды были преобразованы церковью в христианские праздники. 

Информация о работе Смеховая культура