Стилистическое единство классицистических интерьеров 18-ого века и мебели фирм «Хэпплуайт» и «Шератон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы-анализ мебели фирм.
Для достижения цели были сформулированы сведущие задачи:
- Изучение литературы по данной теме.
- Изучение и подбор необходимого материала для выполнения курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Интерьер и мебель. 4
1.1 История стилей интерьера 4
1.2 Классицизм (сер. XVIII - XIX вв.) 32
Глава 2.Фирмы Шератон и Хепплуайт 36
2.1 Стили Хеппльуайта и Шератона 36
2.2 Мебель фирмы Шераттон. 37
2.3 Мебель фирмы Хэпплуайт. 39
Заключение 47
Библиографический список 49

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 109.73 Кб (Скачать)

Драпировки на окнах выполнены  из изысканных тканей,  как правило, без ламбрекенов.

Барокко.

Барокко - слово итальянское и  в переводе синонимично слову "причудливый". Так назвали стиль его поздние  противники - классицисты XVIII века, которым  формы барокко напоминали странную вычурную раковину - результат игры "неразумной природы". История  стиля неразрывно связана с эпохой абсолютизма, в частности со временем правления французского Людовика 14-го, "Короля-Солнце". Со временем это  приводит к определенной униформизации  многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали  неестественность поз и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто театральное.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что  отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы  барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом  строительстве, в архитектуре и  интерьере новых церквей и  монастырей.

Вместо средневекового мистического благоговения церковь теперь стремится  воздействовать на вновь завоеванную  массу верующих средствами светского  искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств обширен; здесь  и цвет, и эффекты освещения, и  пафос красноречия, и музыка.

Новые социально-экономические отношения  содействовали развитию крупных  городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего городского населения  возводятся первые доходные дома. Архитекторы  решают крупные градостроительные  задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные  парковые ансамбли. Принцип регуляции  распространяется и на естественные формы природы: деревья и кусты  стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко для сильных  мира сего служило средством самовосхваления  перед, критически настроенным, неспокойным  народом. Отсюда и неизбежное тяготение  ко всему чрезмерному, к слишком  громким интонациям, к нагромождению  форм, портящему впечатление.

Парадные интерьеры дворцов  выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны  по рисунку и более дробны. Стены  затянуты дорогими тканями, а потолки  благодаря иллюзионистическим, перспективным  эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Плавные геометрические линии Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали  и другие более сложные и запутанные очертания. Спокойная гладь поверхности  предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно поддающуюся гнутию, древесину не так уж просто.

Так по необходимости возникает  интереснейший приём отделки  мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых  поверхностей склеивали кусочки  фанеры.Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда - обилие в барочной мебели лаковой работы. Так из необходимости зародился интереснейший приём отделки мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её лакировкой.

В эпоху барокко архитектурные  формы в мебели применяются без  особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведёт к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала.Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности  предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь часто  изготавливается из ореха, более  пригодного для резьбы и полировки. В Италии мебель особенно любят покрывать  яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию  зеркальными пластинками. В каркасной  мебели (стулья, кресла, диваны и пр.)

В оконных драпировках есть место  для воображения:

Текстильное оформление было  очень  пышным. В декоре царствуют дорогие  ткани, портьеры, ламбрекены. Уместны  сваги, кокилье, кисти, бахрома, шнуры, вензеля, вышитые золотым люрексом.

Использовались тяжелые, богатые  драпировки, не пропускающие свет.

Появились карнизы – доски, к  которым портьеры прибивались гвоздями. Чтобы закрыть доску, ее декорировали тканью, так появился первый ламбрекен. Затем стали использовать круглые  карнизы толщиной 15-20 см, с резными  или круглыми наконечниками в  виде шаров – «флеронами».

Окна загораживали ставнями на персидский лад, так появились первые жалюзи (от французского «ревность»). Из легких тканей появились французские шторы  – «маркиза», а также поднимающиеся рамы.

Рококо. Рококо стало блестящим  завершением стиля барокко. В  наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости  до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается  уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и  пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у  выдающихся мастеров изделия хотя и  декоративны, грациозны, но несколько  поверхностны. Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на "китайщину" или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Хотя этот стиль называют "стилем Людовика XV", но, в отличие, от барокко  он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это  частные дома французской знати  и загородные дворцы. Комнаты в  них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные  композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными  панелями, позолоченными орнаментами  и зеркалами, которые словно расширяют  пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную  для будуаров. Оформление салонов  и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. В колорите преобладают  нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое в с  голубым, зелёным или розовым  и непременное золото. Именно в  эпоху рококо впервые возникает  представление об интерьере, как  целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру  жизненного уклада. Все предметы интерьера  изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.

Если для барокко характерны тяжелые, роскошные ткани, то для  рококо больше подойдут ткани изысканные, легкие, такие как шелк, тафта, газ.

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных  элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным  становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром  мебель рококо кажется будто бы отлитой  из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что  ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов  обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной  резьбой. Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины, и капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто  женские предметы мебели. Это и  стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространённой в это время "грёз, мечтаний и интриг".

Самым уютным и интимным в истории  классических интерьеров был стиль  рококо (переводится как «раковина», «жемчужина»). И если ампир — безусловно, мужественный стиль, то рококо — женственный. Его философия — это мир будуара, игры карнавала. 

Классицизм.

Классицизм именуют "стилем Людовика XVI", и ему довелось стать последним "королевским стилем", когда  влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля мебели. Немалую роль в  распространении нового стиля сыграла  всесильная фаворитка короля - мадам  Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые типы мебели.

В середине 60-х годов XVIII в. убранство  помещений стало простым и  строгим. Яркий пример - интерьеры  покоев Людовика XVI в Версале. Если в  эпоху рококо даже большое помещение  должно было производить впечатление  будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту - они создавали  иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов  и подсвечников, сложной по рисунку  лепнины появились беломраморные  медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны. Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы  рококо постепенно "успокаиваются": линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому.

Изменение принципа построения лучше  всего обнаружить на примере мебельных  ножек. Если в мебели рококо гнутые ножки непосредственно "перетекали" из корпуса предмета, то в классицизме  снова подчёркивается их функция  опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам.

В мебели классицизма уже нет  той слитости деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным  орнаментом или строгой красно-белой  полоской. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные  или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. 

Нередко употребляются цветные  лаки (белый, зелёный) в сочетании  с лёгкой позолотой отдельных деталей. К прежним типам мебели в этот период не прибавляется новых. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. Много шедевров и среди комодов, исполненных в новом стиле (иногда они надстраивались полками).

Вызванный к жизни идеями Просвещения  классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в  результате планомерного культивирования  античных образцов). Однако вскоре шаблонное  подражание античности увело его  в сторону холодной рассудочности.

Термин «классицизм» происходит от латинского classicus – образец, норма, порядок. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - нач. XIX вв. (последний часто  именуется неоклассицизмом). Простые  и четкие формы античного искусства  принимаются за образец для подражания. Происходит отказ от чрезмерной роскоши  барокко и рококо. Широко распространилась мода на маленькие комнаты. Родился  «style Gabriel»: простые филенки, двери, классически  сдержанные карнизы, камины ясных очертаний  из красивого мрамора, увенчанные большими простыми зеркалами, белые потолки, стены, окрашенные в белый, серый  или бледно-зеленый цвета. Это  и стало классическим французским образцом элегантного дома.

Цветовое решение интерьера -это  спокойные благородные тона, сочетание  светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми  коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели. Ванная комната  в классическом интерьере оформляется  в теплых оттенках бежевого цвета  и смотрится очень торжественно. Позолоченные краны, стены и пол  отделаны мрамором.

В связи с возросшим сейчас интересом  к классической мебели, появились  фирмы, выпускающие так называемую репродуктивную классику: дизайнеры  фабрик находят в музеях и на аукционах  эскизы старинной мебели и воссоздают ее образцы. Такая мебель, полностью  воспроизводя антикварный оригинал, может содержать даже тайники, устроенные давно умершим мастером. Классический декор мебели выдержан, например, в  английском стиле: натуральная латунь, выложенная вручную мозаика из кусочков дерева разных пород, патинированные зеркала. Строго и изящно смотрятся узкие  вертикальные витрины, стулья из розового дерева и ореха.

Классическая мебель рассчитана на спокойных и солидных людей, не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и, как произведение искусства, передается по наследству.

Современное жилье помимо соответствия стилю и красоте должно удовлетворять  требованиям информационного века. Куда, например, деть в классическом интерьере телевизор, видеомагнитофон и прочую технику, без которой не обойтись. Ведь в классическом интерьере не должно быть ничего лишнего. Поэтому создающие современную мебель мастера, сохраняя классическую строгость, придают мебели современные свойства: встраиваются выдвижной блок для телевизора и видеомагнитофона, ящики для деловых папок и кассет. Возможен вариант, когда техника "прячется" дизайнером в специальную нишу в стене. Так достигается гармония классического стиля с требованиями современного комфорта и уюта в доме.

Классический интерьер в современном  варианте - спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей  и суеты, где каждый элемент кажется  особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное  целое.

Информация о работе Стилистическое единство классицистических интерьеров 18-ого века и мебели фирм «Хэпплуайт» и «Шератон»